Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-180/2023 ~ М-112/2023 от 21.03.2023

Дело

УИД-

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Кулунчакова А.И.,

при секретаре ФИО2, с участием и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» РД о возложении обязанности направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа «<адрес>» РД о возложении обязанности направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ).

В обосновании своих требований ссылается на то, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Согласно письму Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование не предоставлялась. Администрация городского округа являясь в силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом № -ФЗ не исполняет. По результатам проведенной проверки установлено, что администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни. В целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Представление прокурора рассмотрено и удовлетворено. Однако Администрацией ГО «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование в Минприроды РД так и не предоставлялась. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ.

Представитель истца и.о. прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковое заявление заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал и просил суд удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» ФИО5 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении в отсутствие их представителя, также просили суд удовлетворить заявленные требования заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, поддержал просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон по делу.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает требования заместителя махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.

В силу части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон -ФЗ) охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 19 Закон -ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Порядок проведения данных работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закон № 96-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Согласно разделу I Порядка на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.

В соответствии с разделом III Порядка разработана последовательность действий по передаче предупреждений о наступлении НМУ, согласно которой федеральное государственное бюджетное учреждение «Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направляет предупреждение о наступлении НМУ в Министерство, после чего Министерство направляет его в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, на территории которых прогнозируются НМУ.

Указанным разделом предусмотрено, что при получении предупреждения о наступлении НМУ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в течение одного часа:

подтверждают факт получения предупреждения о наступлении НМУ с использованием тех же средств связи, посредством которых было получено предупреждение о наступлении НМУ;

доводят предупреждение о наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований.

Для организации оперативного доведения предупреждения о возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, а также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы.

Схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ должна включать в себя:

контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения о возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;

перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон), ответственных за прием предупреждений о НМУ.

По результатам проведенной проверки махачкалинской природоохранной прокуратурой выявлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни

В целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «<адрес>» Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ГО «<адрес>» представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным.

Однако, как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «<адрес>» на согласование не предоставлялась.

Администрация городского округа являясь в силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом ФЗ не исполняет.

Таким образом, вопреки указанным требованиям закона, изложенным в представлении прокурора, администрацией городского округа «<адрес>» схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ не согласована с Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.

С учетом изложенного суд находит исковые требования заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 подлежащим удовлетворению. И суд решает обязать ответчика – Администрацию городского округа «<адрес>» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

судья А.И. Кулунчаков

2-180/2023 ~ М-112/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация ГО город "Южно-Сухокумск"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РД
Суд
Ногайский районный суд Республики Дагестан
Судья
Кулунчаков Абибулла Искакович
Дело на странице суда
nogayskiy--dag.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2023Передача материалов судье
22.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее