Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-664/2019 ~ М-167/2019 от 30.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-664/2019 по административному исковому заявлению Макогона А.Н., Медведева М.В., Мельникова Д.И. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,

с участием представителя Макогона А.Н., Медведева М.В., Мельникова Д.И. по доверенности Киселевой Е.Н.,

у с т а н о в и л:

Макогон А.Н., Медведев М.В., Мельников Д.И. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 265,6 кв. м. равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 10 095 204 руб., нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 11 146 289 руб.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками названных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Киселева Е.Н. подержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.

Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Макогон А.Н., Мельникову Д.И., Медведеву М.В. на праве общей долевой собственности принадлежат следующие нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>: нежилое помещение с кадастровым номером площадью 265,6 кв. м., нежилое помещение с кадастровым номером площадью 424,7 кв. м.

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 14 102 539,30 руб., нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 22 550 257,68 руб. на ту же дату.

Административные истцы, являясь собственниками указанных выше нежилых помещений, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, 30 января 2019 года с пропуском срока административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения административных истцов в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

В обоснование заявленных требований административными истцами был представлен отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 10 декабря 2018 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью РИЦ «Мегаполис», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года составила 10 095 204 руб., нежилого помещения с кадастровым номером - 11 146 289 руб. на ту же дату.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Самары была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «ГОСТ».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 22 марта 2019 года, составлено экспертное заключение , согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года определена в размере 11 300 000 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования в рамках сравнительного и доходного подходов, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.

Сторонами заключение судебной экспертизы не оспорено.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером является достоверной.

Величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , определенная отчетом об оценке, сторонами не оспорена, оснований для признания отчета об оценке не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности у суда не имеется.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером в размере рыночной стоимости, определенной экспертным заключением, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – в размере, определенном отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 30 января 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Макогона А.Н., Медведева М.В., Мельникова Д.И. удовлетворить частично.

Восстановить Макогону А.Н., Медведева М.В., Мельникова Д.И. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 424,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 11 300 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 265,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 10 095 204 руб.

Датой обращения Макогона А.Н., Медведева М.В., Мельникова Д.И. в суд считать 30 января 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

3а-664/2019 ~ М-167/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Медведев М.В.
Макогон А.Н.
Мельников Д.И.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.01.2019Регистрация административного искового заявления
30.01.2019Передача материалов судье
01.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2019Судебное заседание
01.04.2019Производство по делу возобновлено
15.04.2019Судебное заседание
16.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее