Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-517/2023 ~ М-501/2023 от 17.07.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2023 года       г.Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Филатовой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Лекаревой О.А.,

с участием представителя истца Пампурова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» о возложении обязанности произвести замену линии холодного водоснабжения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Октябрьск Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к МУП г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» о возложении обязанности произвести замену линии холодного водоснабжения протяженностью 400 м, проходящей в районе <адрес> г.о.<адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Октябрьск Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», в ходе которой установлено, что ответчиком не обеспечено поддержание в надлежащем состоянии водопровода холодного водоснабжения протяженностью 400 м, находящегося в районе <адрес> г.о.Октябрьск, поскольку он изношен, находится в аварийном состоянии и требует замены. Обслуживание системы водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», учредителем которого является администрация г.о.Октябрьск. В адрес руководителя МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, содержащее требование о безотлагательном принятии мер, направленных на устранение указанных нарушений. Однако в ответе на представление не указывается на конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, фактически указанные действия не произведены. Таким образом, бездействие МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», выразившееся в непринятии указанных мер, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.Октябрьск Самарской области Пампуров А.А. уточнил заявленные требования и просил обязать МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» в срок до 31.12.2023 произвести замену линии холодного водоснабжения протяженностью 400 м, проходящей от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

Представитель ответчика МУП г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» - ФИО4, действующая на основании доверенности от 09.01.2023, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования признает в полном объеме, выявленные нарушения будут устранены в срок до 31.12.2023 (л.д.40).

Представитель третьего лица администрации <адрес> - ФИО5, привлеченный судом 11.08.2023 (л.д.30), в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без её участия, не возражает против исковых требований (л.д.41).

Выслушав представителя истца Пампурова А.А., исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов, согласование инвестиционных программ, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1.1 ст.16 названного Закона, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поседения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта.

В силу ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными принципами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. При этом положения указанного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

Так, обеспечение ресурсоснабжающей организацией коммунального комплекса сохранности, модернизации и ремонта инженерных и сетевых коммуникаций, а также иного имущества, необходимо для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов потребителям надлежащего качества.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) (далее по тексту - Правила) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «а» п.31 Правил, юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.

На основании п.2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с п.2.10.20 Правил, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо поной или частичной реконструкции колодцев, прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой тру, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д.

Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/4р утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

На основании п. 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что на основании требования прокурора г.Октябрьск Самарской области от 14.04.2023 (л.д.9) МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» 20.04.2023 предоставило сведения о том, что водопровод холодного водоснабжения протяженностью 400 м, проходящий в районе <адрес> г.о.Октябрьск, находится в аварийном состоянии, изношен и требует замены. Данный трубопровод входит в состав водопровода от насосной станции и относится к водопроводу по <адрес> (л.д.10).

12.05.2023 прокурором г.Октябрьск проведена проверка исполнения МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» требований жилищного законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» не обеспечило поддержание в надлежащем состоянии водопровода холодного водоснабжения протяженностью 400 м, проходящего в районе <адрес>, поскольку он изношен, находится в аварийном состоянии и требует замены (л.д.19-21).

Указанное представление об устранении выявленных нарушений было направлено в адрес руководителя МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление».

05.06.2023 указанное представление было рассмотрено и дан ответ, в котором указано, что водопровод в районе <адрес> находится в аварийном состоянии, изношен и требует замены. В результате физического износа трубопровода и арматуры ежегодно имеет место тенденция увеличения количества порывов, отключений и аварий. В связи с нахождением МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» в тяжелом финансовом положении из-за ареста счетов, у предприятия отсутствует возможность за счет собственных средств осуществить работы, связанные с непосредственной деятельностью предприятия (л.д.22).

11.08.2023 прокуратурой г.Октябрьск Самарской области проведена повторная проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере и установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены (л.д.28).

Выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были.

Непринятие МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» своевременных мер, направленных на замену линии холодного водоснабжения, находящейся в аварийном состоянии, противоречит требованиям действующего законодательства. Ненадлежащее состояние водопровода влечет нарушение прав граждан как потребителей, имеющих право на надлежащее оказание услуг по водоснабжению. Непринятие своевременных мер к замене указанного участка водопроводных сетей может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, и, соответственно, привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.10 Закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статей 294 и 295 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно свидетельству от 15.08.2014 муниципальное образование г.о.Октябрьск Самарской области является собственником водопровода от насосной (л.д.17).

В соответствии с договором от 19.01.2009 МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Октябрьск» передало МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление»в хозяйственное ведение имущество, в том числе, водопровод от насосной (л.д.11-16).

Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» имеет право пользоваться и распоряжаться имуществом, передаваемым ему в хозяйственное ведение.

МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» обязано использовать имущество, передаваемое ему в хозяйственное ведение, для осуществления предусмотренной его уставом деятельности с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения Российской Федерации и получения прибыли; обеспечить сохранность передаваемого имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонты (п. 2.2 договора).

По информации МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» водопровод по <адрес> в <адрес> находится в аварийном состоянии, изношен и требует замены (л.д.22).

Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», пользующееся и распоряжающееся имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, в пределах, установленных действующим законодательством, обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт водопроводных сетей, включая капитальный и текущий.

Анализируя вышеприведенные нормы закона, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере водоснабжения ответчиком не устранены, принимая во внимание, признание иска ответчиком, а также, что указанные водопроводные сети находятся в хозяйственном ведении МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», которое несет бремя содержания данных водопроводных сетей, обязано своевременно производить капитальный ремонт водопроводных сетей, а также то, что бездействием ответчика по невыполнению капитального ремонта водопровода создается реальная угроза безопасности, жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленного требования истца о возложении на МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» обязанности по устранению выявленных нарушений и приведению линии холодного водоснабжения протяженностью 400 м от <адрес> до <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая мнение сторон, объем работ, с учётом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда до 31.12.2023. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда, является разумным и достаточным для исполнения.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче иска прокурор г.Октябрьск Самарской области был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, что соответствует требованиям п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г.Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» (ИНН 6325037090, ОГРН 1056325042542) обязанность в срок до 31.12.2023 произвести замену линии холодного водоснабжения протяженностью 400 м. от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» государственную пошлину в доход бюджета городского округа Октябрьск Самарской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2023.

Председательствующий судья                                                 О.Е. Филатова

2-517/2023 ~ М-501/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Октябрьска
Ответчики
МУП "Жилищное Управление"
Другие
Администрация г.о.Октябрьск Самарской области
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Филатова Оксана Евгеньевна
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2023Предварительное судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Дело оформлено
17.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее