29RS0018-01-2017-004834-36
Дело № 2а-4425/2017 (13а-1692/2023)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2023 г. г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Терентьевой А.А., при секретаре Кравец Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Правительства Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017,
установил:
должник обратился в суд с заявлением об отсрочке сроком до 31 декабря 2023 г. исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017.
В обоснование заявления указано, что определением Октябрьского районного суда города Архангельска от 10.01.2023 Правительству Архангельской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда по 01.11.2023. Исполнить решение в срок до 1.11.2023 не представляется возможным в силу следующего. Все строительно-монтажные работы на объекте выполнены: устройство коробки здания, внутренняя отделка помещений, входные группы, установка санитарных приборов, монтаж системы вентиляции, устройство слаботочных систем и предупредительного ограждения, благоустройство территории. Техническая готовность составляет 92%. Продолжается поставка и установка оставшейся части технологического оборудования. При исполнении Контракта выяснилось, что ряд наименований технического оборудования снят с производства, производство комплектующих компонентов оборудования прекращено или поставки прекращены ввиду введения экономических санкций. Данные обстоятельства вызвали необходимость замены оборудования в соответствии с законодательством, что подтверждается письмами ООО «Белый дом», ГКУ АО «ГУКС», информацией поставщиков, экспертными заключениями заседания экспертно-технического совета ГКУ АО «ГУКС» (прилагаются). Между заказчиком ГКУ АО «ГУКС» и подрядчиком ООО «Белый дом» заключены соответствующие дополнительные соглашения к Контракту (№ 18 от 07.07.2023; № 20 от 24.07.2023; № 21 от 31.08.2023; № 23 от 07.09.2023). С учетом этого, в том числе, как указывает Минстрой Архангельской области, логистических трудностей поставки, вызванных введением экономических санкций в адрес Российской Федерации, оставшееся оборудование по сведениям Минстроя Архангельской области планируется поставить и смонтировать до конца ноября 2023 г. Также по информации Минстрой Архангельской области после завершения указанных работ состоится итоговая проверка с участием инспекции государственного строительного надзора Архангельской области для получения заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и передача здания взыскателю. Ввод объекта в эксплуатацию также планируется завершить до конца ноября 2023 г.
Просят предоставить отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017 до 31.12.2023.
В судебном заседании представитель Правительства Архангельской области по доверенности Боронина А.В. заявление поддержала. Пояснила, что наличие независящих от воли сторон обстоятельств, связанных с внешнеэкономическими и политическими факторами, невозможностью осуществить поставку оборудования в запланированные сроки ввиду введенных экономических санкций, препятствует исполнению решения суда к установленному судом сроку - по 01.11.2023, исполнение должником исполнительного документа в обозначенный срок возможным не представляется.
Прокурор Здрецова А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель ГКУ АО «Главное управление капитального строительства» Окулова И.А., представитель Министерства строительства и архитектуры Архангельской области Буянова Н.С., в судебном заседании не возражали против предоставления отсрочки исполнения решения суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель УМВД России по Архангельской области в суд Богатова Л.А. возражала против предоставления отсрочки.
Представитель УФССП России по Архангельской области и НАО, ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей не направили.
Определением суда ходатайство разрешено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ч.1 ст.358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При этом в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
При решении вопросов об отсрочке либо о рассрочке исполнения решения суда, с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суда, суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы о предоставлении отсрочки, в целях исключения возможности затягивания реального исполнения решения суда и соответствия задачам правосудия и исполнительного производства. В силу ст. ст.15 (ч. 4), 17 (ч. 3). 19 (ч.ч. 1, 2) и 55 (ч.ч. 1, 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом основаниями для отсрочки и исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии препятствий, затрудняющих исполнение судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае исходя из общеправового принципа справедливости.
С учетом принципа состязательности именно на должника возложена обязанность доказать обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска 19.07.2017 по делу № 2а-4425/2017 на правительство Архангельской области возложена обязанность в срок до 01.01.2018 осуществить подбор и передачу МВД России или его территориальному органу в Архангельской области зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16.11.2017 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10.01.2023 Правительству Архангельской области предоставлена отсрочка исполнения, возложенных на Правительство Архангельской области решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 обязанностей до 01.11.2023.
