Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2024 (2-4094/2023;) ~ М-3669/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-431/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года                                  город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Назарове В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении факта проживания и постановке на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Мерк В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно которому с учетом изменения требований просит установить факт его постоянного проживания натерритории гор ода Севастополя по состоянию на 24.02.2022; признать за ним право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом города Севастополя от 01.12.2022 № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя».

Исковое заявление мотивировано тем, что Мерк В.В. с 2021 года постоянно проживает на территории города Севастополя, в том числе по состоянию на 24.02.2022 и 28.10.2022 был призван по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. С 27 ноября 2022 г. и по настоящее время Мерк В.В. является участником специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях.

В силу действующего законодательства, как участник СВО он имеет право на получение земельного участка, однако обратившись в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с соответствующим заявлением, ему было отказано в постановке в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории г. Севастополя, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории г. Севастополя, по состоянию на 24.02.2022.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в предварительном судебном заседании просил суд иск удовлетворить.

    Ответчик заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не подавал, письменных возражений на иск не представил, в связи с чем суд, принимая во внимание согласие истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.

Суд изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).

Пунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 01.12.2022 № 720-ЗС "О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя" (далее – Закон № 720-ЗС), получателями мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Законом, являются:

1) участники специальной военной операции - граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Севастополя по состоянию на 24 февраля 2022 года, направленные с 24 февраля 2022 года для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также с 30 сентября 2022 года на территориях Запорожской области и Херсонской области (далее - специальная военная операция) или для обеспечения выполнения боевых задач в ходе указанной операции, относящиеся к одной из следующих категорий:

а) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, службу в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формированиях или аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) призванные на территории города Севастополя на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и включенные в списки личного состава воинских частей;

в) добровольно прибывшие в Военный комиссариат города Севастополя, пункт отбора на военную службу по контракту города Севастополя, отобранные ими, заключившие в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленные непосредственно с территории города Севастополя в воинские части, участвующие в специальной военной операции;

2) члены семей участников специальной военной операции;

3) члены семей погибших (умерших) участников специальной военной операции.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона 720-ЗС, участникам специальной военной операции предоставляются следующие меры социальной поддержки в случаях и на условиях, установленных законами города Севастополя: предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, в собственность бесплатно в порядке, установленном законодательством города Севастополя.

Согласно ст. 4 Закона 720-ЗС, к документам, подтверждающим участие в специальной военной операции или обеспечение выполнения боевых задач в ходе указанной операции и дающим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, относятся:

1) копия контракта о прохождении военной службы гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) выписка (справка) из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения, штаба, органа, оперативной или иных групп;

3) запись в удостоверении личности, военном билете, трудовой книжке, сведения о трудовой деятельности;

4) командировочное удостоверение, судовая роль, архивная справка, медицинская справка;

5) выписка из истории болезни, а также документ, подтверждающий получение ранения, контузии или увечья, гибель (смерть);

6) решение суда об объявлении гражданина, являвшегося участником специальной военной операции, умершим;

7) реализованный наградной материал.

Суд установил, что истцом в обоснование своего права на получение мер социальной поддержки была представлена справка командира Войсковой части 75406 Минобороны России от 22.06.2023 № 2393.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).

Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от 28.08.2023 истцу отказано в принятии документов для включения в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории г. Севастополя по причине отсутствия регистрации на территории г. Севастополя по состоянию на 24.02.2022.

Вместе с тем судом установлено и следует из материалов гражданского дела, истец является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО4 (наниматель, супруга ФИО2) заключили договор о предоставлении нанимателю во временное пользование квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки Войсковой части 75406 Минобороны России от 22.06.2023 № 2393, Мерк Владислав Викторович, призванный по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проходит военную службу в войсковой части 75406 с 26.10.2022 по настоящее время. С 27.11.2022 является участником специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что истец проходит военную службу, является участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории г. Севастополя по состоянию на 24.02.2022. Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у истца по месту жительства в г. Севастополе по состоянию на 24.02.2022 не влечет за собой невозможность принятия документов по вопросу его включения его в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории г. Севастополя, в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Закона города Севастополя от 27.07.2016 № 269-ЗС «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, гражданам бесплатно».

Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории г. Севастополя по состоянию на 24.02.2022 нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес> и признании за ФИО5 права на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренных Законом города Севастополя от 01.12.2022 № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 235 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> об установлении факта проживания и постановке на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания ФИО2 (паспорт гражданина РФ на территории г. Севастополя, по состоянию на 24 февраля 2022 года.

Признать за ФИО5 (паспорт гражданина РФ ) право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом города Севастополя от 01.12.2022 № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя».

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                     А.А. Байметов

Мотивированный текст решения составлен 08 февраля 2024 года.

2-431/2024 (2-4094/2023;) ~ М-3669/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мерк Владислав Викторович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.02.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024Дело оформлено
10.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее