О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в приостановлении и прекращении исполнительного производства
22 февраля 2022 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шумковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Рудаковой В.В.,
с участием заявителя Игошева Д.В., его представителя Шумихина А.А., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Игошева Д.В. о приостановлении и прекращении исполнительного производства,
у с т а н о в и л:
<дата обезличена> Игошев Д.В. обратился в суд с заявлением о приостановлении и прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного по приговору Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена>, которым с него в пользу <ФИО>1 взыскан материальный ущерб в размере 453 000 руб., в связи с тем, что взыскатель по исполнительному производству <ФИО>1, умерла <дата обезличена>.
Заявитель Игошев Д.В., его представитель Шумихин А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, пояснив, что наследственное дело после смерти <ФИО>1 не заводилось. Жилой дом, зарегистрированный на праве собственности за <ФИО>1 фактически отсутствует.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Краснотурьинского районного отделения судебных приставов Главного Управления ФССП по Свердловской области не явился, о дате, времени и месте его рассмотрения извещен путем вручения судебной повестки (л.д.28) и размещения сведений на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.53), о причинах неявки суд не известил.
Судом определено рассмотреть заявление о приостановлении и прекращении исполнительного производства в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, считает указанные заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приговором Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена>, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от <дата обезличена>, вступившим в законную силу <дата обезличена>, Игошев Д.В. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Указанным приговором с Игошева Д.В. в пользу <ФИО>1 взыскан материальный ущерб, причиненный преступлением, в размере 453 000 рублей.
Для принудительного исполнения судебного акта Краснотурьинским городским судом был выдан исполнительный лист ФС № от <дата обезличена> в отношении должника Игошева Д.В. (л.д.4-5).
Постановлением судебного пристава – исполнителя Краснотурьинского районного отдела УФССП по Свердловской области от <дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС № от <дата обезличена> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Игошева Д.В., в пользу взыскателя – <ФИО>1, предмет исполнения – материальный ущерб в размере 453 000 руб. (л.д. 6-7).
Согласно сведениям, представленным судебным приставом-исполнителем, <ФИО>1, <дата обезличена> года рождения, умерла <дата обезличена> (л.д.6).
В соответствии со ст. 436 ГПК РФ суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В силу ст. 437 ГПК РФ суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Частями 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрен определенный перечень случаев, когда исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично и перечень случаев, когда исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично.
Указанными выше положениями закона не предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в связи с подачей заявления о прекращении исполнительного производства.
Каких-либо иных предусмотренных законом оснований, обязывающих суд приостановить исполнительное производство, Игошевым Д.В. не приведено, в связи с чем суд считает заявление Игошева Д.В. о приостановлении исполнительного производства не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пункт 1 части 1 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительное производство прекращается в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Факт смерти взыскателя <ФИО>1 подтверждается записью акта о смерти № от <дата обезличена> (л.д.48).
Из ответов нотариусов г. Краснотурьинска на судебные запросы следует, что наследственное дело после смерти <ФИО>1 нотариусами г. Краснотурьинска не заводилось (л.д.40-41, 47).
Согласно части 1 статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Исходя из положений статьи 52 Закона об исполнительном производстве, в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Поскольку право Поповой Г.Я. на получение взысканного материального ущерба, причиненного преступлением, не относится к обязательствам, неразрывно связанным с личностью наследодателя, ее переход к правопреемнику (наследнику) возможен.
По смыслу вышеуказанной нормы присужденные судом денежные средства, входят в состав наследства.
Согласно статье 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и в случае, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
По смыслу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как разъяснено в пункте 36 указанного Постановления, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из указанных норм, само по себе отсутствие наследственного дела не свидетельствует об отсутствии у наследодателя <ФИО>1 наследников, фактически принявших наследство, а также имущества, перешедшего в фактическое владение наследников.
Из материалов дела следует, что на момент смерти <ФИО>1, последовавшей <дата обезличена>, ей принадлежало на праве собственности жилое помещение - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата обезличена> (л.д.24), а также ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается справкой Северного БТИ № от <дата обезличена> (л.д.35).
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу ч. 2 указанной статьи в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение; доля в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что у <ФИО>1 отсутствуют наследники, фактически принявшие наследство; не установлено, имелось ли у взыскателя какое-либо имущество, которое может быть признано выморочным, являлась ли она получателем пенсии и т.д.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем не установлены лица, совместно проживающие на день смерти с наследодателем, либо лица, которые были зарегистрированы с умершей и оставшиеся проживать в жилом помещении после ее смерти.
Согласно требований ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, связанные с принятием наследства после смерти взыскателя, за исключением получения сообщения из Реестра наследственных дел, судебным приставом-исполнителем не проверялись.
Вышеуказанные обстоятельства, связанные с принятием наследства и признанием наследственного имущества выморочным после смерти взыскателя подлежат проверке судебным приставом-исполнителем.
Истечение сроков исковой давности, предусмотренных ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (3 года), не является основанием для прекращения исполнительного производства.
При указанных обстоятельствах оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 224-225, 440 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░