Материалами дела подтверждается, что для реализации мероприятий, направленных на исполнение решения суда, областным законом от 17.12.2018 № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на строительство здания спецучреждения на 2019 год были предусмотрены средства областного бюджета в размере 8 020,5 тыс. рублей, на 2020 год - 75 000,3 тыс. рублей, на 2021 год - 287 752,1 тыс. рублей, на 2022 год – 246 398,98 тыс. рублей.
Соответствующие бюджетные ассигнования были установлены в областной адресной инвестиционной программе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (приложение № 16 к областному закону от 17.12.2018 № 35-4-03).
Мероприятие также включено в областную адресную инвестиционную программу на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 07.10.2022 № 794-пп (пункт 42).
По информации министерства строительства и архитектуры Архангельской области все строительно-монтажные работы на объекте выполнены: устройство коробки здания, внутренняя отделка помещений, входные группы, установка санитарных приборов, монтаж системы вентиляции, устройство слаботочных систем и предупредительного ограждения, благоустройство территории. Техническая готовность составляет 92%.
Продолжаются поставка и установка оставшейся части технологического оборудования. При исполнении Контракта выяснилось, что ряд наименований технического оборудования снят с производства, производство комплектующих компонентов оборудования прекращено или поставки прекращены ввиду введения экономических санкций. Данные обстоятельства вызвали необходимость замены оборудования в соответствии с законодательством, что подтверждается письмами ООО «Белый дом», ГКУ АО «ГУКС», информацией поставщиков, экспертными заключениями заседания экспертно-технического совета ГКУ АО «ГУКС» (прилагаются).
Между заказчиком ГКУ АО «ГУКС» и подрядчиком ООО «Белый дом» заключены соответствующие дополнительные соглашения к Контракту (№ 18 от 07.07.2023; № 20 от 24.07.2023; № 21 от 31.08.2023; № 23 от 07.09.2023).
С учетом этого, в том числе, как указывает Минстрой Архангельской области, логистических трудностей поставки, вызванных введением экономических санкций в адрес Российской Федерации, оставшееся оборудование по сведениям Минстроя Архангельской области планируется поставить и смонтировать до конца ноября 2023 г.
Ввод объекта в эксплуатацию также планируется завершить до конца ноября 2023 г. Готовность объекта свыше 90 %.
Таким образом, наличие независящих от воли сторон обстоятельств, связанных с внешнеэкономическими и политическими факторами, невозможностью осуществить поставку оборудования в запланированные сроки ввиду введенных экономических санкций, препятствует исполнению решения суда к установленному судом сроку - по 01.11.2023, исполнение должником исполнительного документа в обозначенный срок возможным не представляется.
Поскольку по решению суда должнику необходимо произвести передачу здания взыскателю, предполагающую в том числе постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (перехода прав) на него в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также осуществление действий, связанных с передачей государственного имущества Архангельской области в федеральную собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (учитывая, что предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления предложений - абзац девятнадцатый части 11 статьи 154), что потребует дополнительных временных затрат по завершении строительства здания и ввода объекта в эксплуатацию, по информации Минстроя Архангельской области передача здания УФМС взыскателю планируется в декабре 2023 г.
В материалы дела должником представлены доказательства, подтверждающие совершение должником действий, направленных выполнение строительных работ.
Работы, предусмотренные первым этапом ввода объекта в эксплуатацию, выполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должник совершил действия, направленные на исполнение решения суда.
Сведений о том, что в рамках исполнительного производства были совершены действия по принудительному исполнению вступившего в законную силу решения суда, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время у должника объективно не имелось возможности исполнить решение суда в изначально установленные сроки.
С учетом изложенного, в целях соблюдения прав сторон исполнительного производства, принимая во внимание, что судебное решение в настоящее время исполнено частично, суд полагает возможным удовлетворить заявление представителя Правительства Архангельской области и предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Суд приходит к выводу, что предоставление отсрочки на срок до 31.12.2023 является разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда, приведет к исполнению всех обязательств, а потому заявление предоставлении отсрочки исполнения решения суда подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 189, 198-199, 358 КАС Российской Федерации, суд
определил:
заявление Правительства Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017 удовлетворить.
Предоставить Правительству Архангельской области отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19 июля 2017 г. по административному делу № 2а-4425/2017 по административному иску заместителя прокурора Архангельской области к Правительству Архангельской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, на срок по 31 декабря 2023 г. (включительно).
Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней путем подачи частной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий А.А. Терентьева