Дело № 3а-268/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием административного истца Калясева А.Н.,
представителя административного истца Устюговой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 14 декабря 2016 года дело по административному исковому заявлению Калясева А.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», департаменту земельных отношений администрации города Перми об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Калясев А.Н. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 319 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, равной его рыночной стоимости в размере 650000 рублей по 7 июня 2016 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником здания, назначение – нежилое, общей площадью 277 кв.м., расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **. В порядке, предусмотренном статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации собраны и поданы документы в отношении земельного участка площадью 319 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, с целью его выкупа. По представленному договору купли-продажи указанного земельного участка, цена земельного участка составляет 246817 рублей, которая исчисляется в размере 15% от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1645443,47 рублей. Указанная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, которая определена ООО «Компромисс» в размере 650000 рублей. Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка нарушает его права и законные интересы, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании истец Калясев А.Н., его представитель Устюгова Ю.Н. административные исковые требования поддержали.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пермскому краю в письменном отзыве не возражала по заявленным требованиям.
Заслушав объяснения истца его представителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, что предусмотрено частью 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Калясев А.Н. является собственником здания расположенного по адресу: ****.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления Калясева А.Н. Департаментом земельных отношений администрации города Перми представлен Договор № ** купли-продажи земельного участка площадью 319 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **.
Из приложения к договору «Расчет цены выкупа земельного участка» следует, что цена по договору купли-продажи рассчитывается в процентном соотношении к кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровой справке от 28 октября 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка составляет 1645443,47 рублей.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установленной кадастровой стоимостью земельного участка затрагиваются права и законные интересы Калясева А.Н. как лица имеющего исключительное право выкупа земельного участка.
Государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2013 года утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», вступившим в силу 1 января 2014 года.
Спорный земельный участок не был включен в объекты оценки, так как внесен в ГКН после даты, по состоянию на которую проведена ГКОЗ НП – 1 января 2013 года.
В связи с чем кадастровая стоимость земельного участка определена органом кадастрового учета (филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю») с применением удельного показателя кадастровой стоимости по группе вида разрешенного использования по состоянию на 7 июня 2016 года.
Калясевым А.Н. представлен в суд отчет № ** от 7 июня 2016 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ООО «Компромисс». В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** на 7 июня 2016 года составляет 650000 рублей. Оценщик ООО «Компромисс» Н., включен в реестр членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет». Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения категория земель, вид разрешенного использования, состав передаваемых прав на объект, условия продажи, местоположение). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на четыре земельных участка в г. Перми, информация о которых получена с интернет-сайтов по размещению объявлений о продаже недвижимого имущества. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка, относятся к землям населенных пунктов. Согласно отчету об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки на условия продаж и местоположение земельных участков.
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.
Кроме того, истцом представлено в суд положительное экспертное заключение экспертов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № ** от 10 ноября 2016 года на отчет об оценке № **, в котором также признаны обоснованными выводы о рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.
Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками отзывах, позицию административного ситца и представленные им документы не опровергают.
Вопреки доводам возражений Департамента земельных отношений администрации города Перми о возможном появлении выпадающих доходов бюджета в виду значительного снижения кадастровой стоимости земельных участков, следует указать на положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О из содержания которых следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, заявленное Калясевым А.Н. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета № ** от 7 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, то есть в размере 650000 рублей по состоянию на 7 июня 2016 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Материалами дела не подтверждается факт обращения Калесева А.Н. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в суд (26 ноября 2016 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Калясева А.Н., поданное 26 ноября 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 319 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под 1-этажное нежилое здание цеха, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 650000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 14 декабря 2016 года.
Судья -подпись-