Дело № 12-453/2023
УИД 21RS0023-01-2023-002005-18
РЕШЕНИЕ
по протесту по делу об административном правонарушении
16 июня 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н.,
с участием прокурора - помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Ивановой Н.Г.,
представителя административного органа – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Анисимова К.В., представившего доверенность от дата,
рассмотрев по протесту заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики на постановление первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от дата ----- дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альтаир» Саканина ФИО15,
у с т а н о в и л:
Постановлением и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары Тарапыгина А.В. от дата возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альтаир» (далее – ООО «СЗ «Альтаир») Саканина ФИО16, постановление для рассмотрения по существу направлено в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении ----- от дата, вынесенным первым заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО6, производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альтаир» Саканина ФИО18 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО3 дата подал в суд протест об отмене постановления о прекращении производства, полагая его незаконным и необоснованным. Выражая несогласие с прекращением дела об административном правонарушении указано, что ООО «СЗ «Альтаир» является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и пристроенной котельной (1 этапа), расположенного по адресу: Чувашская Республика, НЮР, пр-кт Тракторостроителей, поз. 53. Строительство объекта осуществляется с привлечением средств граждан – участников долевого строительства через эскроу-счета. ООО «СЗ «Альтаир» допустило нарушения ч.ч. 1, 2 ст. 3.1, п. 4 ч. 2 ст. 21, ст. 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательстве акты Российской Федерации» в части размещения проектной документации, включающей в себя все внесенные изменения в открытой и закрытой части системы Единой информационной системы жилищного строительства (далее – ЕИСЖС), что подтверждается результатами проведенного 22 марта 2023 года прокуратурой района осмотра официального интернет-ресурса ЕИС ЖС по адресу: https://наш.дом.рф, размещенному в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ООО «СЗ «Альтаир» до настоящего времени не размещена проектная документация, включающая в себя все внесенные в нее изменения), а также объяснениями генерального требования ООО «СЗ «Альтаир» Саканина Р.А. в прокуратуре района при возбуждении данного дела об административном правонарушении, не оспаривавшего факт нарушения и давшего пояснения о неразмещении проектной документации. Подтверждений исполнения ООО «СЗ «Альтаир» требований законодательства о размещении проектной документации в открытой или закрытой части системы ЕИСЖС в момент возбуждения дела об административном правонарушении застройщиком представлено не было, на официальном интернет-ресурсе отсутствовали. Размещение в ЕИС ЖС необходимой информации после проведенной прокуратурой района проверки не является снованием для освобождения от административной ответственности и прекращения дела об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения. Вывод должностного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о том, что ООО «СЗ «Альтаир» размещены в ЕИСЖС сведения о проектной документации, включающей в себя все внесенные изменения (в открытом и закрытом сегменте) не соответствует требованиям законодательства, в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении не конкретизировано, когда такие сведения размещены, в открытом или закрытом для всеобщего доступа частях системы.
Прокурор Иванова Н.Г. доводы протеста поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что административное правонарушение было выявлено прокуратурой района в ходе мониторинга сети «Интернет» на предмет соблюдения прав участников долевого строительства. Каких-либо обращений граждан о нарушении их прав отсутствием в информационном ресурсе ЕИСЖС в части неразмещения проектной документации ООО СЗ «Альтаир» при строительстве многоквартирного дома по строительному адресу: Чувашская Республика, НЮР, пр-кт Тракторостроителей, поз. 53, не поступало, Проверка, требующая разрешения на проведение проверки в отношении субъекта предпринимательства, не проводилась, проводился мониторинг в рамках исполнения ведомственных актов органов прокуратуры. По доводам протеста пояснила, что прокуратура района не обладает сведениям, вносились ли в проектную документацию изменения, доводы протеста обусловлены неразмещением в ГИС ЖС проектной документации на строительство многоквартирного дома, тогда как в силу требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать документы, указанные в данном законе. Нарушение подтверждается составленной работником прокуратуры района 22 марта 2023 года справкой и скрин-шотами. Закрытую часть ЕИСЖС прокуратура не проверяла ввиду отсутствия к ней доступа (ключа). На вопрос суда, какое заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, должно было быть размещено, ответила, что в этой части нарушений не допущено. Также не подтвердились обстоятельства в части неразмещения сведений о расчетных счетах. Обратила внимание, что должностное лицо застройщика – генеральный директор ООО «СЗ «Альтаир» Саканин Р.А. при проведении проверки в своих объяснениях признал факт неполного размещения руководимого им общества проектной документации на объект долевого строительства в ЕИС ЖС.
Представитель административного органа, должностное лицо которого вынесло постановление о прекращении дела об административном правонарушении, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии) Анисимов К.В. доводы протеста обоснованными не признает, просит в удовлетворении протеста отказать, оставив без изменения постановление первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Максимова В.М. от 21 апреля 2023 года. Пояснил, что Минстрой Чувашии имеет доступ к части проектной документации, размещенной в закрытой сегменты, полным доступом к закрытому сегменту обладает Минстрой России. После поступления дела об административного правонарушения, возбужденного прокуратурой Калининского района г. Чебоксары 22 марта 2023 года в отношении генерального директора ООО «СЗ «Альтаир», Минстроем Чувашии была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на интернет сайте https://наш.дом.рф в ЕИС ЖС по строительству многоквартирного дома по строительному адресу: Чувашская Республика, НЮР, пр-кт Тракторостроителей, поз. 53, ООО «СЗ «Альтаир» необходимую проектную документацию, подлежащую размещению в открытом доступе (открытая часть) в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и в ее закрытой части (закрытом сегменте), размести, тем самым событие административного правонарушения не установлено. Полагает, что нарушений прав лиц, имеющих намерение стать участниками долевого строительства, со стороны ООО «СЗ «Альтаир» (его должностным лицом) не допущено, так как открытая часть позволяет обратить к застройщику ООО «СЗ «Альтаир» за ознакомлением с иной проектной документации, которая не подлежит размещению в открытой части.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Саканин Р.А. на рассмотрение не явился, участие защитника не обеспечил, заявлений и ходатайств не направил. Направленная в его адрес почтовая судебная корреспонденция с извещением о времени и месте рассмотрения протеста возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения, что является надлежащим извещением лица, участвующего в деле.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы протеста, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, признается неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ № 214-ФЗ) информации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 13.19.3 КоАП РФ, не относятся к нарушениям законодательства об участии в долевом строительстве, так как направлены на охрану общественных отношений в сфере раскрытия информации в единой информационной системе жилищного строительства.
За нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости административная ответственность предусмотрена статьей 14.28 КоАП РФ, которая содержится главе 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».
Такая позиция подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 6-АД20-2.
Для размещения информации в ЕИСЖС Правительством Российской Федерации определен официальный адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://наш.дом.рф.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС). Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: 1) разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона; 2) документы, указанные в п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 21 настоящего Федерального закона; 3) проектная декларация, в том числе с внесенными в нее изменениями; 4) заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст.ст. 20 и 21 настоящего Федерального закона; 5) проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона; 7) документы, указанные в ч. 5 ст. 3 настоящего Федерального закона; 8) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания); 9) градостроительный план земельного участка; 10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; 11) документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика (Требования о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика не распространяются на застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства в соответствии со ст. 15.4 настоящего Федерального закона; 12) сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 13) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 14) сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); 15) иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 6 ст. 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, ООО «СЗ «Альтаир» (ИНН -----, ОГРН -----) осуществляет строительство многоквартирного дома с местоположением: Чувашская Республика, адрес, микрорайон «Солнечный», НЮР по адрес (строительный адрес: адрес), на земельных участках с кадастровыми номерами ----- и ----- на основании разрешения на строительство -----, выданного дата администрацией адрес Республики сроком действия до дата.
Строительство объекта осуществляется с привлечением средств граждан – участников долевого строительства через эскроу-счета.
Постановлением и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары от дата в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Специализированный застройщик «Альтаир» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Как следует из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары в рамках исполнения указания прокурора Чувашской Республики от дата ----- «Об организации прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере защиты прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, земельного и градостроительного законодательства» проведена проверка соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве ООО СЗ «Альтаир» в части исполнения обязанности по размещению в ЕИСЖС предусмотренной ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от дата № 214-ФЗ информации. На момент осмотра проведенного дата прокуратурой района осмотра официального интернет-ресурса ЕИСЖС по адресу: https://наш.дом.рф выявлено, что ООО «СЗ «Альтаир» требования в части размещения обязательной информации исполняются ненадлежащим образом и в нарушение ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от дата № 214-ФЗ не размещены: сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); проектная документация, включающая в себя все внесенные в нее изменения, а также заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3 ст.ст. 30 и 21 Федерального закона от дата № 214-ФЗ).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением материалов проверки (справка о результатах осмотра ЕИСЖС от дата, распечатка из интернет-ресурса, разрешение на строительство, приказ о вступлении в должность, объяснение должностного лица Саканина Р.В. от дата) направлено в Минстрой Чувашии для рассмотрения согласно компетенции.
В ходе производства по делу ФИО1, в свою очередь, осуществил мониторинг соблюдения ООО «СЗ «Альтаир» законодательства в части, касающейся исполнения обязанности по размещению в ЕИСЖС информации, предусмотренной Федеральным законом от дата № 214-ФЗ, и нарушений не установлено, тем самым не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ (служебная записка, распечатка размещенной ООО «СЗ «Альтаир» в ЕИСЖС информации).
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.3 КоАП РФ).
Правила оценки доказательств по делам об административном правонарушении установлены в ст. 26. 11 КоАП РФ: никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Объяснения Саканина Р.А., в отношении которого как должностного лица ведется производство по делу об административном правонарушении, оформленные дата, без совокупности доказательств не свидетельствуют о наличии события административного правонарушения.
Так, из приложенной к справке работника прокуратуры распечатки следует, что разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом, размещено в открытой части ЕИСЖС, в разделе «Проектная документация» информация содержится, при этом, по мнению прокуратуры района, информация, предусмотренная ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от дата № 214-ФЗ, размещена не в полном объеме.
Консультантом сектора по надзору (контролю) за долевым строительством ФИО1 Н.И. по результатам мониторинга ГИСЖС в рамках поступившего из прокуратуры дела об административном правонарушении на имя первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО6 составлена служебная записка. Мониторингом открытой и закрытой части установлено, что: 1) генеральным директором ООО «СЗ «Альтаир» ФИО2 дата в ЕИСЖС размещена проектная документация; изменения в проектную документацию по состоянию на дата не вносились, в связи с чем повторное размещение проектной документации не требуется (в открытом или закрытом сегменте) (; 2) дата размещены сведения об открытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименование уполномоченного банка и его идентификатором (ИНН, ОГРН). В ходе мониторинга для сравнения взяты первоначальная версия от дата (версия 1) и последняя версия на дата (версия 18). В служебной записке отмечено, что на основании ч. 6 ст. 15.4 Федерального закона от дата № 214-ФЗ, в случае привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства и размещения таких средств на счетах эскроу соответствие застройщика требованиям ч.. 1.1 и п.п. 1.1 – 1.8.7 ч. 2 ст. 3 данного Закона не требуется.
Содержание служебной записки подтверждается распечатанной информацией из ЕИСЖС.
У судьи нет оснований не доверять доказательствам, полученным Минстроем Чувашии в рамках поступившего из прокуратуры возбужденного дела об административном правонарушении.
Также необходимо учитывать положения законодательства о порядке проведения проверки в рамках осуществления прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства субъектами предпринимательства
Проведенный прокуратурой Калининского района г. Чебоксары мониторинг привел фактически к проведению проверки в отношении ООО «СК «Альтаир» и повлек принятие мер прокурорского реагирования по привлечению должностного лица субъекта предпринимательства к мерам публично-правовой ответственности.
Однако в деле решение о проверке в отношении ООО «СЗ «Альтаир» отсутствует, как и отсутствует обращения от участников долевого строительства в прокуратуру района о защите их прав.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судье при рассмотрении протеста не представлено доказательств, опровергающих выводы должностного лица Минстроя Чувашии, в полномочия которого входит рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, о наличии оснований для прекращения в отношении должностного лица – генерального директора ООО «СЗ «Альтаир» Саканова Р.А. дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ,
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения (выявления) административного правонарушения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и препятствующим его возбуждению.
Статья 13.19.3 КоАП РФ относится к главе 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», устанавливает ответственность за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, и, при этом, не содержит ссылок на требования законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в отличие от специальной нормы – ст. 14.28 КоАП РФ, для которой установлен более продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год).
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, для юридического лица составляет девяносто дней, для должностного лица – шестьдесят дней.
Дело об административном правонарушении возбуждено дата (дата составлена справка о результатам мониторинга ЕИСЖС), и при таких обстоятельствах в любом случае срок давности привлечения ФИО2 как должностного лица к административной ответственности по настоящему делу истек дата.
В п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности может быть дана проверка и оценка доводов заявителя лишь об отсутствии состава административного правонарушения по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае должностным лицом Минстроя Чувашии вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, и ФИО2 не обжаловано.
Доводы протеста о проверке законности и обоснованности постановления должностного лица, в полномочия которого входит рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, по истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности обсуждению не подлежат.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
В силу ст.ст. 1.5, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена названным кодексом, может подлежать выяснению только при производстве по делу об административном правонарушении и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что срок давности привлечения должностного лица – генерального директора ООО «СЗ «Альтаир» Сакарина Р.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ истек, вопрос о его виновности обсуждению не подлежит, а отмена постановления о прекращении дела не влечет правовых последствий.
Истечение срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности являются самостоятельными основаниями для отклонения протеста прокурора.
Частью 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что постановление первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО6 от дата ----- о прекращении производства по делу в отношении должностного лица – генерального директора ООО «СЗ «Альтаир» в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменений, а протест и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО3 – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление, вынесенное дата первым заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО6, о прекращении производства по делу об административном правонарушении ----- в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альтаир» Саканина ФИО19 в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, протест заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО3 – без удовлетворения.
На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба (протест) в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики или непосредственно в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Н Волкова