Дело №2-253/2024
УИД 37RS0016-01-2024-00233-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Юрьевец 01 апреля 2024 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Чувилиной О.В.,
при секретаре Абрамовой Л.А.,
с участием помощника прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Лебедевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании канализационной сети бесхозяйным имуществом и возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании канализационной сети протяжённостью около 1292 м, расположенной в районе <адрес> муниципального района бесхозяйным имуществом, и возложении обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области указанную канализационную сеть в качестве бесхозяйного объекта.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2, по результатам которой было установлено, что на территории <адрес> муниципального района в районе <адрес> и <адрес> функционирует канализационная сеть протяженностью около 1292 м. Система включена в Схему водоснабжения и водоотведения Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на период 2024-2034 годы, утвержденную постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района № 441 от 16.11.2023 года. Однако данная система водоотведения не значится в реестрах государственной или муниципальной собственности, информация о регистрации на спорный объект отсутствует, собственник данного объекта не установлен, в связи с чем, указанное недвижимое имущество обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи. До настоящего времени администрация Юрьевецкого муниципального района и компетентные органы, обладая данной информацией по объекту, каких-либо мероприятий по установлению признаков бесхозяйно недвижимой вещи и последующей постановки ее на учет не предприняли. Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, относится к линейным объектам, то есть сооружениям, которые в силу п. 1 ст. 131.3 ГК РФ являются недвижимыми вещами, что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без соразмерного ущерба их назначению. Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества в данном случае ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, обеспечение безопасности указанного объекта для неопределенного круга лиц, защиту от чрезвычайных ситуаций. Бесхозяйность указанного объекта может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоотведения, функционирование данного объекта жилищно -коммунального комплекса, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благополучную окружающую среду (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник прокурора Юрьевецкого района Лебедева Т.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что на данной канализационной сети постоянно происходят аварийные ситуации, однако управляющая компания не определена, на балансе она не состоит. В 2021 году были обращения к ответчику о постановке данного объекта на учет, но какие-либо меры ответчиком не предпринимаются, ввиду чего полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области не явился. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. От представителя администрации ФИО4, действующего по доверенности, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Представители третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям и сельскому хозяйству администрации Юрьевецкого муниципального района, администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района, а также представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика - Департамента управления имуществом Ивановской области, Управления Росреестра по Ивановской области, Филиала «Роскадастра» по Ивановской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Департамента управления имуществом Ивановской области, Управления Росреестра по Ивановской области в суд поступили отзывы, в которых просят рассмотреть дело без участия их представителей.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов на соответствующих территориях.
Федеральный законодатель предусмотрел, что установленные частью 1 статьи 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 названной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно п.5 Приказа Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Юрьевецкого муниципального района Ивановской области проведена проверка по обращению жителя <адрес> ФИО2, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> муниципального района в районе <адрес> и <адрес> функционирует канализационная сеть протяженностью около 1292 м. Данная система водоотведения не значится в реестрах государственной или муниципальной собственности, информация о регистрации на спорный объект отсутствует, собственник данного объекта не установлен.
Администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на запрос сообщила, что в настоящее время администрация не располагает сведениями о перечне обслуживаемых домов, обслуживаемых системой, кем и когда она возведена, собственник системы не известен, обслуживающая организация отсутствует, в реестре муниципального имущества Юрьевецкого муниципального района система не состоит (л.д. 10-11).
Администрация Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на запрос сообщила, что система водоотведения была возведена колхозом «Вперед по-Ленински», на балансе нигде не состоит, в реестре муниципального имущества не числится, никем не обслуживается, администрация совестно с местными жителями периодически проводят чистку системы водоотведения (л.д. 12, 15).
Как следует из служебной записки Главы Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО5 в адрес Главы Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО8 № 275 от 25.10.2021 года, трубопровод центральной канализации от многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, а также частного сектора по данной улице, на балансе администрации не состоит, просили разобраться в данном вопросе (л.д. 14).
Согласно ст.2 Устава Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области село Соболево составляет территорию Соболевского сельского поселения, которая в свою очередь входит в состав Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Полномочия по организации водоотведения на территории Соболевского сельского поселения в соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ лежат на администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Как следует из сообщения Главы Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО6 № 494 от 22.02.2024 года, в настоящее время проводятся подготовительные работы в целях изготовления межевого плана канализационной сети с целью постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта (на л.д. 11). Однако стороной ответчика суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время приняты меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной сети протяжённостью около 1292 м, расположенной в районе <адрес> муниципального района.
Также судом отмечается, что ответчик не обеспечил явку своего представителя на рассмотрение данного дела, администрацией Юрьевецкого района не оспаривалось, что именно на ней лежит обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества спорной канализационной сети в с. Соболево Юрьевецкого района Ивановской области.
Поскольку в судебном заседании установлено, что канализационная сеть протяженностью около 1292 м расположенная на территории <адрес> муниципального района в районе <адрес> и <адрес> не значится в реестрах государственной или муниципальной собственности, собственник данного объекта не установлен, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании канализационной сети бесхозяйным имуществом.
Также, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в части возложении обязанности на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области принять меры к постановке канализационной сети протяженностью около 1292 м расположенной на территории <адрес> муниципального района в районе <адрес> и <адрес> на учет в качестве бесхозяйного объекта.
С учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств. Такой срок должен быть разумным, установлен с тем расчетом, чтобы у ответчика была реальная возможность исполнить решение суда и по возможности избежать механизма, установленного статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, запрашиваемый истцом срок для постановки канализационной сети в качестве бесхозяйного объекта равный трем месяцам, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает недостаточным.
Принимая во внимание продолжительность процедуры по оформлению технической и иной документации, необходимой для постановки объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, в данном случае канализационной сети, (проведение торгов, кадастровых и иных необходимых работ, затраты на который не были учтены в бюджете муниципального образования на текущий год), суд считает необходимым обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области указанную канализационную сеть в качестве бесхозяйного объекта, считая данный срок разумным и обоснованным.
При подаче иска прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в соответствии с п. 9 ч. 1ст.333.36 НКРФ был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для взыскания с ответчиков судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела (государственной пошлины).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании канализационной сети бесхозяйным имуществом и возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта, удовлетворить.
Признать канализационную сеть протяжённостью около 1292 м, расположенную в районе <адрес> и <адрес> муниципального района Ивановской области бесхозяйным имуществом.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области принять меры к постановке канализационной сети протяжённостью около 1292 м, расположенной в районе <адрес> и <адрес> муниципального района на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в качестве бесхозяйного объекта в срок - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Чувилина
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2024 года.