63RS0039-01-2023-006904-10
Дело № 2-1097/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2024 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Корабейниковой Г.А., при секретаре Шумилиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело И. о. прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах Фроловой Т. В. к НО "ФКР" об обязании провести капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
И. о. прокурора Ставропольского района Самарской области обратился в суд в интересах Фроловой Т. В. с иском, с учетом принятых судом уточнений, к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» об обязании обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, м.<адрес>, указав, что прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства НО «ФКР». Проверкой установлено, что между НО «ФКР» и ООО «Агро-Строй-Снаб» 02.11.2021 заключен договор № ЭА5022-21 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - сроком выполнения работ до 30.09.2022. Однако в нарушение срока региональной программы работы по капитальному ремонту до настоящего времени не начаты. Следовательно, ответчиком не обеспечен надлежащий контроль за деятельностью подрядной организации, допущено длительное бездействие при организации проведения капитального ремонта общего имущества. Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома нарушает права Фроловой Т.В., как собственника жилого помещения в указанном МКД, несвоевременное его проведение может повлечь причинение вреда гражданам, проживающим в указанном доме.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - в срок не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель прокуратуры Ставропольского района Самарской области в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Фролова Т.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, считает, что НО «ФКР» затягивает проведение капитального ремонта в спорном доме.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Беляева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что собственники дома препятствовали проведению НО «ФКР» капитального ремонта.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. ООО «Агро-Строй-Снаб» в отзыве на иск просит отказать в удовлетворении требований, поскольку обществом предприняты все действия, предусмотренные действующим законодательством РФ, направленным на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества спорного МКД, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерых систем не были выполнены, поскольку собственниками жилого дома не был предоставлен доступ к дому для производства обмера, кроме того, по сметной документации стоимость ремонта составила 3 825 583,20 руб., в то время как цена контракта составила 1 358 999,15 руб. Собственники МКД не согласились на частичный ремонт, при этом для выделения дополнительных средств на проведение капитального ремонта были составлены финансовые документы, которые не были подписаны со стороны представителя МКД. Поскольку на сегодняшний день сметная документация не утверждена, нет информации о технической документации на жилой дом, приступить к выполнению работ по контракту невозможно.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 166 Жилищного кодекса РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013г. №247 некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная краткосрочная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2020 № 267 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2021-2023 г.г.
Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, перечень многоквартирных домов, в отношении которых запланирован капитальный ремонт общего имущества, содержит МКД, расположенный по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что между НО «ФКР» и ООО «Агро-Строй-Снаб» 02.11.2021 заключен договор № ЭА5022-21 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - сроком выполнения работ до 30.09.2022. Однако в нарушение срока региональной программы работы по капитальному ремонту до настоящего времени не начаты.
Судом установлено, что 02.11.2021 между НО «ФКР» (заказчик) и ООО «Агро-Строй-Снаб» (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного на территории <адрес> № ЭА5022-21, по условиям которого подрядчик обязуется по поручению заказчика выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе находящегося по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12. Цена договора составляет 1 358 991,15 руб. В силу п.4.3 Договора срок выполнения работ - 163 календарных дня.
Между тем, капитальный ремонт инженерных сетей МКД, расположенного по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - до настоящего времени не проведен.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокуратуры Ставропольского района Самарской области, ответом НО «ФКР» от 12.12.2023 № 40297 в адрес прокуратуры; заявлением Фроловой Т.В. Иных доказательств, указывающих на обратное, материалы дела не содержат, кроме того, данные обстоятельства подтверждаются самим ответчиком и третьим лицом – подрядной организацией.
Доводы ответчика о том, что уполномоченный представитель МКД препятствовал допуску подрядной организации к жилому дому, а также о том, что капитальный ремонт невозможен из-за существенного повышения стоимости работ, не могут являться основанием для переноса сроков капитального ремонта многоквртирных домов, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707.
В силу п.1 постановления Правительства Самарской области от 06.06.2013 № 247 одной из целей деятельности фонда капитального ремонта является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Действующим законодательством на ответчика возложена обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта, при этом краткосрочной программой установлены сроки проведения данных работ 2021-2023г.г. Вместе с тем, до настоящего времени указанные работы в полном объеме не проведены, при этом каких-либо оснований, освобождающих от исполнения обязательств в законе не содержится. Кроме того, анализ положений ч.2 ст. 30 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" указывает на то, что в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества на регионального оператора возложено не только привлечение подрядных организаций и заключение с ними соответствующих договоров, но и проведения иных мероприятий, в том числе по контролю качества и сроков выполнения работ, их приемку.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что ответчик обязан в силу закона обеспечить своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, однако капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей, подвальных помещений МКД, расположенного по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - до настоящего времени не проведен, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на НО «ФКР» обязанности по организации выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ИНН 6315990666, ОГРН 1136300002365) провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей, подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская обл., м.р.Ставропольский, с.Узюково, ул.Полевая, д.12, - в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Судья /подпись/ Г.А. Корабейникова
Копия верна. Судья
Решение в мотивированной форме изготовлено 13.05.2024