РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 31 мая 2023 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 31 мая 2023 года
с участием
ФИО3- старшего помощника Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры
ФИО6- представителя ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф»
гражданское дело № по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф», третьему лицу – МТУ Ространснадзора по СКФО о возложении на ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» обязанности в течение 5-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения в сфере безопасности полетов, а именно:
-установить на посадочной площадке в соответствии с требованиями пункта 37 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №, ветроуказатель, цвет, расположение и конструкция которого должны соответствовать требованиям пункта 16 этих Правил;
-предусмотреть на посадочной площадке в соответствии с требованиями пунктами 8 - 20 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»зону приземления и отрыва (зона TLOF), зону конечного этапа захода на посадку и взлета (зона FATO) и зону безопасности, размеры которых соответствовали бы требованиям указанных Правил;
-не допускать нахождение в зоне безопасности предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне, в частности, автотранспорт;
-привести маркировку посадочной площадки в соответствие с требованиями пункта 33 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», согласно которым на посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву "Н" красного цвета на фоне белого креста, в соответствии с приложением 5 к названным Правилам;
-разработать и направить для утверждения в Южное МТУ Росавиации аэронавигационный паспорт посадочной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф», третьему лицу – МТУ Ространснадзора по СКФО о возложении на ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» обязанности в течение 5-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения в сфере безопасности полетов, а именно:
-установить на посадочной площадке в соответствии с требованиями пункта 37 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №, ветроуказатель, цвет, расположение и конструкция которого должны соответствовать требованиям пункта 16 этих Правил;
-предусмотреть на посадочной площадке в соответствии с требованиями пунктами 8 - 20 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» зону приземления и отрыва (зона TLOF), зону конечного этапа захода на посадку и взлета (зона FATO) и зону безопасности, размеры которых соответствовали бы требованиям указанных Правил;
-не допускать нахождение в зоне безопасности предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне, в частности, автотранспорт;
-привести маркировку посадочной площадки в соответствие с требованиями пункта 33 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», согласно которым на посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву "Н" красного цвета на фоне белого креста, в соответствии с приложением 5 к названным Правилам;
-разработать и направить для утверждения в Южное МТУ Росавиации аэронавигационный паспорт посадочной площадки.
В обоснование своих требований он указал, что Махачкалинским транспортным прокурором по поручению Южной транспортной прокуратуры проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации посадочных площадок, предназначенных для взлета и посадки воздушных судов, чем создается угроза жизни и здоровью лиц, которые пользуются воздушным пространством, а также безопасности полета воздушных судов.
В ходе проверки установлено, что в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в 2019 году на территории ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» обустроена посадочная вертолетная площадка, по адресу: <адрес> проезд <адрес>, посадочная площадка для вертолета размещена во дворе ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» и представляет собой площадку с искусственным (асфальт) покрытием, на которой белой краской выкрашен круг диаметром 10 метров, внутри которого краской белого цвета нанесена буква «Н», справа и слева от круга на расстоянии около 20 метров размещены стоянки автотранспорта, а также иные объекты, не относящиеся к инфраструктуре посадочной площадки, что является нарушением федеральных навигационных правил, в связи с нахождением вблизи круга с буквой «Н» стоянки автотранспорта, вертолет санитарной авиации АО «Национальная служба санитарной авиации» МИ-3МТВ приземляется на другом участке территории двора ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф», вне пределов круга, согласно сведениям, размещенным в открытых источниках, длина вертолета МИ-8 составляет 18,6 метра, а длина вертолета с вращающимися винтами 25.4 метра, уведомление о начале деятельности на посадочной площадке направлено вЮжное МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ, тогда как посадочная площадка начала функционировать с ДД.ММ.ГГГГ, посадочная площадка во дворе ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» эксплуатируется на постоянной основе, в 2020 году на нее осуществлено 185 взлетов и посадок, в 2021 году - 173 и в 2022 году – 176, при этом ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» в нарушение требований воздушного законодательства и требований приказов Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Мо 305 и от ДД.ММ.ГГГГ № не разработало аэронавигационный паспорт посадочной площадки, ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» в соответствии с требованиями действующего законодательства обязано обеспечить содержание посадочной площадки в соответствии с существующими требованиями действующего законодательства, в то же время, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований воздушного законодательства эксплуатация посадочной площадки, осуществляется с нарушением требований, установленных Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ФАП№), не обеспечивается размеры зоны безопасности, окружающей зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях, в нарушение положений правил маркировка посадочной площадки не соответствует установленным требованиям, в нарушение Правил на посадочной площадке отсутствует ветроуказатель, цвет, расположение и конструкция которого должны соответствовать требованиям пункта 16 Правил, выявленные в ходе проверки нарушения допущены из-за непринятия ГБУРД «Дагестанский центр медицины катастроф» всего комплекса предусмотренных мер, направленных на неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов при эксплуатации посадочной площадки.
На указанное исковое заявление поступило возражение главного врача ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» ФИО4, в котором он указал, что Махачкалинская транспортная прокуратура Южной транспортной прокуратуры Республики Дагестан обратилась в Кировский районный суд <адрес> РД с исковым заявлением к ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в сфере безопасности полетов.
По результатам проведенной проверки, в ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ N° 23/1-3-2023/459 «Об устранении нарушений воздушного законодательства, причин и условий им способствующих» ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» предприняло меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении, а именно: ведется работа по установке ветроуказателя, по обозначению зоны приземления и отрыва, зоны конечного этапа захода на посадку и взлета и зоны безопасности, по приведению маркировки посадочной площадки в соответствие с требованиями ФАП№, по недопущению нахождения в зоне безопасности предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне (автотранспорт), посадочная вертолетная площадка была обустроена на территории ГБУ РД «ДЦМК» в 2019 году, она предназначена для приема санитарно-авиационного транспорта с целью проведения медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» и в целях повышения доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной. медицинской помощи населению Республики Дагестан, данный вид медицинской эвакуации проводится в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» (срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год) и Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Реализация мероприятий федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» направлена на увеличение доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных и малонаселенных пунктов, развитие санитарной авиации, формирование системы защиты прав пациентов, увеличение доступности для граждан поликлиник и поликлинических подразделений, за время работы данного проекта увеличена доступность экстренной медицинской помощи - осуществлено 43.6 тыс. вылетов санитарной авиации (дополнительно к вылетам, осуществляемым за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации), дополнительно эвакуировано 57,7 тыс. человек, аэронавигационный паспорт посадочной площадки будет получен учреждением в ближайшее время, учитывая конкретные действия, которые необходимо будет выполнить учреждению, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, а также пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты; разрешается посадка (взлет) в границах населенных пунктов на площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
В судебном заседании ФИО5- старший помощник Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме по указанным виске доводам.
ФИО6- представитель ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» в судебном заседании, хотя и возражала относительно заявленных требований, просила им отказать в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве, по существу признала заявленные требования, пояснив, что в настоящее время ведется работа по устранению недостатков.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы иска и отзыв на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В своем исковом заявлении прокурор ссылается на то, что ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф», будучи владельцем посадочной вертолетной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не обеспечивает выполнение требований законодательства в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, при соблюдении которых вертолетные посадочные площадки допускаются к эксплуатации.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ (далее –ВК РФ).
Пунктом 1 статьи 2 ВК РФ предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ВК РФ федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 48 ВК РФ требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 5 статьи 49 ВК РФ предусмотрено, что посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ВК РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца (пункт 4 статьи 49 ВК РФ).
В судебном заседании установлено, владельцем вертолетной посадочной площадки по названному адресу, и оператором, обеспечивающим соблюдение требований федеральных авиационных правил при эксплуатации названной площадки, является ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф».
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 138 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Согласно пункту 1 этих Федеральных правил они устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
В развитие положений статьи 49 ВК РФ Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 250 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации» утверждены Федеральные авиационные правила «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации», которые устанавливают порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта.
В силу положений пункта 24 Федеральных правил использования воздушного пространства пользователи воздушного пространства Российской Федерации, экипажи воздушных судов при выполнении полетов в районе посадочных площадок руководствуются аэронавигационной информацией.
В соответствии с пунктом 26 этих Правил для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
В развитие требований указанных пунктов (26 и 27) Федеральных правил использования воздушного пространства приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации» утвержден Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
Пунктами 1, 6 и 8 этого Порядка предусмотрено, что разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки, и они же утверждают паспорт после определенных процедур согласования, после чего направляют утвержденные паспорта в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России.
Одним из оснований заявленного иска является то, что ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» не разработало аэронавигационный паспорт посадочной площадки и не представило его в Федеральное агентство воздушного транспорта.
ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» не отрицает данный факт и в своем отзыве на иск указывает на то, что данный паспорт будет получен в ближайшее время, при этом обращается внимание на то, что полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охраны здоровья людей могу выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию этих мероприятий, при этом разрешается посадка и взлет вертолетов в населенных пунктах на площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Тем самим в судебном заседании нашло подтверждение того, что до дня рассмотрения дела данный паспорт не разработан и в Федеральное агентство воздушного транспорта не представлен.
Согласно пункту 16 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»., утвержденным Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»,:
-посадочная площадка оборудуется не менее чем одним ветроуказателем,
-ветроуказатель располагается таким образом, чтобы он был хорошо виден со всех точек летного поля, он не должен затеняться зданиями, сооружениями и естественными препятствиями со всех направлений и свободно вращаться вокруг оси мачты.
-ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении № к этим Правилам,
-ветроуказатель при полетах ночью должен быть освещен,
-цвет ветроуказателя выбирается таким образом, чтобы он контрастировал с окружающей местностью,
-в тех случаях, когда для обеспечения необходимой контрастности ветроуказателя необходимо использовать сочетание двух цветов, используются сочетания оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым. Цвета располагаются в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет.
Пунктом 37 этих Правил предусмотрено, что посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем, ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении № к этим Правилам, цвет, расположение и конструкция ветроуказателя должны соответствовать требованиям пункта 16 Правил.
В соответствии с пунктом 38 Правил посадочные площадки, расположенные в акватории, оборудуются не менее, чем одним ветроуказателем, соответствующим требованиям пункта этих Правил.
Из доводов прокурора следует, что в нарушение приведенных положений на вертолетной посадочной площадке ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» отсутствует ветроуказатель, цвет, расположение и конструкция которого должны соответствовать требованиям пункта 16 названным Правил.
В своем письменном отзыве на исковое заявление ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» не отрицает данный факт и указывает, что в настоящее время ведется работа по установке ветроуказателя, соответствующая требованиям пункта 16 Правил.
В силу положений 18 Правил на посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.
Зона конечного этапа захода на посадку и взлета (Зона FATO) может быть расположена на взлетно-посадочной полосе (ВПП) или на рулежных дорожках (РД )посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Правил зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:
для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее - D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;
для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.
Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта (пункт 22 Правил).
Согласно пункту 23 Правил:
-на посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее,
-зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона,
-уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно,
-зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.
Другой зоной, которая должна быть обеспечена для допуска посадочной площадки к эксплуатации, является зона безопасности.
Ее характеристика приведена в пункте 24 Правил.
В силу требований этого пункта:
-зона безопасности располагается вокруг зоны FATO, ее поверхность не обязательно должна быть твердой,
-в зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне,
-объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%,
-зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка,
-в случае:
если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;
если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.
-зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях, должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.
-восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.
Прокурор в своем иске утверждает, что указанные зоны посадочной площадки ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» не соответствуют приведенным требованиям, в границах этих зон располагается автомототранспорт, который в силу функционального назначения не может и не должен размещаться в зоне безопасности.
В своем отзыве на иск ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» также не отрицает обоснованность доводов прокурора, а указывает на то, что ведется работа по обозначению зоны приземления и отрыва, зоны конечного этапа захода на посадку и взлета и зоны безопасности, а также по недопущению нахождения в зоне безопасности предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне (автотранспорт).
В судебном заседании представитель ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» пояснила, что в границах данной зоны размещен только санитарный автотранспорт, в настоящее время предпринимаются меры к освобождению зоны безопасности от этого транспорта.
В соответствии с пунктом 10 Правил поверхность между взлетно-посадочной полосой и местами стоянки, предназначенная для руления, должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна. При невозможности обеспечения выполнения требования для всей указанной поверхности, границы зон, предназначенные для руления, или рулежные дорожки маркируются флажками или дорожными сигнальными конусами.
В случаях, установленных этими Правилами, элементы посадочных площадок обозначаются маркировочными знаками (далее - маркеры), которые должны быть объектами с массой и конструкцией, представляющими минимальную опасность для воздушного судна в случае столкновения с его частями (далее - ломкие объекты) (пункт 11 Правил).
Маркеры, размещаемые вблизи взлетно-посадочной полосы или рулежных дорожках, как указано в пункте 12 Правил, должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и гондол двигателей воздушных судов.
Маркеры должны закрепляться таким образом, чтобы предотвращать их смещение струей воздуха, создаваемой двигателями и воздушными винтами.
Согласно пункту 33 Правил вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.
Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных в приложении № к этим Правилам.
Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы согласно приложению № к этим Правилам. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.
Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.
Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.
В пунктах 13, 14, 35 и 36 этих Правил приведены и иные правила маркировки вертолетной посадочной площадки, которые также предназначены для обеспечения безопасности площадки и полетов вертолетов.
В своем исковом заявлении прокурор утверждает, что в ходе проведенной проверки установлено, что эти правила маркировки на вертолетной площадке ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф» не обеспечены.
В отзыве на иск ответчик указывает на то, что в настоящее время ведется работа по приведению маркировки посадочной площадки в соответствие с требованиями Правил.
Таким образом, в судебном заседании доводы прокурора нашли подтверждение, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 197 и 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░:
-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 16 ░░░░ ░░░░░░;
-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 8 - 20 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░ TLOF), ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░ FATO) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░;
-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ "░" ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.