Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1719/2022 ~ М-1605/2022 от 08.09.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 октября 2022 года                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:               Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания:        Достоевской О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1719/2022 по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах малолетней ФИО1 к Департаменту по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда о признании факта постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, признании права на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от 01.07.2011 -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО», возложении обязанности выдать свидетельство на материнский (семейный капитал)в связи с рождением третьего ребенка

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Салехарда в интересах малолетней ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда (ДСЗН администрации МО г. Салехард), согласно уточненных требований иска о признании факта постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, признании права на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от 01.07.2011 -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО», возложении обязанности выдать свидетельство на материнский (семейный капитал)в связи с рождением третьего ребенка.

В обоснование требований иска прокурор указал, что ФИО2 является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО4 <дата> года рождения, ФИО5 <дата> года рождения, ФИО1 <дата> года рождения. Согласно положений п.1 ч.1 ст.3 Закона ЯНАО от 01.07.2011 N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в <адрес>" Право на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, родивших третьего ребенка, начиная с 01 января 2020 года.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.02.1998 -П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом из толкования п.1 ч.1 <адрес> ЯНАО от <дата> N 73-ЗАО следует, что юридически значимыми для выдачи свидетельства на материнский (семейный) капитал является не факт регистрации по месту жительства, а факт постоянного проживания не менее одного года на территории ЯНАО.

ФИО2 обратилась в Департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в соответствии с Законом ЯНАО от <дата> -ЗАО. Департаментом по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда 04.08.2022 года вынесено решение об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с постоянным проживанием в автономном округе менее одного года.

Факт проживания ФИО2 в г. Салехарде с 2016 года подтверждается следующими сведениями. С июля 2018 года по август 2021 года она осуществляла трудовую деятельность в <адрес>. С <дата> была принята на работу в ГКУ ЯНАО «Дирекция по организационному обеспечению департамента образования ЯНАО, материально-техническому обеспечению подведомственных учреждений», с которым трудовой договор расторгнут <дата>. <дата> была принята на работу ИП ФИО6, у которого работает по настоящее время.

При указанных обстоятельствах решение ответчика об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал вынесено с нарушением требований законодательства.

С учетом изложенного просил:

Установить факт постоянного проживания ФИО2 на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 2018 года по настоящее время.

Признать за ФИО2 право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от 01.07.2011 -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО».

Возложить на Департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда обязанность выдать ФИО2 свидетельство на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка.

В судебном заседании помощник прокурора Фролова Т.Ю. на удовлетворении требований иска настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

ФИО2 будучи извещенной надлежащим образом в судебное заседание не явилась, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в ее отсутствии, в котором также указала о поддержании иска прокурора.

Представитель ответчика Амурлина Е.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска по основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениях.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно положений ч.1 ст.20 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 619-О-П "В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов."

Согласно положений ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно положений п.1 ч.1 ст.3 Закона ЯНАО от 01.07.2011 N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" Право на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, родивших третьего ребенка, начиная с 01 января 2020 года, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее одного года.

Факт проживания ФИО2 в ЯНАО подтверждается следующими сведениями. Согласно записей в ее трудовой книжке №,17, она с <дата> по <дата> работал в должности бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия <адрес>», расположенном в <адрес> ЯНАО. Записи №,19, она с <дата> по <дата> работала в должности бухгалтера в отделе бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений ГКУ ЯНАО «Дирекция по организационному обеспечению департамента образования ЯНАО, материально-техническому обеспечению подведомственных учреждений», которое расположено в г. Салехарде ЯНАО. Запись с <дата> по настоящее время работает у ИП ФИО6 в должности кухонного работника по настоящее время, который осуществляет свою деятельность в г. Салехарде ЯНАО. Согласно справок о регистрации ФИО2 по адресу: <адрес> <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту пребывания, а с <дата> зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства.

Суд с учетом изложенного считает установленным факт проживания в ЯНАО ФИО2 с июля 2018 года по настоящее время.

Ссылки представителя ответчика на положения Постановления Правительства ЯНАО от <дата> N 680-П "Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории <адрес>, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан" суд считает не состоятельными, поскольку указанное положение регулирует вопрос комиссионного ведомственного установления факта постоянного проживания гражданина на территории автономного округа в целях признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, выдача же свидетельства на материнский (семейный) капитал не относиться к предоставлению социальных услуг.

Поскольку судом установлен факт постоянного проживания ФИО2 на территории автономного округа с июля 2018 года, то есть более одного года, у нее возникло право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от <дата> -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО», при этом суд считает необходимым указать, что ранее принятое ответчиком в отношении ФИО2 решение от <дата> по формальным признаком являлось верным, но с учетом установленного судом факта ее постоянного проживания на территории автономного округа более одного года, подлежит пересмотру.

Поскольку судом признано за ФИО2 право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от <дата> -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО», суд возлагает на ответчика обязанность выдать указанное свидетельство.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить факт постоянного проживания ФИО2 на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с июля 2018 года по настоящее время.

Признать за ФИО2 право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом ЯНАО от 01.07.2011 -ЗАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО».

Возложить на Департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда обязанность выдать ФИО2 свидетельство на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

                                                    Председательствующий                                         К.В. Лисиенков

2-1719/2022 ~ М-1605/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Салехарда
Ответчики
Департамент по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехард
Другие
Вебер Вероника Рудольфовна
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лисиенков Константин Владимирович
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Дело оформлено
07.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее