91RS0№-96 № 2-154/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года <адрес>
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора – ФИО5, представителя ответчика Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО6, представителя АНО «Еникале» - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах ФИО2, к Администрации г. Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Боспор», Автономная некоммерческая организация «Еникале: новая крепость», о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
31.07.2023 заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, в котором просил возложить обязанность на ответчиков в шестимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа ФИО1 в занимаемое жилое помещение, <адрес>, путем обустройства подъемной платформой для инвалидов на лестничной клетке на первом этаже и установки пандуса на входной группе подъезда № жилого <адрес>, Республики Крым и отвечающего установленным требованиям доступности и безопасности, в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование искового заявления заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым указывал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города проверкой по заявлению ФИО1, установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы, на протяжении длительного времени проживает по адресу: <адрес>, однако многоквартирный дом не оборудован с учетом потребностей инвалида, поскольку первый подъезд не оборудован пандусом, что нарушает ее права. Также комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах был составлен акт № 1 от 11.05.2023, согласно которому комиссия пришла к необходимости установки платформы подъемной для инвалидов на лестничной клетки, однако на момент подачи иска указанных работ не провело.
В возражениях на исковое заявление Администрация г. Керчи Республики Крым указала на то, что действующим законодательством и правилами не предусмотрена установка вертикальной подъемной платформы на первом этаже многоквартирного дома, указанное оборудование может быть приобретено только за личные средства инвалида (л.д. 60-64).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 14.12.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле привлечено Управление образование Администрации г. Керчи Республики Крым АНО «Еникале: новая крепость» (л.д. 87).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 23.01.2024 произведена замена третьего лица ООО УК «Марат» на ООО УК «Боспор», поскольку на момент рассмотрения дела многоквартирный дом по <адрес>, находится в управлении ООО УК «Боспор».
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить иск. Указал на то, что требования по установке подъемной платформы, заявлены на основании действующих санитарных правил, полагает, что в рамках доступной среды для инвалидов, обязанность по установке подъемной платформы также лежит на ответчиках.
Представитель Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым – ФИО6 в судебном заседании возражала против иска в части обустройства подъемной платформой многоквартирного дома, поскольку на законодательном уровне не предусмотрено установка вертикальной подъемной платформы на первом этаже многоквартирного дома и это будет сверх нормы, а поэтому должно производится за счет личных/благотворительных средств. Против требований по установки пандуса к подъезду многоквартирного дома не возражала, полагала, что такая обязанность возложена на них на законодательном уровне. Указала, что финансировать установку пандуса будет Администрация г. Керчи, а фактические работы будет производить департамент.
Представитель АНО «Еникале: новая крепость» - ФИО7 в судебном заседании пояснила что их организация насобирала денежные средства на подъемную платформу для ФИО1, платформа на сегодняшний день изготовлена на заводе и должна быть доставлена им в течении 10 дней, после чего, по согласованию с управляющей компанией будет установлена. Однако без пандуса, функционирование платформы будет невозможным. Платформа является индивидуальной, изготавливается по замерам соответствующего подъезда. Стоимость платформы составляет более 400 000 руб.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, является инвалидом первой группы бессрочно, передвигается на коляске (л.д. 65-70; 71-72).
ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>, квартира находится на 9 этаже, что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-197174458 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-38).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт «е» пункта 12 Правил).
Согласно акту комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов № 1 от 11.05.2023, комиссия пришла к выводу, что жилое помещение № по <адрес>, соответствует требованиям проживания для инвалидов. Необходима установка платформы подъемной для инвалида на лестничной клетки на первом этаже и установки пандуса на входной группе подъезда №. Возможна установка вертикальной подъемной платформы. Возможна установка пандуса при входе в первый подъезд по <адрес> (л.д. 42-43).
В соответствии с пунктом 14 Правил предусмотрено три вида перечней мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, потребностям инвалида (минимальный, оптимальный и максимальный), а также установлен порядок финансирования данных мероприятий. Правилами предусмотрено, что минимальный перечень мероприятий, в результате которых жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями раздела IV «Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида» и оптимальный перечень мероприятий, в результате которых общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствии с требованиями раздела III «Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида» финансируются и, соответственно, могут финансироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. Максимальный перечень мероприятий, (мероприятия выходящие за перечень, предусмотренный разделами III и IV Правил), которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида, финансируются за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Из содержания положений раздела III «Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида» Правил, заявленные прокурором мероприятия по обеспечению инвалиду беспрепятственного доступа на первый этаж многоквартирного дома, путем обустройства подъемной платформой, выходят за рамки перечня мероприятий предусмотренных данным разделом. Факт обеспечения перечня мероприятий, предусмотренных разделом III, а именно доступности придомовой территории, примыкающей к дому (путем установки пандуса), участниками процесса не оспаривался. Таким образом, на ответчиков необходимо возложить обязанность установить пандус на входной группе подъезда № жилого <адрес>, Республики Крым и отвечающего установленным требованиям доступности и безопасности, в соответствии с требованиями законодательства.
Оснований для возложения на ответчика обустройства подъемной платформой для инвалидов на лестничной клетке на первом этаже <адрес>, у суда не имеется.
Суд обращается внимание на то, что согласно ответу Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация совместно с социальным благотворительным и краудфандинговым проектом «Керчь без барьеров» изыскивает возможность установки платформы подъемной дли инвалидов и других маломобильных групп населения в подъезде многоквартирного дома по <адрес>. Социальный благотворительный проект «Керчь без барьеров» после проверки всех документов открывает крауфандинговую платформу для сбора средств на установку вертикальной подъемной платформы для инвалидов и других маломобильных групп населения по <адрес> (л.д. 15-16).
Согласно ответу АНО «Еникале: новая крепость» № от ДД.ММ.ГГГГ работы по монтажу подъемной платформы для инвалидов ВГ-01 по адресу: К. Цеткин, 21, по запросу ФИО1 запланированы на январь 2024 года. На данный момент заключен договор на поставку оборудования с ООО «Многопрофильный завод подъемных механизмов», счет оплачен, заказ передан в изготовление. По результатам монтажа подъемник ВГ-01 будет передан в безвозмездное бессрочное пользование ФИО1 Со своей стороны АНО «Еникале» обеспечивает монтаж и полное техническое освидетельствование подъемной платформы в соответствии с действующими нормативами, а также берет на себя расходы по организации технического обслуживания оборудования в процессе использования (л.д. 84). Как пояснил в судебном заседании представитель АНО «Еникале» на момент рассмотрения дела подъемная платформа изготовлена, ожидается доставка.
Из вышеизложенного следует, что по обращениям ФИО1 сформирован иной источник финансирования для приобретения подъемно платформы, на сегодняшний день денежные средства на покупку подъемной платформы собраны, платформа заказана и изготовлена на заводе.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 3 месяца с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом суд исходит из того, что ответчики, не приняли каких-либо мер по устранению нарушений требований действующего законодательства, с момента предъявления прокуратурой <адрес> представления ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявленные заместителем прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах ФИО2 исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах ФИО2, к Администрации г. Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Боспор», Автономное некоммерческая организация «Еникале: новая крепость», о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа ФИО1 в занимаемое жилое помещение, <адрес>, путем установки пандуса на входной группе подъезда № жилого <адрес>, отвечающего установленным требованиям доступности и безопасности, в соответствии с требованиями законодательства.
В удовлетворении иной части требований, иска заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах ФИО2, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2024 года.