Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-428/2024 от 26.04.2024

№ 12-428/2024

РЕШЕНИЕ

04 июня 2024 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ВИРС» Шмонова С.Н. на постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Третьякова А.А. о назначении административного наказания от 19.04.2024 № 29/4-37-23-ППС/12-8086-И/21-103,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Третьякова А.А. о назначении административного наказания от 19.04.2024 № 29/4-37-23-ППС/12-8086-И/21-103 ООО «ВИРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 130000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ВИРС» Шмонов С.Н. подал в суд жалобу об отмене постановления или смягчении наказания.

В судебном заседании защитник Дунаев В.А. поддержал доводы жалобы.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Из обжалуемого постановления и иных материалов следует, что в вину ООО «ВИРС» вменяется нарушение, выразившееся в допуске работника к работам без обеспечения средствами индивидуальной защиты, в связи с чем вменяется в вину нарушение статей 22, 76, 214, 221 ТК РФ, пунктов 4 и 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее – Межотраслевые правила), а также пункта 51 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта организаций (железнодорожного внутризаводского транспорта), занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее – Типовые нормы), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н (Приложение № 5).

Из материалов дела следует, что вменяемое в вину деяние выявлено в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с САА ДД.ММ.ГГГГ, а соответствующие выводы по итогам расследования были отражены в заключении инспектора от ДД.ММ.ГГГГ. В частности, в пункте 7 заключения указаны имеющиеся, по мнению инспектора, причины несчастного случая, в том числе в качестве основной причины указано на использование пострадавшего работника не по специальности: САА, занимавший должность плотника, привлечен к выполнению маневровых работ. В качестве сопутствующих причин указана неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в допуске к работам с повышенной опасностью с нарушением установленных требований, в том числе в части обеспечения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в недостатках СУОТ, а также в необеспечении контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работ.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

Тот факт, что ранее решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу вынесенное по тем же обстоятельствам постановление государственного инспектора труда от 27.10.2023 № 29/4-37-23-ППС/12-32194-И/21-103 было отменено с возвращением дела на новое рассмотрение с учетом выявленных неполноты рассмотрения и неопределенности выводов, не является основанием для отмены вновь вынесенного постановления.

С учетом доводов жалобы и того, что часть ранее выявленных недостатков не была устранена, судом выявлены основания для изменения обжалуемого постановления. При этом оснований для отмены обжалуемого постановления не выявлено.

Так, в силу статей 22, 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. В частности, согласно статье 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить:

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

В соответствии со статьей 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Пунктами 4 и 13 Межотраслевых правил, действовавших на момент несчастного случая, также предусмотрены общие обязанности работодателей по обеспечению приобретения и выдачи прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

С 01.09.2023 приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утратил силу и введены в действие Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.

Однако из пунктов 3, 4, 10 и иных положений новых Правил следует, что соответствующие обязанности работодателей, ранее предусмотренные Межотраслевыми правилами, сохранены и детализированы. Поэтому в связи с этими последующими изменениями в части правового регулирования не имеется оснований для прекращения производства по делу или исключения отдельных выводов.

Пунктом 51 Типовых норм установлены требования к обеспечению СИЗ для составителей поездов: костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой или костюм для защиты от воды из синтетических тканей с пленочным покрытием; жилет сигнальный; фартук из полимерных материалов; белье нательное; ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском; перчатки с полимерным покрытием; каска защитная; подшлемник под каску; очки защитные; наушники противошумные или вкладыши противошумные; респиратор, а также зимой дополнительно: костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке; белье нательное утепленное; ботинки кожаные утепленные с жестким подноском или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском или валенки с резиновым низом; подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем); перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами; шапка-ушанка.

Кроме того, с 01 сентября 2023 года введены в действие Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н. В части составителей поездов соответствующие требования содержатся в пункте 4657 Приложения № 1 к ним.

Из материалов следует, что в октябре 2021 года САА принят на работу в ООО «ВИРС» на должность плотника. Из материалов дела, в том числе актов приема-передачи СИЗ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что работнику по указанной должности выданы следующие СИЗ: костюм летний на один год и рукавицы зимние на два года. Из актов работодателя о несчастном случае и протокола осмотра места несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ следует, что САА был обеспечен костюмом для защиты от загрязнений и повреждений, а также перчатками полимерными с покрытием.

Документы, подтверждающие выдачу иных СИЗ в связи с работой по должности плотника или в связи с выполнением иных должностных обязанностей, в материалах отсутствуют и не представлены в ходе рассмотрения жалобы.

С учетом характера вменяемого в вину деяния, из указанных норм следует, что работник должен был быть обеспечен СИЗ до начала соответствующих работ, связанных с железнодорожными вагонами ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из этого в обжалуемом постановлении обоснованно определена дата совершения правонарушения. Нарушение в иные даты не вменяется в вину.

Материалами не подтверждается, что САА выполнял все должностные обязанности составителя поездов (или кондуктора) и являлся, соответственно, работником железнодорожного транспорта, соответственно, не имеется подтверждения, что он официально занимал указанную должность составителя поезда согласно трудовому договору или штатному расписанию. Однако это не является препятствием для привлечения к ответственности в части выявленного разового привлечения работника к обязанностям, связанным с маневровыми работами.

Факт привлечения работника САА ДД.ММ.ГГГГ к работе по перемещению вагонов не оспаривается подателем жалобы и подтверждается материалами, в том числе заключением государственного инспектора труда, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, актами о несчастном случае на производстве, приговором Исакогорского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «ВИРС» не был надлежащим образом оценен характер указанной работы САА по перемещению вагонов и не определены производственные риски с установлением перечня СИЗ, подлежащих выдаче работнику исходя из конкретного перечня работ. Следовательно, в данной ситуации должностное лицо инспекции обоснованно исходило из необходимости применения требований по обеспечению СИЗ, установленных для аналогичных видов деятельности и должностей (составителя поездов).

Уголовно-правовая оценка действий (бездействия) заместителя управляющего складами ЛАВ, являвшегося непосредственным руководителем пострадавшего, в нарушениях, связанных в том числе с обеспечением средствами индивидуальной защиты при осуществлении САА действий, направленных на перемещение грузового вагона ДД.ММ.ГГГГ, содержится в указанном приговоре суда, вступившем в законную силу. По настоящему делу ЛАВ не является лицом, привлекаемым к ответственности, в связи с чем его поведение само по себе не является предметом рассмотрения.

Таким образом, из материалов следует, что юридическим лицом не было предпринято всех зависящих от него мер по исполнению указанных требований к обеспечению СИЗ.

Доводы подателя жалобы о том, что ООО «ВИРС» не относится к железнодорожному транспорту, не является железнодорожной организацией, пострадавший не являлся составителем вагонов и в штатном расписании отсутствует такая должность, отклоняются судом, поскольку являются способом защиты и основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно указанным нормам ТК РФ и подзаконных актов обеспечение СИЗ в рассматриваемом случае (при фактическом допуске работника к работе, связанной с маневровыми работами) зависит не от формального наименования видов деятельности юридического лица или должности работника, а от конкретных производственных рисков при осуществлении конкретных должностных обязанностей. Следовательно, выполняя определенные действия с железнодорожными вагонами и привлекая для этого своих работников, работодатель обязан соблюдать указанные требования и обеспечить их необходимыми СИЗ. Юридическое лицо не было лишено возможности установить собственный перечень СИЗ на основе общих примерных требований и предоставить эти СИЗ, но, как следует из материалов, не воспользовалось этой возможностью, в связи с чем должно было руководствоваться общими типовыми требованиями.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, оценка степени виновности или невиновности пострадавшего или иных лиц в наступлении несчастного случая не относится к предмету рассмотрения дела.

Выдача САА иных СИЗ, предназначенных для работы с вагонами (в том числе жилет сигнальный и каска), материалами дела не подтверждается.

С учетом установленных обстоятельств имеются основания для вывода о наличии в действиях (бездействии) юридического лица состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

При этом из обжалуемого постановления подлежат исключению выводы о том, что допуск к работе без обеспечения СИЗ привел к получению травмы работником и утрате трудоспособности. Исходя из диспозиции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступление указанных последствий не является условием квалификации деяния. Прямая или косвенная причинно-следственная связь между вменяемым в вину необеспечением СИЗ и наступившим вредом здоровью не подтверждена. Из материалов следует, что оценка конкретных имевшихся СИЗ с точки зрения их соответствия или несоответствия конкретным работам не проводилась. Следовательно, невозможно установить, могло ли применение конкретных СИЗ предотвратить наступление вменяемых в вину последствий.

Таким образом, с учетом диспозиции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и статьи 1.5 КоАП РФ не имеется однозначных оснований для вывода о наличии указанной причинно-следственной связи. Соответственно, не подлежат оценке доводы защитника о степени тяжести вреда здоровью.

Исключение указанных выводов с учетом установленных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями в целом, является основанием для снижения размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Предусмотренная статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ совокупность условий для замены наказания в виде штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и нарушение выявлено в ходе расследования несчастного случая.

С учетом характера нарушения не имеется оснований для признания нарушения малозначительным.

Доводы о том, что лицо ранее не привлекалось к ответственности, не являются основанием для изменения или отмены постановления и освобождения от ответственности.

Существенных нарушений процессуальных требований, являющихся основанием для отмены постановления, не выявлено.

Судья, руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Третьякова А.А. о назначении административного наказания от 19.04.2024 № 29/4-37-23-ППС/12-8086-И/21-103 изменить, исключив выводы о том, что допуск к работе без обеспечения средствами индивидуальной защиты привел к получению травмы работником и утрате трудоспособности, а также снизив размер административного штрафа, назначенного ООО «ВИРС», до 120000 (ста двадцати тысяч) рублей.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу Шмонова С.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

УИД 29RS0018-01-2024-001929-36

12-428/2024

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Вирс"
Другие
Шмонов Сергей Николаевич
Дунаев Владимир Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

ст.5.27.1 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
26.04.2024Материалы переданы в производство судье
27.04.2024Истребованы материалы
14.05.2024Поступили истребованные материалы
04.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
15.07.2024Вступило в законную силу
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее