Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-334/2021 ~ М-319/2021 от 24.06.2021

Дело № 2-334/2021

            22 июля 2021 года

УИД 29RS0004-01-2021-000493-91

                   (мотивированное решение

                  изготовлено 23.07.2021г.)                         

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю., при секретаре Абрешитовой Е.А., с участием помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Хайдаровой Л.З., представителя ответчика администрации МО «Виноградовский муниципальный район» Голеусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по иску прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, отходов лесопиления,

установил:

прокурор Виноградовского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к администрации МО «Виноградовский муниципальный район», мотивируя его тем, что прокуратурой района 23.06.2021 с участием представителей органов местного самоуправления осуществлен мониторинг исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере выявления несанкционированных мест складирования твердых коммунальных отходов, в том числе отходов лесопиления, на территории МО «Виноградовский муниципальный район». На земельном участке - географические координаты: <данные изъяты>, <данные изъяты> на площади <данные изъяты> кв. м. от поворота с Федеральной трассы М-8 «Москва-Архангельск», ведущей в <адрес>, на земельном участке в пределах территории ГП «Березниковское» по правую сторону дороги выявлена несанкционированная свалка, включающая в себя твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления. Полагает, что поскольку несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах МО «Виноградовский муниципальный район» Архангельской области, то обязанность по организации устранения несанкционированных твердых коммунальных отходов, лежит на указанном муниципальном образовании. Просит обязать ответчика ликвидировать вышеуказанную свалку твердых коммунальных отходов в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Помощник прокурора Виноградовского района в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и уточнила. Полагает возможным с учетом норм действующего законодательства установить срок исполнения решения суда - до 30 октября 2021 года.

Представитель ответчика - администрации МО «Виноградовский муниципальный район» Голеусова О.А., в судебном заседании исковые требования признала частично, не оспаривая обязанность администрации МО «Виноградовский муниципальный район» ликвидировать несанкционированную свалку, просит суд установить срок исполнения решения суда до 30 октября 2021 года.

Представитель третьего лица администрации городского поселения «Березниковское» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по существу иска не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) регламентировано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В силу ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», территории, используемы, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Судом установлено, что в порядке осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства прокуратурой Виноградовского района Архангельской области 23.06.2021 с участием представителей органов местного самоуправления осуществлен мониторинг исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере выявления несанкционированных мест складирования твердых коммунальных отходов, в том числе отходов лесопиления, на территории МО «Виноградовский муниципальный район». В мониторинге исследуемой сферы принимали участие и.о. председателя Комитета управления имуществом администрации МО «Виноградовский муниципальный район» С.Л.Н., специалист администрации ГП «Березниковское» Голеусова О.А. На землях <адрес> обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, отходы лесопиления. На земельном участке - географические координаты: <данные изъяты>, <данные изъяты> на площади <данные изъяты> кв. м. от поворота с Федеральной трассы М-8 «Москва-Архангельск», ведущей в <адрес>, на земельном участке в пределах территории ГП «Березниковское» по правую сторону дороги выявлена несанкционированная свалка, включающая в себя твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления. По факту обнаружения 23.06.2021 несанкционированной свалки сделана фотосъемка при помощи фотоаппарата «AppleiPhone 11», составлен акт осмотра несанкционированной свалки.

Таким образом, на территории МО «Виноградовский муниципальный район» имеет место нарушение требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, выразившееся в размещении несанкционированной свалки бытовых отходов, ущемляющее права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Определяя обязанного субъекта, которому надлежит устранить допущенные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, суд принимает во внимание следующее.

На основании ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

По общему правилу, установленному статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Суд считает, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.

Таким образом, требование прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению.

Суд, учитывая обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, а также мнение сторон, считает возможным установить срок исполнения решения суда - до 30 октября 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░-8 «░░░░░░-░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░

2-334/2021 ~ М-319/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Виноградовского района Громцев М.Л.
Ответчики
Администрация МО "Виноградовский муниципальный район"
Другие
Администрация ГП "Березниковское"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Бачина С.Ю.
Дело на сайте суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021Дело оформлено
04.03.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее