Дело № 12-23/2020 ( УИД №) КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
31 июля 2020 года с. Троицкое
Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Фроленкова Е.Е.,
с участием пом. прокурора Хмелевского Д.А,
представителя привлекаемого лица - главного врача КГБУЗ « Троицкая ЦРБ» Кирдяшовой С.Е. - Усова А.А., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев протест и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края на постановление № по делу № об административном правонарушении в отношении главного врача КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края Кирдяшовой С.Е.,
У С Т А Н О В И ЛА:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении главного врача КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в лице Кирдяшовой С.Е.прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, и.о. прокурора района обратился в суд с представлением, в котором просит постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменить, дело вернуть на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что Управлением необоснованно сделан вывод о том, что отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, так как каждый контракт носит самостоятельный характер, выполняемые услуги не являются технологическими и функционально взаимосвязанными, в том числе оказываются на различных объектах, на получение надлежащего результата оказанных услуг не влияют наличие или отсутствие дополнительного контракта, в связи с чем, сделан вывод, что отсутствуют основания для признания их единой сделкой.
При рассмотрении жалобы помощник прокурора Хмелевский Д.А. доводы протеста поддержал.
Представитель главного врача КГБУЗ « Троицкая ЦРБ» Кирдяшовой С.Е. - Усов А.А., действующий по доверенности, с доводами протеста не согласился, предоставив возражения.
Представитель Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на судебное заседание не явился. В суд направлен отзыв, в котором заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок ФИО4 просит суд оспариваемое постановление оставить без изменения, протест прокурора Нанайского района Хабаровского края - без удовлетворения.
Изучив предоставленные в суд материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему:
как следует из материалов дела, прокуратурой Нанайского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края.
В ходе данной проверки прокуратурой района установлен факт заключения двух контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ между краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края и обществом с ограниченной ответственностью «Троицкий энергетический комплекс» на общую сумму <данные изъяты> на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на оказание услуг по промывке внутренних инженерных систем отопления на объектах краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Троицкая центральная районная больница».
В редакции Закона о контрактной системе, действовавшей на момент заключения контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в - отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, про изводится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Из доводов постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении также следует, что данные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения, указанного выше ограничения, предусмотренного специальными нормами Закона о контрактной системе, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, главный врач КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Кирдяшова С.Е. принимает решение о способе закупки товара, работ или услуг при заключении государственных контрактов на сумму, не превышающую 100000 руб. 00 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района ФИО5 в отношении должностного лица вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 данного закона установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции на 24.06.2019) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и
не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления
цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
По смыслу же п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе законодатель предоставляет заказчику право осуществлять закупку товара, работы или услуги небольшого объема с условием, что сумма закупки (цена контракта) не превышает ста тысяч рублей. При этом ограничением являются условия о том, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Контракты № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ заключенные между краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края и <данные изъяты> заключены на оказание услуг по промывке внутренних инженерных систем отопления на объектах краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Троицкая центральная районная больница».
Объем закупаемых услуг (цена контракта) по каждому из заключенных контрактов не превышает суммы, установленной п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (сто тысяч рублей).
Кроме того, указанные контракты заключены в разное время (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Различается также и объекты имущества, на которых подлежит осуществить оказание услуг по промывке внутренних инженерных систем отопления:
- контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оказание услуг надлежит произвести по объектам, установленным контрактом (приложение № к контракту), расположенным в селе Троицкое и относящимся к имуществу заказчика: «<данные изъяты>
- контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ установлены иные объекты, расположенные в иных местах Хабаровского края, а именно: амбулатория <адрес>, амбулатория <адрес>, амбулатория <адрес> мыс, ФАП <адрес>, амбулатория <адрес>, амбулатория <адрес>, ФАП <адрес>, амбулатория <адрес>.
Учитывая изложенные обстоятельства, каждый из указанных контрактов носит самостоятельный характер, заключен в разное время, выполняемые услуги не являются технологически и функционально взаимосвязанными, в том числе оказываются на различных объектах, на получение надлежащего результата оказанных услуг не влияет наличие или отсутствие дополнительного контракта, в связи с чем оснований для признания их единой сделкой не имеется. При этом право, предоставленное заказчику положениями п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, позволяет самостоятельно планировать хозяйственную деятельность и осуществлять закупки малого объема, в том числе однородные, при соблюдении установленных ограничении - исходя из потребности заказчика.
Правовая позиция о допустимости неоднократного приобретения заказчиком одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований и ограничений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, соответствует как разъяснениям Федеральной антимонопольной службой положений Закона о контрактной системе (информационное письмо ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № №), так единообразной практике применения судами положений статьи 93 Закона о контрактной системе и КоАП РФ.
В связи с чем, заместителем руководителя управление - начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО4 вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного врача КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края Кирдяшовой Светланы Евгеньевны в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Таким образом, заключение двух контрактов у единственного поставщика с учетом соблюдения требований, установленных законом в части объема закупок, не является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе устанавливает право заказчика на осуществление закупки у единственного поставщика, ограничивая его лишь максимальной ценой заключенного контракта и условиями о максимально допустимом объеме закупок, осуществляемым за год.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в закупке одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика, устанавливает лишь, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.20 13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством финансов Российской Федерации разъяснено, что «на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
На основании изложенного, с учетом того, что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг у одного и того же лица,заказчик вправе осуществлять такие закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе».
Заказчики, обладающие небольшим бюджетом, вправе, исходя из своей потребности, вообще не осуществлять закупки конкурентными способами, в случае соблюдения объемов, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Контракты между краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края и <данные изъяты> были заключены на оказание услуг по промывке внутренних инженерных систем отопления на объектах краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Троицкая центральная районная больница».
Объем закупаемых услуг (цена контракта) по каждому из заключенных контрактов не превышает суммы, установленной п. 4 ч. 1 СТ. 93 Закона о контрактной системе (сто тысяч рублей). Кроме того, указанные контракты заключены в разное время (разные дни) и на разные объекты имущества, находящихся на значительном отдалении друг от друга, услуги, подлежащие оказанию, не являются технологически взаимосвязанными и функционально взаимосвязанными.
На основании изложенного, суд находит законным и обоснованным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного врача КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края Кирдяшовой Светланы Евгеньевны в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ,
Решила:
В удовлетворении протеста прокурору Нанайского района Хабаровского края на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главного врача КГБУЗ « Троицкая центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в лице Кирдяшовой С.Е., отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение 10 суток.
Судья Фроленкова Е.Е. ____________