Дело № 12-53/2023
11RS0009-01-2023-001141-13
РЕШЕНИЕ
07 сентября 2023 года г. Емва, Республика Коми
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Яранова С.В.,
при секретаре судебного заседания Бутыревой С.С.,
с участием защитника ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Манова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми на постановление должностного лица государственной инспекции труда в Республике Коми № 11/4-120-23-ППР/12-8444-И/2020-6 от 29.06.2023,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда ФИО3 от 29.06.2023 ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКУ ИК-42) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 49 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФКУ ИК-42 Манов А.И. подал жалобу, в которой просил постановление отменить и назначить наказание в виде предупреждения в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поскольку ФКУ ИК-42 привлекается впервые к административной ответственности за допущенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на день вынесения оспариваемого постановления заработная плата осужденному ФИО1 за работу в выходные дни произведена. Существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в данном случае не наступило. В случае, если наказание в виде предупреждения назначено не будет, просит уменьшить штраф до 30 000 руб.
Защитник ФКУ ИК-42 Манов А.И. в судебном заседании факта совершения административного правонарушения не оспаривал, доводы жалобы поддержал, просил оспариваемое постановление отменить и назначить наказание в виде предупреждения.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебном заседании участие не принимает, в адрес суда направлены возражения, содержащие ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, указано, что основания для назначения предупреждения отсутствуют, поскольку не будут достигнуты цели и задачи административного наказания, доказательств, свидетельствующих о том, что ФКУ ИК-42 были приняты все зависящие меры, направленные на соблюдение норм трудового законодательства, материалы дела не содержат. Все меры, направленные на устранение выявленных нарушений произведены ФКУИК-42 после выявления нарушений и не могут являться основанием для освобождения от ответственности. Оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, наказание назначено в пределах санкции статьи.
Прокурор и потерпевший ФИО1 о месте и времени судебного заседания извещены, в судебном заседании участия не принимают.
Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, административный материал в отношении ФКУ ИК-42, заслушав защитника юридического лица, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, помимо прочего, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст.ст. 103 и 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.
Согласно ч. 1, 3 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.
Частью 1 ст. 105 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки состояния законности в деятельности ФКУ ИК-42 установлены нарушения трудового законодательства, а именно учет времени фактически отработанного осужденными ведется ненадлежащим образом.
Так, приказом начальника ФКУ ИК-42 от 07.03.2023 № 99-ос осужденный ФИО1 трудоустроен <данные изъяты> в бригаду <№> ФКУ ИК-42.
Согласно табелям учета рабочего времени 10.03.2023, 17.03.2023, 24.03.2023, 04.04.2023, 11.04.2023, 18.04.2023 и 25.04.2023 ему предоставлены выходные дни.
Вместе с тем фактически 10.03.2023, 17.03.2023, 24.03.2023, 04.04.2023, 11.04.2023, 18.04.2023 и 25.04.2023 ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в столовой ФКУ ИК-42, оплата труда за работу в выходные дни не произведена.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, виновность ФКУ ИК-42 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: приказом о привлечении к оплачиваемому труду осужденного ФИО1 <№> от 07.03.2023; табелями учета использования рабочего времени за период с 01 по 15.03.2023, с 16 по 31.03.2023, с 01 по 31.03.2023, с 01 по 15.04.2023, с 16 по 30.04.2023, графиком работы <данные изъяты> в столовой ФКУ ИК-42 за март 2023 года и апрель 2023 года; выпиской из книги учета контроля за качеством приготовления пищи ФКУ ИК-42; объяснениями осужденного ФИО1 от 17.05.2023; объяснениями начальника ФКУ ИК-42 ФИО2 от 02.06.2023; выпиской из ЕГРЮЛ; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2023; расчетным листком за июнь 2023 года ФИО1 куда включена заработная плата, в том числе за работу в выходные дни; справка бухгалтерии ФКУ ИК-42 о том, что заработная плата, куда входит оплата за работу в выходные дни осужденному ФИО1 была зачислена на его лицевой счет 27.06.2023.
Собранные по делу доказательства отвечают требованиям достоверности и допустимости, согласуются между собой, дополняют друг друга, и в своей совокупности устанавливают виновность ФКУ ИК-42 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. При этом факт совершения административного правонарушения юридическое лицо не оспаривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, установив фактические и правовые обстоятельства по делу, исследовав и оценив все доказательства в совокупности, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях юридического лица ФКУ ИК-42 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Защитник юридического лица просит изменить наказание на предупреждение, указывая на то, что ранее к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ юридическое лицо не привлекалось, на день вынесения оспариваемого постановления заработная плата осужденному ФИО1 за работу в выходные дни произведена. Существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в данном случае не наступило.
Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая, признание вины, принятие мер для устранения допущенного нарушения (зарплата за работу в выходные дни выплачена до вынесения оспариваемого постановления), то, что ранее юридическое лицо не привлекалось к ответственности за нарушение трудового законодательства, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в данном случае не наступило, судья приходит к выводу о возможности изменить постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 30 000руб.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми от 29 июня 2023 по делу об административном правонарушении № 11/4-120-23-ППР/12-8444-И/2020-6, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми изменить в части назначения наказания.
Назначить ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми наказание в виде административного штрафа в размере 30 000руб.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми № 11/4-120-23-ППР/12-8444-И/2020-6 от 29.06.2023 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья С.В. Яранова