Дело № 2-939/2023 17 ноября 2023 г.
29RS0010-01-2023-001505-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Мордовской Т.А.,
с участием истца Старовой Е.А., представителя ответчика Чебыкиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 17.11.2023 гражданское дело по исковому заявлению Старовой Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании изменить сведения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Старова Е.А. обратилась в Коряжемский городской суд с исковым заявлением к ОСФР по Архангельской области и НАО о возложении обязанности внести в ее индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении периода работы с 10.04.2006 по 31.12.2008 в должности машиниста крана (крановщика) в ООО «Ремсервис» с отражением кода льготных условий труда в качестве трактористов, машинистов в сельском хозяйстве, в других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Истец Старова Е.А. заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Чебыкина О.И. в удовлетворении требований просила отказать, по доводам, изложенным в представленных письменных возражениях.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно ст. 5 данного закона, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Застрахованное лицо в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (ст. 15 Федерального закона от 14 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Порядок осуществления корректировки определен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.10.2019 №519п. Порядок определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета (застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части, в том числе сведений о страховом стаже застрахованного лица и трудовой деятельности (профессиональной служебной деятельности).
Территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
В целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо (представитель застрахованного лица) представляет заявление, а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в том числе о стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет либо принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Таким образом, исходя из Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действующего в настоящее время, корректировка сведений о стаже может осуществляться пенсионными органами за любой период, но при наличии документов о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в специальный стаж.
Порядок не содержит норм, четко определяющих, какие именно документы о периодах работы в особых условиях, должны быть представлены обращающимися. Однако, учитывая, что индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы пенсионного законодательства Российской Федерации, устанавливающие порядок подтверждения специального стажа работы.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, п. 43 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы) (пункт 59 Правил № 1015).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59 и ст. 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из пояснений сторон и исследованных письменных доказательств следует, что Старова Е.А., родившаяся ..., зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24.05.2002, обратилась к ответчику 02.05.2023 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
15.05.2023 ОСФР по Архангельской области и НАО принято решение об отказе в назначении истцу страховой пенсии по стрости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого стажа работы в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением возраста, дающего право на пенсию.
25.09.2023 Старова Е.А. обратилась в отделение с заявлением о корректировке сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, приложив копия трудовой книжки, копию удостоверения машиниста мостовых и козловых кранов, а также копию архивной справки архивного отдела администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» от 14.06.2023 №406.
12.10.2023 истцу направлен ответ об отсутствии оснований для корректировки индивидуального лицевого счета за период с 10.04.2006 по 31.2.2008.
Из материалов пенсионного дела истца следует, что по состоянию на 02.05.2023 Старова Е.А. имеет страховой стаж в льготном исчислении - 23 года 05 месяцев 24 дня (в календарном исчислении - 22 года 8 месяцев) при требуемом стаже не менее 20 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении - 20 лет 06 месяцев 08 дней при требуемом стаже 20 лет; стаж работы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ - 11 лет 09 месяцев 04 дня, что менее требуемого стажа 15 лет.
При этом пенсионным органом не включен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, в том числе период работы истца в ООО «Ремсервис» с 10.04.2006 по 31.12.2008 в должности машиниста крана (крановщиком) участка ООХ и УВ 3 разряда, то есть период работы после регистрации Старовой Е.А. в качестве застрахованного лица, в связи с не подтверждением факта льготной работы сведениями персонифицированного учета.
Истцом заявлены требования о возложении на пенсионный орган обязанности по корректировке сведений в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с отражением кода льготных условий труда в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин в период работы с 10.04.2006 по 31.12.2008.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Ремсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.10.2002 с основным видом деятельности «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки», 23.08.2010 данное юридическое лицо ликвидировано.
Из трудовой книжки истца следует, что Старова Е.А. в период с 10.04.2006 по 31.12.2008 работала в ООО «Ремсервис» в должности машиниста крана (крановщиком) участка ООХ и УВ 3 разряда. Указанные обстоятельства подтверждаются и справкой из архивного отдела администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма».
Вместе с тем одной записи в трудовой книжке не достаточно для определения права на досрочное назначение пенсии.
Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 25.11.2018 № 1705-0, устанавливая в Федеральном законе «О страховых пенсиях» для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях и по одним и тем же профессиям, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.
Таким образом, работа в особых условиях труда должна осуществляться полный рабочий день и должна быть подтверждена документально.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н с 01.01.2022 утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно подпунктам «а» и «н» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30. часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях») и документы (сведения) о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункты 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие же требования были установлены и ранее действующим законодательством.
Таким образом, в целях подтверждения работы в особых условиях труда, работодатель не только представляет сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника, в которых отражает работу в особых условиях труда, если таковая осуществлялась, но также выдает работнику справку, уточняющую льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Истцом справка работодателя, уточняющая льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, ни в Отделение ни в суд не предоставлена.
Основным критерием приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае является работа по осуществлению непосредственного управления машинами, выполняющими погрузочно- разгрузочные работы.
К машинам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, относятся краны различных видов, оснащенные грузозахватными механизмами (мостовые, кран-балки, козловые, портальные, башенные и другие краны).
Основным условием для предоставления права на досрочное назначение пенсии женщинам является выполнение на кранах погрузочно-разгрузочных работ.
Согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, утвержденный Постановлением ГК СССР по труду и социальным вопросам от 31.01.1985 № 31/3-30 (в редакции Приказа Минтруда России от 09.04.2018 № 215), машинист крана (крановщик) управляет кранами при выполнении работ по погрузке, разгрузке, перегрузке грузов, в также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин.
Однако, информацией о том, какие виды кранов имелись в распоряжении работодателя, на каких видах машин работали машинисты крана, истцом не представлено, как и иных документов, подтверждающих работу истца в спорный период на льготных условиях.
Как установлено судом работа в оспариваемый истцом период осуществлялась Старовой Е.А. после ее регистрации в качестве застрахованного лица 24.05.2002 в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», следовательно, характер работы в данные периоды подлежит подтверждению сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Старовой Е.А. на индивидуальном лицевом счете истца за период работы с 10.04.2006 по 31.12.2008 сведения о стаже истца отражены без указания кода «Льготные условия труда». Таким образом, работодатель истца, на которого законом возложена обязанность представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе о периодах их деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, не подтверждает занятость истца на работе в качестве трактористов, машинистов в сельском хозяйстве, в других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом того, что работодателем не подтверждены особые условия труда истца, то есть выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, доказательств того, что работодатель неправомерно не отразил льготные условия труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в спорный период работы, истцом не предоставлено, в материалах дела не имеется, оснований для корректировки сведений персонифицированного учета и уточнения индивидуального лицевого счета застрахованного лица Старовой Е.А. не имеется, следовательно в удовлетворении рассматриваемого искового заявления надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Старовой Е. А. (паспорт серии 11 23 №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН № об обязании изменить сведения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 17.11.2023.
Председательствующий А.П. Спиридонов