Дело №
УИД-№
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Кулунчакова А.И.,
при секретаре ФИО2, с участием и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» РД о возложении обязанности направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа «<адрес>» РД о возложении обязанности направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ).
В обосновании своих требований ссылается на то, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Согласно письму Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование не предоставлялась. Администрация городского округа являясь в силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом № №-ФЗ не исполняет. По результатам проведенной проверки установлено, что администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни. В целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Представление прокурора рассмотрено и удовлетворено. Однако Администрацией ГО «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование в Минприроды РД так и не предоставлялась. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
Просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ.
Представитель истца и.о. прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковое заявление заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал и просил суд удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» ФИО5 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении в отсутствие их представителя, также просили суд удовлетворить заявленные требования заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, поддержал просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон по делу.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает требования заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
В силу части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №-ФЗ) охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 19 Закон №-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Порядок проведения данных работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закон № 96-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.
Согласно разделу I Порядка на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
В соответствии с разделом III Порядка разработана последовательность действий по передаче предупреждений о наступлении НМУ, согласно которой федеральное государственное бюджетное учреждение «Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направляет предупреждение о наступлении НМУ в Министерство, после чего Министерство направляет его в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, на территории которых прогнозируются НМУ.
Указанным разделом предусмотрено, что при получении предупреждения о наступлении НМУ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в течение одного часа:
подтверждают факт получения предупреждения о наступлении НМУ с использованием тех же средств связи, посредством которых было получено предупреждение о наступлении НМУ;
доводят предупреждение о наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований.
Для организации оперативного доведения предупреждения о возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, а также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы.
Схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ должна включать в себя:
контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения о возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;
перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон), ответственных за прием предупреждений о НМУ.
По результатам проведенной проверки махачкалинской природоохранной прокуратурой выявлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни
В целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «<адрес>» Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ № внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией ГО «<адрес>» представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным.
Однако, как следует из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование не предоставлялась.
Администрация городского округа являясь в силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом №ФЗ не исполняет.
Таким образом, вопреки указанным требованиям закона, изложенным в представлении прокурора, администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.
С учетом изложенного суд находит исковые требования заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 подлежащим удовлетворению. И суд решает обязать ответчика – Администрацию городского округа «<адрес>» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья А.И. Кулунчаков