Дело № 2-1102/2020
УИД 16RS0044-01-2020-002899-83
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 октября 2020 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
с участием истца Николаева Е.С.,
представителя ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан Зарипова Р.Н.,
представителя ответчика Булдырского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Полякова Н.Н.,
представителя ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан Зарипова Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаев Е.С. к исполнительному комитету муниципального образования Булдырского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования Булдырского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м., в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО1, которая является наследницей, фактически принявшей наследство после смерти ФИО6 Наследственное имущество состоит из вышеуказанного земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства. При жизни его родители владели и пользовались данным земельным участком. После смерти матери он является единственным наследником принявшим наследство, однако в связи с отсутствием регистрации права собственности на земельный участок, препятствует ему в оформлении наследственных прав.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен исполнительный комитет муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан.
Истец ФИО1 на судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан на судебном заседании возражал против исковых требований, указав, что земельный участок предоставлялся для временного пользования.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению Николаев Е.С. к исполнительному комитету муниципального образования Булдырского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования прекращено.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с абзацем 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
Согласно пункту 1 статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В пункте 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Судом установлено, что на основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ отцу истца ФИО6 предоставлен на праве пользования для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, общей площадью 400 кв.м., по адресу: <адрес>, Булдырское сельское поселение.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО6, после смерти которого открылось наследство.
Согласно сведениям нотариуса Чистопольского нотариального округа ФИО7 после смерти ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО6 наследственное дело не заводилось, наследником фактическим принявшим наследство является его супруга ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, после смерти которой открылось наследство.
Согласно сведениям нотариуса Чистопольского нотариального округа ФИО7 после смерти ФИО1 имеется наследственное дело, наследником принявшим наследство является сын ФИО1
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок в состав наследственной массы, после смерти ФИО1 не вошел, поскольку отсутствовали документы, достоверно и бесспорно подтверждающие факт принадлежности на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в пункте 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9, земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ (ред. от 18.07.2006 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2006) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемый земельный участок, является существование земельного участка в натуре (в установленных в соответствии с требованиями закона границах) в принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения.
Документы на занимаемый земельный участок отсутствуют, что нарушает пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлены доказательства того, что на момент смерти спорный земельный участок принадлежал ФИО6 на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения, а также нет данных о том, что наследодатель обращался в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать в собственность спорный земельный участок, следовательно, отсутствуют какие-либо основания для признания права собственности за истцом в порядке наследования после смерти ФИО1 на данный земельный участок, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания права собственности на земельный участок в порядке наследования, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Николаев Е.С. к Исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ахмерова Г.С.