Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 08 июня 2020 года
Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного органа ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФИО8 ФИО4 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Росдравнадзора по <адрес> ФИО3 № от 24.04.2020г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО3 № от 24.04.2020г. ООО «Селена» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления следует, что в отношении ООО «Селена» отделом полиции № Управления МВД России по <адрес> была проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение ООО «Селена» обязательных требований при осуществлении фармацевтической деятельности по адресу: 614111, <адрес>, а именно, 15.03.2020г. провизора ООО «Селена» ФИО5 по вышеуказанному адресу без рецепта врача осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения «Диклофенак ретард», таблетки пролонгированного действия, в количестве 1 (одной) упаковки по цене 34 руб. 00 коп, внесенного в Государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ (http://grls.rosminzdrav.ru) за номером ЛП N-001592. Из инструкции по применению, следует, что данный препарат отпускается из аптечных организаций только по рецепту. Таким образом, реализация указанного лекарственного препарата без рецепта является нарушением правил отпуска и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ.
На данное постановление директором ООО «Селена» подана жалоба, в которой она просит постановление заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО3 № от 24.04.2020г. отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указывает, что в ООО «СЕЛЕНА» разработана система качества и Специальная операционная процедура № «Инструкция по отпуску лекарственных препаратов по рецептам». Данная процедура была в 2020 году пересмотрена, и утверждена приказом ООО «СЕЛЕНА» от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании п. 17 Правил, заместителем директора ООО «СЕЛЕНА» ФИО6 проведен инструктаж сотрудников аптечных пунктов по правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. ДД.ММ.ГГГГ проведен инструктаж, том числе и заведующей аптечным пунктом по адресу <адрес>, ФИО5 Указанный специалист имеет высшее фармацевтическое образование и сертификат, и как уже отмечено выше прошла на предприятии необходимый инструктаж и обучение. Таким образом, юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ. Каких-либо умышленных действий применительно к диспозиции статьи 14.4.2 КоАП РФ ООО «СЕЛЕНА» не совершало, объективную сторону не выполняло. При рассмотрении административного протокола оставлено без внимания, что поведение сотрудников полиции создало условия и способствовало совершению провизором действий по продаже рецептурного препарата, поскольку оперуполномоченный полиции, при наличии в помещении аптечного пункта очереди из лиц, пришедших за получением льготных лекарственных препаратов, настойчиво привлекал к себе внимание, требовал немедленного отпуска лекарства для себя, создавал нервозную обстановку выводя присутствующих из психического равновесия. В нарушение требований 26.1 КоАП РФ доводы общества не получили надлежащей оценки, а ходатайство о вызове для опроса свидетеля произошедшего - врача поликлиники ФИО7 разрешения со стороны должностного лица не получило и фактически должностное лицо уклонилось от оценки обстоятельств, напрямую связанных с установлением состава правонарушения и влияющих на принятие правильного решения по делу. Поведение сотрудников в непредусмотренной законом процессуальной форме привело к тому, что в материалах дела отсутствует даже кассовый чек на продажу лекарственного препарата, а сам препарат не приобщен в качестве вещественного доказательства, что так же не нашло отражения при вынесении постановления. Фактически правонарушение осталось не пресеченным, поскольку препарат, подлежащий отпуску исключительно по рецепту, остался во владении сотрудника полиции, что ставит под сомнение указанные в административном законе цели и задачи.
В судебное заседание законный представитель ООО «СЕЛЕНА» не явился, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Представитель административного органа в судебном заседании с жалобой не согласилась, пояснила, что все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и им дана оценка в постановлении, сомнений в доказанности вины юридического лица не имелось, так как они подтверждались объяснением ФИО5, которая показала, что продала лекарственный препарат без рецепта врача в погоне за прибылью для ООО «Селена».
Заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы и материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст. 14.4.2 КоАП РФ, предусмотрено, что нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п.33).
В силу ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила надлежащей аптечной практики, утвержденные Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями.
Из п. 17 Правил, следует, что руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает проведение по утвержденному им плану-графику первичной и последующей подготовки (инструктажа) работников по следующим вопросам:
а) правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;
б) правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
в) правила отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, правила ведения журнала учета лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
г) правила отпуска лекарственных препаратов, содержащих малые количества наркотических средств;
д) порядок хранения рецептов;
е) соблюдение требований о наличии минимального ассортимента;
ж) соблюдение требований надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов;
з) применение установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, порядок формирования цен на такие лекарственные препараты;
и) соблюдение требований работы с фальсифицированными недоброкачественными, контрафактными товарами аптечного ассортимента;
к) соблюдение ограничений, налагаемых на фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
л) совершенствование знаний о лекарственных препаратах, в том числе воспроизведенных лекарственных препаратах, взаимозаменяемых лекарственных препаратах, умение представлять сравнительную информацию по лекарственным препаратам и ценам, в том числе лекарственным препаратам нижнего ценового сегмента, о новых лекарственных препаратах, лекарственных формах лекарственных препаратов, показаниях к применению лекарственных препаратов;
м) методы обработки данных, полученных от покупателей по вопросам применения лекарственных препаратов, выявленным в процессе применения, побочным действиям, доведение этой информации до заинтересованных лиц;
н) соблюдение требований по охране труда.
Правила отпуска лекарственных препаратов утверждены Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно которого отпуск лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению без рецепта или по рецепту на лекарственный препарат, выписанному в установленном порядке.
При вынесении постановления административный орган руководствовался следующими имеющимися в деле доказательствами: сообщением КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя доводы жалобы о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом, судья установил следующее.
В соответствие с требованиями ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются сведения о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела по существу.
Как видно из разъяснения, содержащегося в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции 19.12.2013г.), в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП Российской Федерации сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 343.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности - ООО «Селена», либо его законный представитель - директор ФИО4, о месте и времени рассмотрения дела – 24.04.2020г. в 12.00 не были извещены надлежащим образом, в соответствие с требованиями ст.25.15 КоАП Российской Федерации – в материалах дела отсутствует доказательства направления извещения любым доступным способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Доводы представителя административного органа об извещении защитника, присутствовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, не освобождаются должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, от исполнения положений ст.25.1, 25.15 КоАП РФ, а также положений ч.4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, о направлении в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности копии протокола об административном правонарушении, в течение трех дней со дня его составления, сведения об исполнении которых в материалах дела также отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела имеются пояснения ФИО4, в котором заявлено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля ФИО7 В нарушение требований ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ, указанное ходатайство должностным органом не рассмотрено, мотивированного определения об отказе в его удовлетворении в материалах дела не имеется, в постановлении также отсутствует мотивированное обоснование отказа в удовлетворении данного ходатайства.
Данные нарушения процессуальных норм являются грубыми, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1, ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, в результате чего право Общества на судебную защиту было нарушено.
Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение:
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В связи с тем, что на день рассмотрения жалобы на постановление не истек годичный срок давности для привлечения к административной ответственности со дня обнаружения правонарушения, предусмотренный ст. 4.5.ч.1 КоАП Российской Федерации, дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Селена» подлежит возврату в административный орган на новое рассмотрение.
При этом, в связи с отменой постановления должностного лица в виду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, с направлением дела на новое рассмотрение, остальные доводы жалобы судьей не рассматриваются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО3 № от 24.04.2020г. отменить на основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.4.2 КоАП РФ в отношении ФИО9 направить в территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> направить на новое рассмотрение.
Решение в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья: Анищенко Т.В.