Дело № 2- 1214/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Красильниковой С.А.
при секретаре судебного заседания Федоськиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии к Башмакову А.А. о взыскании ущерба в размере 119 298 рублей 52 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии (далее по тексту - Центр ПФР в Чувашской Республике - Чувашии, ПФР) обратилось в суд с иском к Башмакову А.А. о взыскании ущерба в размере 119 298 рублей 52 копейка, ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения статей 15, 1102, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Башмаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан безвестно отсутствующим.
ДД.ММ.ГГГГ Башмаковой Л.В. на основании Федерального закона Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособному члену семьи Б.К.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Территориальным органом ПФР Б.К.А. установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, которая перечислялась на расчетный счет Башмаковой Л.В.
В связи с тем, что общая сумма материального обеспечения пенсионера Б.К.А. была меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Чувашской Республике, ему была установлена с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на расчетный счет Башмаковой Л.В.
Территориальному органу ПФР стала известна информация о месте нахождения признанного безвестно отсутствующим Башмаков А.А., так как поступили сведения о факте работы от работодателя М., <адрес>.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (13-325/2019) отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым Башмаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, был признан безвестно отсутствующим.
Решением территориального органа ПФР выплата пенсии и федеральной социальной доплаты Б.К.А. прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.
Отцовство Башмакова А.А. удостоверятся записью в свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Наличие общего ребенка не предусматривает совместного проживания родителей и ведения совместного хозяйства, а предусматривает на законодательном уровне содержание несовершеннолетнего ребенка. Отсутствие и халатное отношение Башмакова А.А. в жизнедеятельности Б.К.А., а также отсутствие финансового участия в его обеспечении повлекло обращение Башмаковой Л.В. в территориальный орган ПФР с целью получения пенсии по случаю потери кормильца для содержания Б.К.А.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Башмаков А.А. уклоняется от установленной статьей 80 Семейного кодекса РФ обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего сына Б.К.А., будучи признанным безвестно отсутствующим, не принял должных мер заботливости и осмотрительности, не оказывал сыну материальной помощи и не выплачивал алименты в добровольном порядке или порядке принудительного исполнения.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсии и социальных выплат находятся в причинно-следственной связи с бездействием Башмакова А.А.
В данном случае имело место необоснованное сбережение имущества в виде сумм, которые он в соответствии с нормами действующего законодательства должен был затратить на содержание несовершеннолетнего ребенка, за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, следовательно Башмаков А.А. получил неосновательное обогащение (сбережение) на сумму выплаченной сыну Б.К.А. страховой пенсии по случаю потери кормильца, федеральной социальной доплаты к пенсии.
Начальник Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии Карпова Е.К. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Центра ПФР в Чувашской Республике-Чувашии, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Башмаков А.А., извещенный о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания не представил.
Третье лицо Башмакова Л.В., извещенная о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания не представила.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1); нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (п. 1 ч. 2); члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Башмаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, признан безвестно отсутствующим (л.д. 12).
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обратилась гражданка Башмакова Л.В. с просьбой о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. №).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ за № Б.К.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики отменил решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Башмаков А.А., был признан безвестно отсутствующим (л.д. 15).
Из решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 16) усматривается, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) выявило ошибку, допущенную при установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии страховая пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата к пенсии, установленной Б.К.А., выплатное дело №, страховая пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата к пенсии установлены на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ № о признании безвестно отсутствующим кормильца, Башмаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании Башмаков А.А. безвестно отсутствующим отменено решением суда от ДД.ММ.ГГГГ № (13-325/2019) с ДД.ММ.ГГГГ и решило в соответствии с п.4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» устранить данную ошибку.
На основании протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ Центр ПФР в Чувашской Республике - Чувашии в отношении Б.К.А. выявил факт излишней выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 57 600 рублей 92 копейки, федеральной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61 697 рублей 60 копеек в связи с прекращением выплаты пенсии по СПК с ДД.ММ.ГГГГ и вступлением ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № (13-325/2019) об отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Обращаясь в суд с настоящим иском, орган пенсионного обеспечения ссылался на то, что ввиду уклонения ответчика от установленной законом обязанности по содержанию своего ребенка, т.е. уклонялся от установленной статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего сына Б.К.А., будучи признанным безвестно отсутствующим, не оказывал сыну материальной помощи и не выплачивал алименты в добровольном порядке или порядке принудительного исполнения, что фактически представляет собой неосновательное обогащение и свидетельствует о причинении истцу убытков.
Вместе с тем, доводы истца о том, что выплаченные суммы пенсий (пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии) относятся к неосновательному обогащению и в соответствии со статьей 1102 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика, судом признаются несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи со следующим.
Обязанность пенсионного органа назначать и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца на период безвестного отсутствия гражданина предусмотрена пенсионным законодательством.
Пенсионное законодательство связывает право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца с фактом удостоверения безвестного отсутствия гражданина в порядке, предусмотренном статьей 42 ГК РФ.
Ответчик Башмаков А.А. оспариваемые суммы от истца не получал, неосновательное обогащение с его стороны отсутствует. Действующим законодательством не предусмотрено взыскание сумм выплаченных пенсий с лица, ранее признанного безвестно отсутствующим, при обнаружении его места нахождения.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика Башмакова А.А. и наступившими последствиями в виде причинения истцу материального ущерба судом не установлено.
Также истец не представил доказательств того, что ответчик Башмаков А.А. знал о признании его безвестно отсутствующим и намеренно скрывался. Оснований полагать, что истец, выполняя возложенные на него законом обязанности по выплате несовершеннолетнему ребенку социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты, понес убытки, у суда не имеется, так как пенсионное законодательство связывает право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца с фактом удостоверения безвестного отсутствия гражданина, и данное право не ставится в зависимость от причин безвестного отсутствия гражданина.
Доводы истца о том, что ответчиком не исполнялись обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка, возложенных на него в соответствии статьей 80 Семейного кодекса РФ, а также о том, что ответчик умышленно уклонялся от воспитания и содержания дочери, чем причинен ущерб в виде выплаченной пенсии по случаю потери кормильца по вине ответчика в спорный период, несостоятельны, поскольку обязанность по содержанию несовершеннолетних детей своими родителями установлена нормами Семейного кодекса РФ, которые не подлежат применению при разрешении спора между пенсионным органом и гражданином, имеющим обязательства по содержанию детей.
Законом не предусмотрена в таких случаях обязанность лица, ранее признавшегося безвестно отсутствующим, компенсировать выплаченную за период его отсутствия пенсию. Данных об умышленных действиях ответчика, направленных на выплату такой пенсии, в деле не имеется.
Пенсия по потере кормильца была назначена истцом не в связи с умышленным уклонением ответчика от выполнения своих родительских обязанностей, а в связи с признанием Башмакова А.А. безвестно отсутствующим по правилам статьи 42 ГК РФ судом и в силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, факт умышленного уклонения ответчика от содержания и воспитания несовершеннолетнего сына решением суда о признании его безвестно отсутствующим не установлен.
Сама по себе отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в силу статьи 1102 ГК РФ не является безусловным основанием для взыскания выплаченных государством на содержание детей такого лица денежных средств в качестве неосновательного обогащения с лица, ранее признанного безвестно отсутствующим.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые суммы Башмаков А.А. от истца не получал, суд не находит правовых оснований для удовлетворения искового заявления Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии к Башмакову А.А. о взыскании ущерба в размере 119 298 рублей 52 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья С.А. Красильникова
Мотивированное решение составлено 25.06.2020.