Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-55/2023 (2-788/2022;) ~ М-758/2022 от 20.12.2022

Дело № 2-55/2023 (2-788/2022)      37RS0016-01-2022-001068-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        07 февраля 2023 года                                                  г. Пучеж Ивановской области

                                                   

       Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., с участием представителя ответчика Комаровой С.А., при секретаре Скворцовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукониной Марины Львовны к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области о взыскании денежных средств в виде недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 60882 рублей 12 копеек, недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 867 рублей 52 копейки, недоплаченного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 15 918 рублей 43 копейки, процентов за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 1994 рубля 20 копеек, процентов за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 48 рублей 15 копеек, процентов за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме 3378 рублей 96 копеек, процентов за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске на фактическую дату выплаты, процентов за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск на фактическую дату выплаты, процентов за несвоевременную выплату выходного пособия на фактическую дату выплаты, сумму недоплаты средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года в сумме 14848 рублей 66 копеек, компенсации морального вреда 5000 рублей,

у с т а н о в и л:

        Луконина М.Л. обратилась в суд с требованиями, измененными в порядке ст.39 ГПК РФ, к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее Управление ФНС России по <адрес>) о взыскании с Управления ФНС России по Ивановской области: денежных средств в виде недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 60882 рублей 12 копеек, недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 867 рублей 52 копейки, недоплаченного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 15 918 рублей 43 копейки (июнь 2022 года - 9472 рубля 86 копеек, августа 2022 года - 6445 рублей 57 копеек), процентов на 07.02.2023 года за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 1994 рубля 20 копеек (июнь 2022 года - 1319 рублей 56 копеек, август 2022 года - 674 рубля 64 копейки), процентов за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 48 рублей 15 копеек, процентов за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме 3378 рублей 96 копеек, процентов за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске на фактическую дату выплаты, процентов за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск на фактическую дату выплаты, процентов за несвоевременную выплату выходного пособия на фактическую дату выплаты, сумму недоплаты средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года в сумме 14848 рублей 66 копеек, компенсации морального вреда 5000 рублей, мотивировав свои требования тем, что с 30.12.2017 года она проходила государственную гражданскую службу в МИ ФНС России № 3 по Ивановской области, в должности государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками. 24.10.2022 года МИ ФНС России № 3 по Ивановской области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее УФНС России по Ивановской области). Приказом МИ ФНС России № 3 по Ивановской области от 14.10.2022 года № 02-05/035 л.с. служебный контракт с ней расторгнут 24.10.2022 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 1,67 календарных дней в сумме 1274 рубля 16 копеек, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 93 369 рублей 20 копеек.

         С расчетом компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и выплаченной ей суммы она не согласна, так как при осуществлении расчета ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования и премий, выплаченных в течение года, в связи с чем, просит взыскать с УФНС России по Ивановской области в свою пользу все вышеуказанные недоплаченные суммы, проценты, компенсацию морального вреда. Кроме того, УФНС России по Ивановской области 21 декабря 2022 года ей были выплачены средства материального стимулирования за 3 квартал 2022 года в размере 3000 рублей. С начисленной суммой средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года она не согласна, считая ее заниженной, полагая, что размер материального стимулирования не может определяться произвольно, выплаченные ей средства материального стимулирования в меньшем размере должны быть обусловлены либо невыполнением трудовых показателей, либо наличием дисциплинарных взысканий. Таких обстоятельств в отношении неё не установлено, в связи с чем, просит взыскать с УФНС России по Ивановской области в её пользу дополнительно 14848 рублей 66 копеек - сумму доплаты средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года.

         В судебное заседание истец Луконина М.Л. не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Лукониной М.Л.

         Представитель ответчика УФНС России по Ивановской области Комарова С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснив, что размер материального стимулирования устанавливается на усмотрение руководителя на основании решения комиссии, по решению которой размер материального стимулирования Лукониной М.Л. за 3 квартал 2022 года составил 3000 рублей.

Из отзыва УФНС России по Ивановской области следует, что Управление в удовлетворении заявленных требований просит отказать, так как выплата компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществлялось на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года « 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Из Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Материальное стимулирование в качестве самостоятельной выплаты Правилами не предусмотрено. Порядок выплаты отпускных выплат в 2021-2022 годах, а также порядок увольнения Лукониной М.Л. Межрайонной МИФНС России № 3 по Ивановской области осуществлен в соответствии с нормами законодательства о государственной гражданской службе, трудового законодательства, а также Постановлением Правительства РФ №562 от 06.09.2007 и не повлек каких-либо проявлений нарушений чести, достоинства и деловой репутации истца, а соответственно не мог причинить ему каких-либо нравственных страданий и переживаний, указанные в исковом заявлении обстоятельства, не подтверждают должным образом физические и нравственные страдания истца, а также его трудное материальное положение. Ответчик считает, что определение качества и эффективности работы Лукониной М.Л. является прерогативой работодателя, в действиях ответчика в части снижения средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года нарушений, носящих дискриминационный характер в сфере труда, не усматривается.

         Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

         Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

        В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

        Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

         Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка истца для компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, за периоды нахождения в очередном отпуске и за неиспользованный отпуск.

Судом установлено, что приказом И.о. начальника МИ ФНС России № 7 по Ивановской области от 14.08.2014 года Луконина М.Л. принята на работу на должность старшего специалиста 2 разряда отдела общего обеспечения (л.д.39). Приказом начальника МИ ФНС России № 7 по Ивановской области от 29.12.2017 года Луконина М.Л. переведена на должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками (л.д.40). 29.12.2017 года с Лукониной М.Л. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области (л.д.41-42).

Приказом УФНС России по Ивановской области № от 07.07.2022 года МИ ФНС России № 3 по Ивановской области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области, в результате чего МИ ФНС России № 3 по Ивановской области упразднена (л.д.37-38).

Приказом начальника МИ ФНС России № 3 по Ивановской области № 02-05/035 л.с. от 14.10.2022 года служебный контракт № 304 от 29.12.2017, заключенный с Лукониной М.Л., расторгнут, Луконина М.Л., замещавшая должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками МиФНС России № 3 по Ивановской области, освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации 21.10.2022 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д.43).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

        В силу ч. 3.1 ст. 37 указанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Лукониной М.Л. было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 93369 рублей 20 копеек (л.д.50,14).

Приказами начальника Инспекции за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы, гражданским служащим Инспекции, в том числе Лукониной М.Л., выплачены: премии за фактически отработанное время в период с января 2021 года по сентябрь 2022 года, единовременная выплата в связи с предоставлением ежегодного основного отпуска, материальная помощь в связи с предоставлением ежегодного основного отпуска, которые учтены ответчиком при расчете подлежащих выплате истцу сумм при увольнении. Кроме того, приказами начальника Инспекции за счет дополнительных бюджетных ассигнований федеральным государственным служащим Инспекции, в том числе Лукониной М.Л., произведены выплаты материального стимулирования в период с января 2021 года по сентябрь 2022 года (л.д.51-114).

Денежные средства, выплаченные Лукониной М.Л. работодателем в виде материального стимулирования, при расчете компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания, денежного содержания на период нахождения в ежегодном отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, учтены не были, без законных на это оснований.

Луконина М.Л., не согласившись с выплаченными ей в связи с увольнением суммами, обратилась в суд с настоящим иском, представив свой расчет недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Принимая во внимание выше изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в указанной части.

Ознакомившись с расчетом истца, представленными ответчиком сведениями о произведенных выплатах Лукониной М.Л., суд соглашается с данным расчетом в полном объеме и полагает, что расчет выходного пособия Лукониной М.Л., исходя из установленных ей на дату расторжения с ней служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ей в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, выполнен верно.

Представитель ответчика Управления ФНС России по Ивановской области представленный истцом расчет не оспаривал, подтвердив, что расчет является арифметически верным.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

В соответствии с п.6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В периоды: с 14 июня 2022 года по 1 июля 2022 года (18 дней) и с 1 августа 2022 года по 12 августа 2022 года (12 дней) Луконина М.Л. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. За указанные периоды нахождения в отпуске ей было выплачено денежное содержание в размере: за период с 14.06.2022 по 01.07.2022 - 13392 рубля 54 копейки, с 01.08.2022 по 12.08.2022 - 8774 рубля 40 копеек. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

Ознакомившись с расчетом отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, представленными ответчиком сведениями о нахождении Лукониной М.Л. в ежегодном оплачиваемом отпуске, суд соглашается с данным расчетом в полном объеме и полагает, что данный расчет является верным.

Представитель ответчика Управления ФНС России по Ивановской области представленный истцом расчет не оспаривал, подтвердив, что расчет является арифметически верным.

Оценивая требования истца о компенсации морального вреда и взыскании процентов за задержку выплат причитающихся денежных средств, суд приходит к следующему.

В силу ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ, при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В силу части 4 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.

Факты нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме компенсаций при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания, начислений ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск установлены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела. В связи с чем исковые требования Лукониной М.Л. по взысканию неустойки в виде процентов (денежную компенсацию), начисленные на не своевременные выплаченные денежные суммы, начиная со следующего дня, когда должны быть произведены выплаты, по день фактической выплаты подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ч.3 ст.196 ГПК РФ суд удовлетворяет исковые требования в части взыскания денежной компенсации в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за датой, когда должны быть произведены выплаты, по день фактической выплаты.

Ознакомившись с расчетом процентов за просрочку выплат, с учетом периода, действующих в указанные периоды ключевых ставок, установленных Банком России, на 07 февраля 2023 года, суд соглашается с данным расчетом в полном объеме и полагает, что данный расчет является верным.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, требования разумности и справедливости.

Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт выплаты истцу компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания, начислений ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск не в полном размере, то требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда правомерно.

Принимая во внимание характер допущенного ответчиком нарушения, степень вины ответчика и степень нравственных страданий самого истца, требований разумности и справедливости суд приходит к убеждению, что причиненный истцу неправомерными действиями ответчика, как работодателем, моральный вред подлежит возмещению в заявленном размере.

Рассматривая требование истца о взыскании суммы, доплаты средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 года в размере 14848 рублей 66 копеек, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В ст. 191 ТК РФ указано, что работодатель может ввести систему поощрения работников.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 611 от 25 сентября 2007 года "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.

В соответствии с "Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии.

Из материалов дела следует, что заседанием Комиссии по оценке эффективности территориальных органов ФНС России от 28.11.2022 года определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2022 года (далее Механизм).

В соответствии с указанным Механизмом руководителям соответствующего налогового органа предоставлено право принятия решения об отнесении отделов налогового органа к приоритетным и установлении коэффициентов приоритетных отделов в размере от 1 до 2,3.

Конкретный размер суммы материального стимулирования может быть увеличен или уменьшен и по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа соответствующего уровня устанавливается руководителем соответствующего налогового органа.

Материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах, доведенных до конкретного налогового органа СМС (средства материального стимулирования).

Решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты материального стимулирования за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает для гражданских служащих налоговых органов - руководитель соответствующего налогового органа.

В соответствии с решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России Приказом ФНС России от 05.12.2022 года утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 3 квартал 2022 года.

Приказом ФНС России по Ивановской области от 15 декабря 2022 года дсп утверждено решение Комиссии УФНС России по Ивановской области по приведению оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в Ивановской области и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органонов ФНС России за 3 квартал 2022 года от 15 декабря 2022 года , в соответствии с которым при расчете базовых СМС за 3 квартал 2022 года решили применить коэффициенты приоритетности Межрайонная ИФНС России № 3 по Ивановской области: правовой отдел 1.25, отдел урегулирования задолженности - 1,10, отдел выездных проверок - 1.10, внести на рассмотрение руководителю УФНС России по Ивановской области предложения о размерах базовых сумм средств материального стимулирования в отношении Лукониной М.Н. в размере 3000 рублей, которая на момент составления протокола заседания комиссии УФНС России по Ивановской области 15.12.2022 г, не состояла в трудовых отношениях с УФНС России по Ивановской области (л.д.134-141).

Приказом УФНС России по Ивановской области от 16 декабря 2022 года дсп руководитель УФНС России по Ивановской области решил выплатить средства материального стимулирования государственным гражданским служащим УФНС России по Ивановской области за 3 квартал 2022 года - Лукониной М.Л. в размере 3000 рублей (л.д.142-144).

Таким образом, учитывая, что решение вопроса о выплате материального стимулирования относится к исключительной компетенции работодателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа определяет конкретные размеры материального стимулирования с учетом оценки эффективности и качества выполнения работы конкретным работником, суд приходит к выводу об отказе Лукониной М.Л. в удовлетворении заявленных требований в этой части.

Представленный истцом расчет материального стимулирования за 3 квартал 2022 года не соответствует порядку его определения и механизму соответствующих выплат, установленный внутренним локальным нормативным актом ФНС России.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым, в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

Таким образом, на Управление ФНС России по Ивановской области как на государственный орган в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям части 1 статьи 103 Гражданского процессуального РФ не может быть взыскана с Управления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лукониной Марины Львовны () к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области () удовлетворить частично.

        Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в пользу Лукониной Марины Львовны:

       - недоплаченную компенсацию в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 60882 (шестьдесят тысяч восемьсот восемьдесят два) рубля 12 копеек,

       - недоплаченную денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 867 (восемьсот шестьдесят семь) рублей 52 копейки,

- недоплаченное денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 15 918 (пятнадцать тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 43 копейки,

       - проценты за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 1994 (одна тысяча девятьсот девяносто четыре) рубля 20 копеек,

       - проценты за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 48 (сорок восемь) рублей 15 копеек,

       - проценты за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме 3378 (три тысячи триста семьдесят восемь) рублей 96 копеек,

      - компенсацию морального вреда 5000 рублей,

       а всего 88 089 (восемьдесят восемь тысяч восемьдесят девять) рублей 38 копеек.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в пользу Лукониной Марины Львовны:

- проценты за просрочку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исчисляемые на сумму долга 15918 рублей 43 копейки с 08.02.2023 года по день фактической выплаты,

- проценты за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исчисляемые на сумму долга 867 рублей 52 копейки с 08.02.2023 года по день фактической выплаты,

- проценты за несвоевременную выплату выходного пособия в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исчисляемые на сумму долга 60 882 рубля 12 копеек с 08.02.2023 года по день фактической выплаты.

        В остальной части исковых требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                          А.Л. Касаткин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2023 года.

Судья                                          А.Л. Касаткин

2-55/2023 (2-788/2022;) ~ М-758/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Луконина Марина Львовна
Ответчики
УФНС по Ивановской области
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Касаткин Алексей Леонидович
Дело на странице суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
27.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее