Новолакский районный суд РД в суде первой инстанции №
Судья Магдуев А.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2021 года по делу 21-270/2021, г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан Магомедова З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на решение судьи Новолакского районного суда РД от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2,
установил:
постановлением ФИО3 полка ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО1 Г.А. № от <дата> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановление по делу об административном правонарушении ФИО3 полка ДПС ОГИБДД МВД по РД ФИО1 Г.А. от <дата> оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан ФИО2 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, по доводам, указанным в жалобе.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица ФИО2 и представителя ОБДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания; каких-либо ходатайств не заявивших. На основании п.2 ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связанны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на адрес" предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных; юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Таким образом, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении разрешен только после регистрации их в установленном порядке, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Как следует материалов дела, <дата> в 12 часов 45 минут ФИО2, управляя автомобилем «Мерседес-Бенц» «В 180» с регистрационным знаком 36 DA 264 на территории ФАД-Кавказ, 532 км., ФИО2 нарушил п.2.3.1 ПДД РФ, то есть управлял транспортным средством, не зарегистрированном в установленном законном порядке, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.1 КоАП РФ.
ФИО1 Г.А. усмотрел в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, и вынес постановление от 24.09.2020г. № о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО2 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении <адрес> от <дата>, согласно которому водитель ФИО2, двигаясь на транспортном средстве «Мерседес - бенц», регистрационный знак транспортного средства В180 36 DA264 на территории ФАД Кавказ, 532 км., на незарегистрированном в установленном порядке, нарушил требование положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, и иными материалами дела.
При этом, ФИО2 управлял автомобилем «Мерседес-Бенц» «В 180» регистрационным знаком 36 DA 264,2009 года выпуска, принадлежащим ФИО5, состоящим на регистрационном учёте в полиции РА от <дата>.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от <дата> N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно п. 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, (утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.3 ст.15 Федерального Закона от <дата> №- ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным Положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ.
Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию РФ на срок не более одного года.
Более того, как предусмотрено ст.1 гл.1 Конвенции о дорожном движении (заключена в <адрес> в 1968 г. транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве, временно ввезено в него.
В соответствии с данными положениями Конвенции заявитель, управлявший транспортным средством на территории РФ, зарегистрированными в РА – члена ЕАЭС, не может считаться участвующим в международном дорожном движении, если он не имеет постоянного места жительства в РА – государстве регистрации транспортного средства заявителя.
Между тем, временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями ст.264 Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно ч.1 которого в отношении граждан государств членов ЕАЭС, под временным ввозом понимается ввоз ими на территории ЕАЭС на срок не более 1 года транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС.
Невыполнение указанных положений законодательства, выраженное в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке по истечение установленного срока, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, и влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении - штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.
Таким образом, данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года. Транспортное средство может считаться таким, если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне территории Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.
С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
В соответствии с обязательствами, взятыми армянской стороной при вступлении в союз, она должна обеспечивать использование таких автомобилей только на территории республики и не допускать их вывоз за ее пределы без таможенного оформления.
Отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, и влечет наказание в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 500 рублей с задержанием транспортного средства.
То есть гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде, - его оформление осуществляется таможенными органами.
Таким образом в случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.
Вместе с тем, как указано выше, законодательством установлены исключения в данной части в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30-31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от <дата> (подписан в Минске, <дата>) автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после <дата> (дата подписания Договора о присоединении) по настоящее время и зарегистрированные в данном государстве, считаются для остальных государств - членов ЕАЭС иностранными товарами. В связи с чем, их временный ввоз на территорию Российской Федерации (без уплаты таможенных пошлин и налогов) возможен только лицами, постоянно проживающими в <адрес>. Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является гражданином РФ, зарегистрирован по адресу: РД, <адрес>.
Данных о том, что ФИО2 имеет постоянное место жительства в том государстве, где зарегистрировано данное ТС, то есть в <адрес>, в материалах дела не имеется.
При этом, ФИО2 не является участником международного движения, поскольку не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный автомобиль, в данном случае в <адрес>, а постоянным его местом жительства является РФ.
Следовательно, автомобиль заявителя, состоящий на регистрационном учете в РА, при ввозе на территорию РФ не может рассматриваться в качестве временно ввезённого транспортного средства.
В силу изложенного, учитывая, что транспортное средство привезено в Республику Армения после <дата>, зарегистрировано и поставлено на учет в данном государстве, ввезено на территорию Российской Федерации для постоянного личного пользования без ограничения срока и с тех пор в установленном законом порядке не зарегистрировано, полагаю, что юридическая квалификация действий ФИО6 по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ является верной, поскольку объективная сторона указанного административного правонарушения выражается именно в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана правильная юридическая оценка.
Довод жалобы ФИО2 о том, что судом неправильно установлены обстоятельства дела и дана неверная оценка представленным в дело доказательствам, является его субъективным мнением, основанным на неверном толковании приведенных выше правовых норм, и не может повлечь отмены обоснованного судебного решения.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана правильная юридическая оценка.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, а также судебного решения, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание заявителю должностным лицом назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, характера совершенного им противоправного деяния, объектом которого является безопасность дорожного движения, и последствия его совершения, является справедливым и соразмерным.
Бремя доказывания судьей распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Не могут служить основаниям для отмены состоявшегося судебного акта и доводы заявителя о пропуске срока давности привлечения его к административной ответственности, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 названного кодекса составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основаниям для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении выявлены <дата>.
Установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с <дата> и истек <дата>.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении ФИО6 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью.1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановление должностного лица и судебного постановления не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, том числе права на защиту, влекущих отмену постановления, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан З.А.Магомедова