Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-437/2023 ~ М-296/2023 от 19.07.2023

Дело № 2-437/2023

УИД № 24RS0003-01-2023-000678-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             24 августа 2023 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием прокурора Балахтинского района Красноярского края Варыгина Р.С.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках с <адрес>, относящихся к землям населенных пунктов, имеющим координаты: 1) №, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка исполнения администрацией Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории. В соответствии с Уставом Большесырского сельсовета к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Так, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что на участке местности в <адрес>, имеющего координаты №, относящегося к землям населенных пунктов, а также на участке местности в <адрес>, имеющим координаты № относящегося к землям населенных пунктов, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, на которых складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий №), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства № отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок №), отходы мебели из разнородных материалов (№), зола, шлаки. Обследование указанных земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка. Таким образом, администрацией Большесырского сельсовета Балахтинского района вопреки требованиям действующего законодательства в границах указанного земельного участка не произведена своевременная уборка мусора. С учетом объема отходов, их высоты, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате пожара и распространения огня с земельного участка на близлежащие строения и земельные участки, что также возможно в связи с не проведением работ по очистке населенных пунктов от сухой растительности. Непринятие мер по очистке территории земельных участков от отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании прокурор Балахтинского района Красноярского края Варыгин Р.С. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором с исковыми требованиями согласился в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с абз. 1 ст. 7 Федерального закона №68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, ответственность за нарушение правил противопожарного режима возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов (Пункт 68).

Пунктом 69 Правил противопожарного режима установлено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу положений частей 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2).

В соответствии с пунктами 3, 7.1, 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что статьей 6 Устава Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

ДД.ММ.ГГГГ специалист ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам принял участие в проверке соблюдения требований пожарной безопасности на территории администрации Большесырского сельсовета, где выявлены нарушения на участке местности в <адрес>, имеющего координаты №.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе совместно с прокуратурой Балахтинского района провели осмотр территории в районе несанкционированной свалки <адрес>.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на участке местности в <адрес>, имеющего координаты №, относящегося к землям населенных пунктов, а также на участке местности в <адрес>, имеющим координаты №, относящегося к землям населенных пунктов, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, на которых складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства № отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов № зола, шлаки, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенной фототаблицей, справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Обследование указанных земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка.

По факту выявленных нарушений, главе Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ направлено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории, с требованием: рассмотреть представление с участием прокуратуры Балахтинского района, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им сопутствующих, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

До настоящего времени меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории земельных участков, занимаемых несанкционированными местами размещения твердых бытовых отходов, ответчиком – администрацией Большесырского сельсовета, не приняты.

Поскольку ответчик не выполнил свои обязанности по вывозу отходов и ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в отношении ответчика администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 1) №

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.08.2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-437/2023 ~ М-296/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Большесырского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на сайте суда
balahta--krk.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Подготовка дела (собеседование)
24.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Дело оформлено
04.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее