Дело № 2-595/2021
24RS0054-01-2021-000600-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
с участием истца Козловой С.А., ее представителя Кралева П.Г.,
представителя ответчика администрации г. Ужура Ужурского района Красноярского края Андроновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козловой Светланы Александровны к администрации г. Ужура Ужурского района Красноярского края о признании отказа в предоставлении денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения незаконным, взыскании денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Козлова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Ужура Ужурского района Красноярского края о признании отказа в предоставлении денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения незаконным, взыскании денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Решением Совета депутатов от 06.11.2014 г. № 70-103Р «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Козлова является собственником квартиры на основании Договора купли-продажи от 10.07.2016 г. и свидетельства о регистрации права собственности на квартиру от 14.06.2016 г. по адресу: <адрес>. Согласно договору купли-продажи от 10.06.2016, заключенного Козловой С.А. с продавцами И., стоимость квартиры составила 950 000 рублей.
19.06.2020 г. исх. № 1596 с подписью Главы Администрации г. Ужура и Ужурского района ФИО4 в адрес Козловой С.А. направлено требование о сносе принадлежащего ей жилого помещения в течении 30 дней с момента получения настоящего требования. В требовании указаны ссылки на п. 8.2. ст. 32 Жилищного Кодекса РФ, согласно которым, граждане, которые приобрели право собственности на дом, после признания аварийным и подлежащим сносу, имеют право на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого же жилого помещения. Представителем истца К.П.Г. в адрес ответчика было направлено заявление в связи с требованиями Главы Администрации от 19.06.2020. В заявлении сторона истца поставила вопросы: предложено ли Козловой С.А. в порядке возмещения жилое помещение в собственность, соответствующее площади <адрес>; предложено ли Козловой С.А. возмещение за сносимую квартиру и в каком размере; имеется ли Соглашение между Администрацией г. Ужура Ужурского района и собственником квартиры Козловой С.А. о предоставлении ей жилого помещения либо денежной компенсации. Администрацией г. Ужура Ужурского района в адрес представителя истца направлено уведомление от 08.10.2020 г. № 2821 Г, согласно которому Козловой С.А. отказано в предоставлении жилого помещения на праве собственности взамен сносимой квартиры по адресу: <адрес>. Cвои действия Администрация мотивирует тем, что Козлова С.А. приобрела в собственность <адрес> по договору купли-продажи от 10.06.2016, то есть после заключения межведомственной комиссии от 20.10.2014 «О признании <адрес> аварийным, и подлежащим сносу» и, потому в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ Козлова С.А. имеет право на выплату ей возмещения, размер которого определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ и не может превышать сумму, предусмотренную договором купли-продажи.
Полагает, что отказ ответчика в предоставлении денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье в размере, установленном заключением эксперта, в размере 1310000 рублей является незаконным. Пункт 3 ст. 35 Конституции РФ определяет «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для его осуществления. Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными Законами нормами. Отказывая в требовании, Глава города не сообщает собственникам, что <адрес>, где находится квартира, включен в краевую адресную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг.», что регулируется дополнительно Законом. Так, право Козловой С.А. на предоставление компенсации предусмотрено № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ» и на основании данного Закона - Региональной адресной программы Правительства Красноярского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 гг.», утвержденного Постановлением № 144-11 от 23.03.2019. Пункт 3 ст. 16 названного выше Закона определяет: переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Жилищным Законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным Законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах данного населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Пункт 6 ст. 16 определяет, что средства фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета, субъекта РФ и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилищные помещения, в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ. По запросу Администрации г. Ужура Индивидуальным предпринимателем ФИО5 проведена экспертиза рыночной стоимости квартиры. В соответствии с отчетом (заключением эксперта), рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес> составляет 1 039 000 рублей. Стоимость убытков собственника при переселении из аварийной квартиры, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, составляет 271 000 рублей. Итого подлежит выплате в порядке денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье сумма в размере 1 310 000 рублей. Своими действиями о назначении экспертизы об установлении рыночной стоимости квартиры ответчик подтверждает обоснованность требований о выплате денежной компенсации в размере, установленном заключением эксперта. Также необходимо учитывать размеры инфляции за прошедший период с октября 2016 года по июль 2020 года и, соответственно, коэффициенты индексации, которые влияли на рыночные цены жилья. Коэффициент инфляции влиял и на коэффициент индексации стоимости недвижимости. Если провести индексацию первоначальной стоимости квартиры за период с 2016 года и по 2020 год, то ее цена составит 950000х20.1% (5.4%+ 2.5%+ 4.3%+3%+4.9%) = 190950 рублей. 950000 рублей + 190950 рублей = 1140950 рублей. Таким образом, стоимость квартиры 950000 рублей в 2020 году индексировалась в сторону увеличения и установленная экспертом Б.В.Н. рыночная стоимость квартиры с убытками, подлежащие компенсации составит 1310 000 рублей, что соответствует стоимости квартиры в 2020 году с учетом индексации цен на квартиры. Следовательно, истец вправе требовать денежную компенсацию за изымаемое жилье в размере 1 310 000 рублей. С учетом изложенного, истец просит признать отказ ответчика в предоставлении компенсации истцу в размере 1 310 000 рублей взамен изымаемого жилья незаконным, взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию в размере 1 310 000 рублей взамен изымаемого жилья.
Определением суда от 14.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Красноярского края и Козлов Ф.В.
Истец Козлова С.А. и ее представитель Кралев П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца Кралев П.Г. дополнительно суду пояснил, истцу при приобретении квартиры по адресу: <адрес> не было известно, что жилое помещение признано аварийным. Оценка квартиры была произведена по инициативе ответчика, поэтому полагает, что администрация должна возместить истцу сумму, указанную в отчете. Инфляция и индексация являются необходимыми условиями, так как во времени меняются коэффициенты стоимости одной и той же квартиры. В соответствии с Программой переселения граждан из аварийного жилья, приниматься должна именно рыночная стоимость одного квадратного метра.
Представитель ответчика администрации г. Ужура Ужурского района Красноярского края Андронова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что переселение граждан проводится по краевой целевой Программе переселения граждан из аварийного жилья № 644-П от 29.03.2019. Отчет № 45/10/20 от 15.10.2020 был выполнен на момент проведения переселения граждан из аварийного жилья по постановлению администрации г. Ужура Красноярского края № 393 от 24.09.2020. Финансирование переселения граждан из аварийного жилья происходит за счет как краевого, так и федерального бюджетов, при этом распорядителем денежных средств является Министерство строительства Красноярского края. Администрация может возместить истцу только стоимость, указанную в договоре купли-продажи жилого помещения от 10.06.2016 года в размере 950000 рублей.
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края третье лицо Козлов Ф.В., в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд от первого заместителя министра В.Т.А. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации утвержден федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - федеральный проект). В соответствии с федеральным проектом с 2019 года осуществляется финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон). В настоящее время утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, от 29.03.2019 № 144-п (далее - программа). На основании требований Федерального закона, в программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 30.10.2014. Переселение граждан в рамках программы осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений или домовладений при сносе аварийных домов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 32 ЖК РФ путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, либо по соглашению с собственником путем предоставления другого жилого помещения, с зачетом его стоимости в размер возмещения. При этом размер возмещения за изымаемое для муниципальных или государственных нужд жилое помещение определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-РФ) с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 135-ФЗ проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд. Администрацией г. Ужура в отношении Козловой С.А. были проведены процедуры, предусмотренные ЖК РФ. Проведена оценка о размере возмещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу согласно ст. 32 ЖК РФ, расположенное по адресу: <адрес>. По результатам оценки подготовлен отчет, в соответствии с которым, итоговая сумма возмещения за жилое помещение составила 1 310 000 рублей. Согласно статье 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Таким образом, отчет подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и подлежит применению при выплате возмещения Козловой С.А. Просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя министерства строительства Красноярского края.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на основании ст. 239 ГК РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1, 2, 8, 10 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от 10.06.2016 И.Т.А. и ФИО10, действующие за себя лично и за своих малолетних детей: И.А.И., И.Н.И. (продавцы) продали и передали в собственность Козловой С.А. квартиру с кадастровым номером 24:39:0102007:97, находящуюся по адресу: <адрес>, расположенную в целом, жилом, двухэтажном, деревянном доме, на первом этаже общей площадью 50,4 кв.м. Квартира оценена сторонами и продана за 950000 рублей. Денежные средства в размере 950000 рублей продавцы получили от покупателя при подписании настоящего договора наличными, полностью.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным 14.06.2016 подтверждается право собственности истца Козловой С.А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Козлова С.А. состоит в зарегистрированном браке с Козловым Ф.В., имеют несовершеннолетних детей: К.В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с заключением № 4 от 30.10.2014 межведомственной комиссии, назначенной Муниципальным образованием г. Ужур Ужурского района Красноярского края постановлением № 177 от 26.04.2012, <адрес> в г. Ужуре Красноярского края признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с ухудшением и физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и его характеристик, повлекших снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Решением Ужурского городского Совета депутатов Красноярского края № 70-103р от 06.11.2014 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2014 признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с чем администрацией в адрес Козловой С.А направлено требование об осуществлении за счет собственных средств сноса принадлежащего ей жилого помещения в течение 30 дней с момента получения требования. Администрацией было разъяснено, в случае не выполнения требования, земельный участок, на котором расположен дом и принадлежащее ей жилое помещение, будут изъяты администрацией для муниципальных нужд в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, а также разъяснены ч.8,8.1,8.2, 10 ст. 32 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Красноярского края № 144-п от 29.03.2019 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», в которую включен <адрес> в <адрес>, с кадастровым номером 24:39:0102007:16.
Истец в лице своего представителя обратилась в администрацию г. Ужура Ужурского района Красноярского края с просьбой о предоставлении ей информации о том: предложено ли Козловой С.А. и ее семье в порядке возмещения жилое помещение в собственность, соответствующее площади <адрес>; предложено ли Козловой С.А. возмещение и в каком размере за квартиру в многоквартирном доме, подлежащем сносу; имеется ли Соглашение между администрацией <адрес> и <адрес> и собственником <адрес> Козловой С.А. и членами ее семьи о предоставлении ей жилого помещения либо денежной компенсации.
В ответ на заявление представителя истца 08.10.2020 администрация города Ужура сообщила, что, поскольку собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, приобрел его по договору купли-продажи от 10.06.2016, а многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 30.10.2014, Козлова С.А. имеет право на выплату возмещения, размер которого определяется частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и не может превышать сумму, предусмотренную договором купли-продажи. Иное жилое помещение, пригодное для проживания, Козловой С.А. не предоставляется. После определения размера возмещения собственнику будет направлен для рассмотрения проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 03 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Козловой С.А. к администрации городского поселения г. Ужура Ужурского муниципального района Красноярского края о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным, возложении обязанности заключить договор мены на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого аварийного, отказано.
Указанным решением суда установлено, что 24.09.2020 администрацией города Ужура Ужурского района Красноярского края вынесено постановление №393 «Об изъятии земельных участков, на которых расположены аварийные многоквартирные жилые дома, а также жилых помещений в таких домах для муниципальных нужд», которым постановлено, в числе прочих, изъять в муниципальную собственность земельный участок по адресу <адрес>, а также, путем предоставления возмещения, <адрес> по этому адресу. 02.11.2020 администрацией города Ужура направлен Козловой С.А. для подписания проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения. Подписанный проект соглашения в адрес администрации не поступал.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Возмещение за изымаемое жилое помещение определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
На основании ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральным законом от 27.12.2019 №473-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.
Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 06.11.2014, то есть до приобретения Козловой С.А. спорной квартиры, а процедура изъятия помещений у собственников в указанном многоквартирном доме началась лишь с 24.06.2020 в связи с принятием администрацией г. Ужура постановления об изъятии земельного участка по указанному адресу и расположенного на нем спорного жилого помещения, то есть после вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а также принимая во внимание, что жилой <адрес> в г. Ужуре был включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Красноярского края 29.03.2019, то есть до 27.12.2019, когда был принят вышеназванный Федеральный закон № 473-Ф3, к спорным правоотношениям положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, определяющей выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере его стоимости на момент приобретения, не применимы. Указанные жилищные отношения, связанные с признанием дома аварийным, необходимостью направления предложения собственникам помещений аварийного многоквартирного дома произвести его реконструкцию или снос, принятием решения об изъятии земельного участка, на котором расположен данный дом, а в последующем и жилых помещений, определения стоимости изымаемых объектов недвижимости, направления соглашения собственникам помещения об его изъятии, носят длящийся характер, ввиду чего размер компенсации за изымаемое жилое помещение подлежит определению исходя из его рыночной стоимости, включая также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ администрации г. Ужура Ужурского района Красноярского края о выплате Козловой С.А. возмещения за изымаемое жилое помещение в размере его рыночной стоимости, является незаконным.
Согласно отчету об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд № 45/07/20 от 15.10.2020, выполненному по заказу администрации муниципального образования г. Ужур Ужурского района Красноярского края, размер возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд: квартира общей площадью 50,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, составляет 1310000 рублей, в том числе: 1039000 рублей рыночная стоимость квартиры, 271000 рублей стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии жилого помещения (временное пользование иных жилых помещений до приобретения в собственность другого жилого помещения; убытки, связанные с переездом; поиск другого жилого помещения для приобретения права пользования на него; оформление права собственности на другое жилое помещение).
Администрацией города Ужура Красноярского края в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств иной рыночной стоимости спорной квартиры, а также размера убытков, понесенных собственником при изъятии жилого помещения.
Таким образом, исковые требования Козловой С.А. подлежат удовлетворению в полном объеме, с муниципального образования г. Ужур Ужурского района Красноярского края в пользу Козловой С.А. подлежит взысканию сумма возмещения за изымаемую принадлежащую ей на праве собственности квартиру, в размере 1310000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Козловой Светланы Александровны, удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования городское поселение город Ужур Ужурского муниципального района Красноярского края в лице администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края в пользу Козловой Светланы Александровны в счет возмещения за принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 50,4 кв.м., денежную компенсацию в размере 1310000 рублей за счет средств, предусмотренных региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.
Прекратить право собственности Козловой Светланы Александровны на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 50,4 кв.м., после выплаты Козловой Светлане Александровне возмещения.
Признать право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 50,4 кв.м. за муниципальным образованием городское поселение город Ужур Ужурского муниципального района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 16 августа 2021 года.