Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7418/2023 от 27.05.2023

Судья: Зиятдинова И.В. гр.дело №33-7418/2023

(дело №2-1167/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2023 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Куршевой Н.Г.,

судей Ереминой И.Н., Александровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луканиным Н.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиркова А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о признании договора не заключенным, признании незаконными действий по начислению платы за вывоз ТКО, использование персональных данных,

по апелляционной жалобе Чиркова А.И. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 31.01.2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Чиркова А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о признании договора не заключенным, признании незаконными действий по начислению платы за вывоз ТКО, использование персональных данных - отказать.»,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Куршевой Н.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Чиркова А.И. обратилась в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании договора не заключенным, признании незаконными действий по начислению платы за вывоз ТКО, использование персональных данных, в обоснование заявленных требований указав, что проживает в частном доме с мужем Чирковым В.И.. Ответчик незаконно завладел и воспользовался персональными данными без согласия истца, открыл на ее имя лицевой счет, по которому ежемесячно необоснованно начисляет плату за вывоз мусора, а услуга фактически не оказывается. Региональный оператор нарушил права истца, нарушил закон о персональных данных, заключив, как утверждает региональный оператор с истцом публичный договор в 2019 году, не имея на это оснований. Истец не совершала действий, которые бы свидетельствовали о том, что договор заключён. Региональный оператор ссылается на статью 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89 ФЗ « Об отходах производства и потребления», которая гласит, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, (а не для потребителя), также ответчик считает, что договор на вывоз ТКО Чирковой А.И. заключён вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Истец не обращалась, а региональный оператор не представил истцу заключенного договора. Договор на вывоз ТКО - документ, согласно которому отображаются взятые на себя обязательства сторонами сделки. Факт заключения договора в этой ситуации должен доказать ответчик. Договор, заключённый в одностороннем порядке региональным оператором, без получения акцепта, ущемляет права потребителя, получается, что ответчик незаконно заключил с истцом договор на вывоз ТКО, ведь нужны конклюдентные действия или акцепт со стороны истца. Между истцом и региональным оператором отсутствуют договорные отношения, истец не принимала на себя никаких обязательств, а ежемесячные начисления платы при отсутствии договора по оказанию услуг вывоза отходов не имеют правовых оснований требовать плату - это незаконно. Региональный оператор утверждает, что к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, применяются Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 641», так согласно пункта 8.1 Постановления говорится: Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах; б) в жилых домах, - с организацией; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах. Соответственно на владельцев частных жилых домов данное Постановление не распространяется. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. Действия регионального оператора по начислению платы за вывоз ТКО не правомерные, потому что оплата за вывоз мусора начинает исчисляться на законных основаниях с момента подписания письменного договора или с момента первой оплаты по квитанции. При отсутствии заключённого договора начисление платы незаконно. В квитанциях указаны персональные данные истца, согласие на обработку которых не в устном, не в письменном виде истец не давала. Использование персональных данных без согласия истца для начислении платы за вывоз ТКО противоречит требованиям части 1 статьи 15 закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных», в соответствии с которой обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путём осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признаётся осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. Услугой по вывозу ТКО истец не пользовалась и не пользуется, по настоящее время, подтверждением тому Акт от 02.02.2022 года от группы соседей частного сектора, проживающих на <адрес> оператор не оказывал истцу фактическую услугу по вывозу отходов с января 2019 года по настоящее время, подтверждением является отсутствие в частном секторе как выделенной площадки для мусорных контейнеров, так и самих контейнеров. Региональный оператор жителям частного сектора не предоставлял и не обеспечил возможность пользоваться его услугами путём сбора и вывоза «пакетированного» мусора. Ближайшая свалка - площадка расположена на <адрес> на расстоянии 160 метров. Она завалена постоянно промышленными и производственными отходами, шинами, привозимыми автомобилями с различных организаций и строек города, эти отходы вывозятся не регулярно, с большим перерывом, что ведёт к серьёзному