УИД № 57RS0014-01-2023-001217-19
Дело № 2-1-1115/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2023 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в интересах Сороквашиной Ларисы Алексеевны, к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» об обеспечении медицинскими изделиями,
установил:
Мценская межрайонная прокуратура, действующая в интересах Сороквашиной Л.А., обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» об обеспечении медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения Сороквашиной Л.А. Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения ее медицинскими <...>. В ходе данной проверки установлено, что Сороквашина Л.А. является региональным льготником и в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Сороквашиной Л.А. поставлен диагноз: <...>, она состоит на учете в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарств и медицинских изделий. <...> назначены Сороквашиной Л.А. <...> в связи с постановленным ей диагнозом, годовая потребность в них составляет 21,6 стандарта, однако всего в 2023 г. пациенту было выписано 5 рецептов, из которых обслужено 4 рецепта. Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, предусмотрено предоставление <...> для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет. Таким образом, не смотря на наличие медицинских показаний, ответчики не обеспечили в полном объеме получение Сороквашиной Л.А. необходимых ей изделий медицинского назначения.
По указанным основаниям просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Сороквашину Л.А. медицинскими изделиями - <...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить Сороквашиной Л.А. своевременную выписку рецептов на медицинские изделия - тест<...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, а также в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.
Старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Сороквашина Л.А., представители Департамента здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента здравоохранения Орловской области направил в суд письменные возражения по существу заявленных требований. В обоснование возражений указал, что назначение и выписка лекарственных препаратов относится к компетенции лечащего врача, обеспечение осуществляется только после выписки льготного рецепта по форме № 148-1/у-04. Согласно счету пациента Сороквашина Л.А. была обеспечена медицинскими изделиями по рецептам от Дата возвращен льготнику. Полагал, что право Сороквашиной Л.А. на получение льготных лекарственных препаратов Департаментом здравоохранения Орловской области нарушено не было, следовательно, исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры в указанной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии со ст. 10, ст. 11, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. № 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 12 названного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты и медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 14 Порядка).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень изделий медицинского назначения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Источниками финансового обеспечения данной Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления).
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 лицам, имеющим заболевание <...> бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Данным перечнем, в частности, поименованы медицинские изделия - <...>
Из материалов дела следует, что Сороквашиной Л.А. поставлен <...>
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевание <...> включено в перечень социально-значимых заболеваний.
В соответствии с диагнозом Сороквашиной Л.А. на основании клинических рекомендаций и стандартов лечения назначен постоянный контроль содержания <...> с использованием <...>
По информации БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», Сороквашина Л.А. является региональным льготником, состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных препаратов для лечения <...> - <...> Ее годовая потребность в <...>
Департамент здравоохранения Орловской области в ответе на обращение Мценской межрайонной прокуратуры сообщает, что Сороквашина Л.А. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в 2023 г.
По сведениям ГУП Орловской области «Орелфармация», аптечным пунктом зафиксировано обращение Сороквашиной Л.А. с рецептами <...> Дата возвращен льготнику.
Из содержания заявления Сороквашиной Л.А. от 22 августа 2023 г. в адрес Мценского межрайонного прокурора следует, что тест-полоски пациенту не выдаются, в связи с чем она просит прокурора обратиться в суд в защиту ее интересов.
Ненадлежащее обеспечение Сороквашиной Л.А. назначенными врачом для постоянного применения медицинскими изделиями влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу закона недопустимо. При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения медицинскими изделиями не поставлено в зависимость от объема финансирования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что медицинские изделия - <...> являются жизненно необходимыми для поддержания здоровья Сороквашиной Л.А. в связи с имеющимся у нее заболеванием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить ее данными медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, а также возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку рецептов на указанные медицинские изделия.
Доводы возражений представителя Департамента здравоохранения Орловской области не могут быть приняты во внимание, поскольку они опровергаются представленной в деле информацией.
В силу положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о постоянной нуждаемости Сороквашиной Л.А. в медицинских изделиях <...>, учитывая, что данные медицинские изделия необходимы ей для постоянного применения по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Сороквашиной Ларисы Алексеевны, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Сороквашину Ларису Алексеевну Дата рождения уроженку <адрес> (№, выдан Дата г. <адрес>) медицинскими изделиями - <...> соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» обязанность производить Сороквашиной Ларисе Алексеевне своевременную выписку рецептов на медицинские изделия - <...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2023 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева