УИД 74RS0049-01-2023-003459-34
Дело № 2-342/2024
Решение
Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Кузнецовой Е.В.
рассмотрев с участием прокурора Пановой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Троицка Челябинской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 4» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4» (далее МБДОУ «Детский сад № 4») о возложении обязанности в срок до 03 июня 2024 года устранить нарушения пожарной безопасности в помещении по адресу Челябинская область, г. Троицк, ул. Дерибаса, 2А: установить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, обеспечить открывание дверей на эвакуационных путях в помещении № 11, 12 (балконы) по направлению пути эвакуации из здания.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в МБДОУ «Детский сад № 4» выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В рамках проверки установлено, что в МБДОУ «Детский сад №4» отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей. Двери на эвакуационных путях в помещении № 11, 12 (балконы) открываются не по направлению пути эвакуации из здания.
Прокурор указывает, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся, сотрудников образовательного учреждения, а также сохранности имущества в случаях возникновения пожара. 15 сентября 2023 года прокуратурой города в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, требования представления не выполнены.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала.
Представители ответчика - МБДОУ «Детский сад № 4» Закирова Г.П., Волобоев Д.В. в судебном заседании частично возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - администрации г.Троицка Челябинской области Сабитова Ю.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимал (л.д.130).
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст.41 и ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:включение эвакуационного (аварийного) освещения.
Согласно ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно п.4.3.12 Свода Правил 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В силу п.4.2.22Свода Правил 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Судом установлено, основными видами деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» является образование дошкольное, образование дополнительное детей и взрослых, присмотр и уход за детьми (п. 9 Устава) (л.д.65-68).
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 4» и собственником имущества является муниципальное образование «город Троицк» (п.4 Устава).
Местом осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 4» является помещение, расположенное по адресу: г.Троицк, Челябинской области, ул.Дерибаса, 2а (п.5 Устава).
При проведении 22 августа 2023 года прокуратурой города Троицка совместно с инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНД И ПР ГУ МЧС России по Челябинской области Н. проверки по соблюдению требований противопожарного законодательства в МБДОУ «Детский сад № 4» установлено, что в помещении, расположенном по адресу: г.Троицк, Челябинской области. ул.Дерибаса, 2аотсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, что не соответствует требованиям п.3 ст.4, п.9 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.12 Свода Правил 1.13130. Двери на эвакуационных путях в помещении № 11, 12 (балконы) открываются не по направлению пути эвакуации из здания, что является нарушением требований ст.4,6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п.4.2.22 Свода Правил 1.13130. На момент рассмотрения иска указанные нарушения требования противопожарной безопасности не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.08.2023, от 01.12. 2023 (л.д.8,9), заключением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНД И ПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 23.08.2023 (л.д.10-15), информацией МБДОУ «Детский сад № 4» от 29.11.2023, от 21.02.2023 (л.д.16,17), информацией Управления образования администрации г.Троицка от 03.03.2023 (л.д.18), представлением прокуратуры г.Троицка от 15.09.2023 (л.д. 21-22), ответом на представлениеМБДОУ «Детский сад № 4» от 16.10.2023 (л.д.23), показаниями свидетеля К.
Доводы стороны ответчика о том, что требования п.4.3.12 Свода Правил 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, об установке эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей не подлежит применению, поскольку в отношении здания образовательного учреждения постройки 1962 года реконструкция и капитальный ремонт не проводились нельзя признать обоснованными.
В соответствии с частью четвертой статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
В силу части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, статье 1 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если его положениями (за исключением положений, указанных в данной норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, применяются ранее действовавшие требования.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу прямого указания части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения как при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, объектов защиты, так и при их эксплуатации.
СП 1.13130.2020 разработан в развитие положений Закона N 123-ФЗ.
Из перечисленных норм следует, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, требования свода правил подлежат применению в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Период постройки и введения в эксплуатацию объекта защиты не освобождает ответчика от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Выявленные прокуратурой города в ходе проверки нарушения касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объекта без соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных названными выше нормами, ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Учитывая, что на момент рассмотрения иска, вышеуказанные нарушения требований противопожарного законодательства ответчиком МБДОУ «Детский сад № 4» не устранены, принимая во внимание, что несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан, в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика МБДОУ «Детский сад № 4» обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности: установке эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей, обеспечения открывания дверей на эвакуационных путях в помещении № 11, 12 (балконы) по направлению пути эвакуации из здания.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, принимая во внимание, что решением УНД И ПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 20.09.2023 принято решение об отсрочке исполнения предписания, предусматривающего устранение вышеуказанных нарушений требований противопожарной безопасности до 01 октября 2024 года (л.д.20), суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2024 года.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение по заявленным требованиям, иных требований истец не заявлял.
При таких обстоятельствах, суд находит иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Троицка Челябинской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» обязанность в срок не позднее 01 октября 2024 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещении по адресу Челябинская область, г. Троицк, ул. Дерибаса, 2А: установить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, обеспечить открывание дверей на эвакуационных путях в помещении № 11, 12 (балконы) по направлению пути эвакуации из здания.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 22 марта 2024 года