накоплению отходов, свалка не огорожена, к ней опасно подходить. У жильцов частного сектора нет возможности пользоваться мусорным контейнером в пределах расстояний, соответствующих санитарным правилам. Таким образом, при указанных обстоятельствах действия регионального оператора незаконные по начислению платы за не оказанную надлежащим образом услугу за вывоз ТКО, и подлежат отмене. Отходы истца - это материал для удобрений его же земельного участка, действующее законодательство Российской Федерации не запрещает физическим лицам, проживающим в частных домах, утилизировать пищевые и растительные отходы, перерабатывать, использовать в качестве мульчирования грунта, удобряя землю своего же земельного участка. Истец имеет право распоряжаться своими отходами на своём земельном участке, не нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Отходы истец утилизирует самостоятельно: пищевые, растительные отходы перерабатывает и применяет на своём земельном участке в качестве компостирования и мульчирования грунта, удобряя его; в приёмные пункты сдает металлолом, по мере накопления сдает отходы пластмассы, картона; садовым измельчителем перерабатываются садовые органические отходы (листья, ветки, опавшие цветы). В квитанциях, региональный оператор указывает неправильный расчёт платы, который влечёт необоснованное увеличение суммы, так как степень благоустройства дома истца не позволяет предоставить коммунальную услугу по обращению с ТКО в полном объёме. Дом, собственником которого является истец, расположен по адресу: <адрес>, площадью 525,4 кв.м, был поставлен на кадастровый учёт в 2013 году для того, чтобы получить разрешение на подключение газа, электричества и воды. В доме в настоящее время благоустроен только 1 этаж, 2 и 3 этажи не пригодны для проживания, не обладают статусом жилого дома, соответственно нет произведённого мусора. Согласно Техническому заключению по обследованию строительных конструкций жилого <адрес>, <адрес>, выданного ООО Проектной компанией «ГОРЖИЛПРОЕКТ» - на момент обследования 13.09.2022 года эксплуатируются только помещения 1 этажа и жилая комната поз. 7 на 2 этаже, остальные помещения 2 и 3 этажа не эксплуатируются. В данных помещениях не выполнена отделка, водопровод и канализация не подведены, (лист 9). Общая площадь эксплуатируемых помещений - 201,90 кв.м, жилая - 82,40 кв.м, подсобная - 119,50 кв.м. С учётом того, что статусом жилого дома 2 - 3 этажи не обладают, то и не должна начисляться плата за обращение с ТКО. Начисление платы за указанную коммунальную услугу не соответствует требованиям жилищного законодательства. Муж истца - Чирков В.И., ветеран труда, удостоверение серия 1-4 № 992365, имеет право на льготу 50%. Незаконные действия регионального оператора по начислению платы выражаются в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. При указанных обстоятельствах действия регионального оператора являются крайне несправедливыми и нарушают права и интересы истца. Кроме того, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Действия регионального оператора содержат в себе признаки недобросовестного поведения в отношении незаконного использования персональных данных истца. Региональный оператор не доказал и не обосновал, где он взял персональные данные истца в 2019 году без ее ведома и согласия. Но региональный оператор утверждает, что он вправе обрабатывать персональные данные без получения предварительного согласия от субъекта персональных данных, ссылаясь на закон 152-ФЗ части 8, статьи 9 «О персональных данных» региональный оператор умышленно не указывает при каких условиях предоставляются персональные данные оператору. Региональный оператор утверждает, что в некоторых ситуациях допускается обработка персональных сведений и без согласия субъекта, в том числе, если это необходимо для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем, или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Региональный оператор не учёл того, что вышеуказанная статья применима к жителям многоквартирных домов, где имеется управляющая компания или ТСЖ, которые решают на общем собрании с согласия жильцов передать их персональные данные для заключения договоров на вывоз ТКО, в этом случае согласие от каждого жильца на обработку персональных данных не требуется. Так как истец является собственником частного дома, а не поручителем или выгодоприобретателем, то обработка региональным оператором персональных данных без согласия истца незаконна. Получение персональных данных истца незаконным путём и их использование региональный оператор признал и удалил их из электронных баз и уничтожил на бумажных носителях, о чём свидетельствует «Уведомление об удалении персональных данных» № ЭСР- 29933/22 от 16.05.2022 года. В связи с этим региональный оператор обязан прекратить противоправные действия по начислению платы за вывоз ТКО, но региональный оператор продолжает незаконные действия по начислению платы, присылая квитанции с персональными данными истца без согласия на их обработку, ущемляя права потребителя. Истец законопослушный гражданин Российской Федерации и имеет право воспользоваться возможностью заключить возмездный договор на оказание надлежащим образом услуг по вывозу ТКО, согласно Правил №354, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года.

На основании изложенного, истец просил суд признать незаключенным договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, признать действия ООО «ЭкоСтройРесурс» по начислению платы за вывоз ТКО, использованию персональных данных незаконными.

По делу принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец Чиркова А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Ответчиком ООО «ЭкоСтройРесурс» в лице представителя по доверенности Шуманева А.С. в адрес суда представлены возражения на апелляционную жалобу, подробно изложив свои доводы в письменной форме.

В судебном заседании истец Чиркова А.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, дала пояснения аналогичные доводам жалобы.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

На основании части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу Чирковой А.И. при надлежащей явке сторон, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 года принято постановление №1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (пункт 7).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чиркова А.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, объектом права является: здание, назначение: жилое, 4-этажный (подземных этажей — 1), общая площадь 525,4 кв.м.

По результатам конкурсного отбора 01.11.2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Общество обязалось осуществлять деятельность по обращению (вывоз) с твердыми коммунальными отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение).

Соглашением от 01.11.2018 года, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоСтройРесурс», последнему присвоен статус регионального оператора на срок действия соглашения на всей территории Самарской области, возложена обязанность осуществлять деятельность по обращению (вывоз) с твердыми коммунальными отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение). В связи с чем, ООО «ЭкоСтройРесурс» производятся начисления платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, ООО «ЭкоСтройРесурс» является уполномоченным на взимание платы за объем оказанных услуг по обращению с ТКО.

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 года.

По лицевому счету № , открытому на имя Чирковой А.Л., выставляются счета по услуге по обращению с ТКО, ежемесячный размер оплаты составляет 2 383 рубля 24 копейки, исчисляется как произведение площади жилого помещения, норматива накопления и тарифа / 12.

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что между ООО «ЭкоСтройРесурс» и Чирковой Е.А. сложились договорные отношения на предмет возмездного оказания услуг, наличие которых (договорных отношений) ответчик отрицает.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о том, что между ней и ООО «ЭкоСтройРесурс» отсутствует заключенный договор на вывоз и обработку ТКО, верно исходил из того, что факт не заключения между сторонами договора в письменной форме не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений, поскольку в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные, основаны на конклюдентных действиях сторон, выступающие в качестве акцепта.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, получившего услуги, оплатить их.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы истца о том, что фактически услуги по ввозу ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» не оказываются, в связи с чем, не имеется оснований для начисления коммунальных платежей, несостоятельны и не опровергаются представленными доказательствами по делу.

При разрешении исковых требований о незаконном использовании персональных данных Чирковой А.И. суд первой инстанции правильно исходил из того, что использование персональных данных без получения на то предварительного согласия осуществляется ООО «ЭкоСтройРесурс» в целях начисления платы за оказанные услуги и взыскания образовавшейся задолженности, поскольку такая обязанность предусмотрена актом местного самоуправления и подлежит обязательному исполнению.

К целям обработки персональных данных Региональным оператором отнесено оказание услуг в сфере ЖКХ, осуществление деятельности (оказание услуг) по обращению с ТКО, в том числе взыскание платы за услугу по обращению с ТКО в судебном порядке.

Начисление платы за услуги по обращению с ТКО на территории г. Самара, в силу Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 года №1023, производится исходя из общей площади жилого помещения. В связи с чем, региональный оператор осуществляет сбор данных (информации) о площади и собственниках помещений из различных открытых источников: путем направления запроса в Росреестр о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости; путем обработки сведений, содержащихся в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ); путем обработки обращений потребителей, поступающих в центры обслуживания населения; путем обработки сведений, предоставленных управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом; а также иными способами, не запрещенными действующим законодательством Российской Федерации.

Собранные данные о собственниках помещений Региональный оператор вносит в свою единую базу для последующего формирования платежных документов.

На основании полученных сведений, региональный оператор формирует лицевой счет на объект недвижимости, выставляет платежный документ для внесения платы за услугу по обращению с ТКО на имя собственника.

Отсюда следует и подтверждается материалами дела, что обработка персональных данных производится ООО «ЭкоСтройРесурс» правомерно, в соответствии с требованиями закона.

В судебном заседании суда первой инстанции персональные данные удалены из базы данных регионального оператора в добровольном порядке, оснований для признания действий ответчика незаконными не имеется.

Между тем, указание в квитанциях об оплате услуг адреса объекта, фамилии, имени, отчества собственника не нарушает права собственника, а является обязательным условием норм Жилищного кодекса Российской Федерации и иных законодательных норм в области регулирования оплаты коммунальных услуг.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что получение третьими лицами выписок о характеристиках объектов недвижимости, принадлежащих Чирковой А.И. на праве собственности, является незаконным, осуществляется с использованием его персональных данных, отклоняются, поскольку для получения сведений об объектах недвижимости достаточно указать его адрес и кадастровый номер, установить который возможно посредствам поиска объекта недвижимости на публичной кадастровой карте.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 148 (30) правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148 (44) правил № 354) производится перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО.

При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 148 (30) Правил № 354, вправе принять решение об оплате услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади помещения на основании нормативов накопления ТКО.

Право органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие такого решения было реализовано Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 1023, которым утвержден норматив накопления ТКО на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домах.

В настоящее время на территории десяти городских округов Самарской области (Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск) объем услуги по обращению с ТКО определяется исходя из площади жилого помещения.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29 декабря 2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год.

Ответчику на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет 525,4 кв.м.

Из совокупности вышеприведенных норм права следует, что расчет платы за оказанные услуги должен производиться следующим образом: произведение площади жилого помещения, норматива накопления и тарифа / 12 месяцев.

Согласно материалам дела указанная формула применена ответчиком, оснований сомневаться в арифметической правильности расчета стоимости оказанных услуг не имеется.

Суждения заявителя о самостоятельной утилизации ТКО, что исключает обязанность потребителя оплачивать исчисленную сумму предоставленных услуг, судебной коллегией отклоняются, в силу статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641» обязанность по обращению с ТКО, в том числе сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение, возлагается на регионального оператора, в то время как складирование собственниками ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, или на любых территориях вне специально установленных мест запрещено в силу прямого указания закона. Организация размещения контейнеров для сбора ТКО в общедоступных для всех потребителях местах и в соответствии с территориальной схемой возлагается на органы местного самоуправления, которым ООО «ЭкоСтройРесурс» в данном случае не является.

При этом нормы действующего законодательства не лишают собственников жилых помещений возможности получения услуги по обращению с ТКО, в том числе, посредством использования любых мест как централизованного, так и децентрализованного сборов ТКО, расположенных на территории Самарской области.

Заявителем доказательств в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют основания заявленных исковых требований, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, нашли свое отражение в решении и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Правовая позиция суда первой инстанции является правильной, поскольку основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела. Выводы суда первой инстанции основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним и опровергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.

Таким образом, решение суда по доводам апелляционной жалобы заявителя отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 31.01.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чиркова А.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-7418/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чиркова А.И.
Ответчики
ООО ЭкоСтройРесурс
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.05.2023[Гр.] Передача дела судье
06.07.2023[Гр.] Судебное заседание
20.07.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее