Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-270/2023 ~ М-270/2023 от 23.08.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УИД 43RS0013-01-2023-000384-11

№ 2-270/2023

11 октября 2023 года

г. Зуевка Кировской области

Зуевский районный суд Кировской области в составе председательствующего Шмаковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Никулиной Т.А.,

с участием представителя истца Жирова И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика Багряка Д.И., действующего на основании Устава, Кузнецовой Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ООО «Кристалл» Скрябиной Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела в Кирово-Чепецком районе в интересах неопределенного круга потребителей к администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области о признании действий по поставке жителям г.Зуевки питьевой воды ненадлежащего качества нарушающими права потребителей, обязании обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию бора, железа, мутности; обязании обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующие требованиям, установленным пунктами 6 и 7 статьи 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела в Кирово-Чепецком районе обратилось в суд с названным иском в порядке статьи 46 ГПК РФ.

В обоснование иска истец указал, что согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

На территории Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области централизованное водоснабжение холодной питьевой водой осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Кристалл». Владельцем артезианских скважин, водонапорных башен и водопроводных сетей является муниципальное учреждение Администрация Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области. По договору аренды указанное имущество передано собственником во временное владение и пользование ООО «Кристалл».

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе установлено обеспечение ООО «Кристалл» населения Зуевского городского поселения питьевой водой ненадлежащего качества. Согласно протоколам лабораторных испытаний от 29.05.2023 АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе, экспертным заключениям от 29.05.2023 аккредитованного органа инспекции филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе установлено несоответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" качества питьевой воды в г. Зуевке, подаваемой в водопроводные сети, по показателям мутности, железа и бора.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 684 Управление является уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Понуждение Администрации Зуевского городского поселения к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В судебном заседании представитель истца Жиров И.В. на удовлетворении иска, с учетом уточнений, настаивал. Просил признать нарушающими права потребителей действия администрации Зуевского городского поселения по поставке питьевой воды жителям г.Зуевки, качество которой не соответствует установленным требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Обязать Администрацию Зуевского городского поселения обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию бора, железа, показателю мутности. Обязать Администрацию Зуевского городского поселения обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующие требованиям пунктов 6 и 7 статьи 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», в том числе разработать инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Обстоятельства, изложенные в обоснование иска, подтвердил.

В судебном заседании представители ответчика Багряк Д.И., Кузнецова Е.Н. исковые требования об обязании обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию бора, железа, мутности; обязании разработать инвестиционную программу в части учета и плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, признали.

С иском в части признания действий администрации Зуевского городского поселения по поставке питьевой воды ненадлежащего качества жителям г.Зуевки нарушающими права потребителей, не согласились. В обоснование представитель Кузнецова Е.Н. пояснила, что в целях организации водоснабжения населения питьевой водой, администрация Зуевского городского поселения передала муниципальное имущество, используемое для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, во временное владение и пользование ООО «Кристалл» на основании договора аренды от 31.08.2018. ООО «Кристалл» поставляет питьевую воду населению, регулярно ведет производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения. Не оспаривала, что качество питьевой воды не соответствует в полной мере требованиям СанПиН 1.2.3685-21, жалобы от граждан на плохое качество воды периодически поступают в устной форме. На 2023-2042 годы разработана и утверждена схема водоснабжения и водоотведения Зуевского городского поселения, имеется план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Кроме того, в целях организации поставки питьевой воды населению в 2012 году администрацией был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода по <адрес>, контракт был заключен на сумму 2578473 рубля. В 2017 году была выполнена работа по прокладке водопровода по <адрес>, контракт был заключен на сумму 179 294 рубля. В 2017, 2019, 2020 и 2021 годах проводились ремонтные работы водопроводных сетей. В 2023 году был проведен ремонт водонапорной башни на <адрес> в <адрес>. Решением Зуевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать по концессионному соглашению объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности. Меры по исполнению решения суда принимаются, заключение концессионного соглашения с ООО «Кристалл» планируется на следующий год.

Представитель ФИО4 суду пояснил, что для улучшения качества питьевой воды необходимо установить очистные фильтры на скважины, где вода по показателям мутности и железа превышает требования СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Для очистки воды от содержания бора используют систему обратного осмоса. Приобретение и установка очистных фильтров и системы обратного осмоса требует значительных финансовых средств. В расходной части бюджета поселения ни на 2023, ни на 2024 годы на указанные цели денежные средства не заложены, так как бюджет поселения дотационный. В рамках федерального проекта «Чистая вода» в 2019 году утверждена региональная программа «Повышение качества водоснабжения на территории Кировской области» на 2019-2024 годы. Финансирование программы предусмотрено за счет средств федерального и областного бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств. Зуевское городское поселение включено в Программу, предусмотрена реконструкция системы водоснабжения. На сегодняшний день Программа в регионе не реализована, решается вопрос выделения бюджетных средств на разработку проектной документации на мероприятия Программы, увеличение сроков её реализации. По мере финансовых возможностей меры для улучшения качества питьевой воды будут приняты.

Представитель третьего лица ООО «Кристалл» Скрябина Т.В. в судебном заседании исковые требования не поддержала, поскольку они не конкретизированы, не ясно, кто и как должен их исполнять. В обоснование пояснила, что обеспечение условий, необходимых для организации подачи воды, соответствующей установленным требованиям, подразумевает под собой очистку воды при её заборе из скважины. В тариф на водоснабжение очистка воды не заложена. Недра воды потребляются населением бесплатно, в тариф заложены только работы по доставке воды и работы, связанные с аварийным ремонтом сетей. Затраты по очистке воды будут заложены в тариф, который увеличится в 2-3 раза, что для населения невыгодно, так как только 3-5 % тратится на пищеприготовление, остальное уходит в систему водоотведения, на полив. Поставка воды гражданам требуемого качества подразумевает под собой замену водопроводных сетей до потребителя. Из скважин вода поднимется с небольшими нарушениями по основным показателям, затем она смешивается, качество воды выравнивается. При заборе проб из водоразборных колонок, показатели качества воды в норме, следовательно, качество воды теряется у потребителя. Очистка воды при её заборе из скважины потребует многомиллионных затрат, которых у ответчика нет. Кроме того, чтобы сохранить давление в сетях, потребуется установка более мощных насосов и фильтров глубокой очистки, увеличение диаметра трубы подъема, что в свою очередь потребует модернизацию скважин и очистных сооружений на прием большего объема водоотведения. Недра воды при таких заборах иссякнут быстро, потребуются поиски новых месторождений, строительство новых скважин.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Как следует из положений статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» утверждено положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (далее - Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

Таблицей 3.1 СанПиНа 1.2.3685-21 определены органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды. Установлен минимальный норматив мутности не более 2,6 ЕМФ (единицы мутности по формазину).

Таблицей 3.13 определены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного водоснабжения. ПДК железа в питьевой воде установлена в значении не более 0,3 мг/дм3, бора - не более 0,5 мг/дм3.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждается, что 31.08.2018 между МУ Администрация Зуевского городского поселения (арендодатель) и ООО «Кристалл» (арендатор), заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Зуевское городское поселение. В соответствии с приложением к указанному договору ООО «Кристалл» принимает во временное владение и пользование имущество: артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводные сети, используемое для оказания услуг водоснабжения и водоотведения. (л.д. 28-30)

ООО «Кристалл» имеет лицензию на пользование участками недр для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения (л.д.21-23), подает абонентам питьевую вод с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

22.03.2023 в Управление Роспотребнадзора по Кировской области поступила коллективная жалоба от 249 жителей г.Зуевки на то, что подаваемая питьевая вода низкого качества, имеет неприятный запах и мутность, оставляет известковый налет. (л.д. 109-110)

29.05.2023 по инициативе жителей г.Зуевки проведены лабораторные испытания воды, отобранной из водоразборных кранов в жилых помещениях. Место отбора определено в нескольких точках г.Зуевки, а именно: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Отбор проб произведен специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе ФИО7 (л.д.31-46)

По результатам лабораторных испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе установлено несоответствие требованиям табл. 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» качества питьевой воды в г. Зуевке, подаваемой в водопроводные сети, по показателям мутности, железа и бора. В пробах питьевой воды обнаружены превышения показателей мутности, а также повышенное содержание железа и бора, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний от 29.05.2023, экспертными заключениями аккредитованного органа инспекции филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес>.

Так, в пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, обнаружено, что по мутности вода не соответствует требованиям таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», показатель 6,40±1,28 ЕМФ, что выше норматива в 2,5 раза (не более 2,6 ЕМФ); по содержанию железа не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», содержание железа 0,87±0,13 мг/дм3 , что в 2,9 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 32)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, обнаружено, что содержание железа 0,34±0,08 мг/дм3, что в 1,1 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 34)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, обнаружено, что показатель мутности 5,90±1,18 ЕМФ, что выше норматива в 2,3 раза (не более 2,6 ЕМФ). Содержание бора 0,692±0,118 мг/дм3 , что превышает норматив в 1,4 раза (не более 0,5 мг/дм3), содержание железа 0,836±0,125 мг/дм3 , что в 2,8 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 36)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, качество воды не соответствует требованиям таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно, показатель мутности 5,5±1,1 ЕМФ, что выше норматива в 2,1 раза (не более 2,6 ЕМФ), содержание железа 0,836±0,125 мг/дм3 в 2,8 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 38)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, качество воды не соответствует требованиям таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, показатель мутности 11,70±2,34 ЕМФ, что выше норматива в 4,5 раза (не более 2,6 ЕМФ). Содержание железа 1,30±0,19 мг/дм3 , что в 4,3 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 40)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, содержание железа 0,57±0,08 мг/дм3, что в 1,9 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3).(л.д. 42)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, по органолептическому показателю качество воды не соответствует требованиям таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, показатель мутности 2,80±0,56 ЕМФ, что выше норматива в 1,1 раза (не более 2,6 ЕМФ). Содержание железа 0,584±0,088 мг/дм3 в 2,0 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 44)

В пробе питьевой воды, отобранной из водоразборного крана в квартире по адресу: <адрес>, показатель качества воды по мутности 8,40±1,68 ЕМФ, что выше норматива в 3,2 раза (не более 2,6 ЕМФ). Содержание железа 1,30±0,02 мг/дм3 , что в 4,3 раза превышает ПДК (0,3 мг/дм3). (л.д. 46)

Согласно данным производственного контроля ООО «Кристалл» о качестве питьевой воды за 2022 год, истекший период 2023 года, установлено, что показатель мутности в пробе воды из артезианской скважины на <адрес>, водоразборной колонки на <адрес>, артезианской скважины на <адрес>, водоразборной колонки на <адрес>, не соответствует требованиям таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, превышает норму. (л.д. 124-134)

В пробах воды, забранных из артезианских скважин , , , , , , , , , , содержание бора превышает ПДК. Пробы воды из артезианских скважин , , , не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию железа.

С экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний № 02-13-2023-Д, 02-14-2023-Д, 02-15-2023-Д, 02-16-2023-Д, 02-17-2023-Д, 02-18-2023-Д, 02-19-2023-Д, 02-20-2023-Д от 29.05.2023 сторона ответчика согласилась, результат исследования не оспаривала).

Оценив представленные доказательства, суд нашел доказанным тот факт, что питьевая вода не соответствует по качеству требованиям СанПиН 1.2.3685-21, показатели по содержанию в воде железа и бора превышают ПДК, показатель качества воды по мутности выше норматива.

При установленных обстоятельствах требование Управления Роспотребнадзора по Кировской области об обязании Администрации Зуевского городского поселения обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию бора, железа, мутности, суд находит законным и обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.

Разрешая иск в части признания действий Администрации Зуевского городского поселения по поставке питьевой воды ненадлежащего качества нарушающими права потребителей, суд исходил из положений части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В силу п. 2 ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность подавать, поставлять абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, возлагается на организацию осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспорено, что водоснабжение на территории Зуевского городского поселения осуществляется с использованием централизованных систем водоснабжения, объекты которых переданы Администрацией Зуевского городского поселения в аренду ООО «Кристалл». Поставку питьевой воды населению осуществляет ООО «Кристалл». В обоснование иска истец указал, что в действиях ООО «Кристалл» установлено обеспечение населения г.Зуевки питьевой водой ненадлежащего качества. Вместе с тем, требования к ООО «Кристалл» о признании действий по поставке питьевой воды ненадлежащего качества нарушающими права потребителей, истцом не заявлены.

Таким образом, требование истца о признании действий администрации Зуевского городского поселения по поставке потребителям питьевой воды ненадлежащего качестве нарушающими права потребителей, заявлены к ненадлежащему ответчику, а потому удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца об обязании ответчика обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующие установленным требованиям частей 6 и 7 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в том числе разработать инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, суд пришел к следующему.

Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Как следует из положений статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (часть 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (часть 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7).

В силу положений статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Согласно пункту 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Вместе с тем, обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями, осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды согласно установленным требованиям.

В судебном заседании представители ответчика не оспаривали, что Управление Роспотребнадзора по Кировской области в 2022, в 2023 годах направляло уведомление о необходимости приведения качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21. Техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды не утверждено, проекта инвестиционной программы не имеется, срок для её разработки не установлен, так как отсутствует концессионное соглашение. Также ссылались на то, что до разработки инвестиционной программы необходимо исполнить решение Зуевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Зуевского городского поселения возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать по концессионному соглашению объекты тепло-водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

По материалам дела судом установлено, что процент износа действующих артезианских скважин 100%. Сети водопровода выполнены из различных материалов: чугун, асбестоцемент, полиэтилен, сталь и керамика. Уровень износа сетей водоснабжения составляет 27-100%. Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Зуевского городского поселения Зуевского района на период 2023-2042 годы, требуется реконструкция и модернизация объектов централизованной системы водоснабжения. (л.д. 138-174) В период 2021 года, 2022 года ООО «Кристалл» неоднократно информировало администрацию поселения о неудовлетворительном качестве питьевой воды по мутности, содержанию бора и железа гигиеническим требованиям СанПиН, о необходимости установки фильтров, приборов учета и резервных линий электропередач, системы обратного осмоса. В 2020 и 2021 годах проводились ремонтные работы водопроводных сетей для устранения аварийных ситуаций, в 2023 году - ремонт водонапорной башни на <адрес> в <адрес>. Меры для улучшения качества воды не принимались. (л.д.120-122)

Довод представителя ответчика о том, что отсутствие концессионного соглашения препятствует разработке инвестиционной программы, судом отклоняется, поскольку в силу части 1 статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом, в том числе, схемы водоснабжения и водоотведения (пункт 3 части 1).

Как установлено в судебном заседании, схема водоснабжения и водоотведения Зуевского городского поселения на период 2023-2042 годов утверждена постановлением Администрации от 09.10.2023 № 387. (л.д. 137) Техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой населению г.Зуевки, в соответствии с установленными гигиеническими нормативами, Администрацией Зуевского городского поселения до настоящего времени не разработано, соответственно организацией, осуществляющей холодное водоснабжение (ООО «Кристалл»), не разработана инвестиционная программа, отсутствует план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.

При изложенных обстоятельствах, на основании части 6 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» суд приходит к выводу о необходимости возложить на Администрацию Зуевского городского поселения обязанность разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение. Оснований для возложения на ответчика обязанностей, предусмотренных частью 7 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» суд не усматривает, поскольку данная обязанность в силу закона возлагается на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21, в котором делается прямая ссылка на Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определены сам факт временных отступлений, показатели, по которым допускаются временные отступления, условия установления временных отступлений (отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения, информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды).

Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения. Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие инвестиционной программы по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, возможно допустимые сроки отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, финансовые затраты на исполнение возлагаемой обязанности, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения обязанности по разработке и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы до 01.03.2024, по исполнению обязанности обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - до 01.03.2025.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела в Кирово-Чепецком районе в интересах неопределенного круга потребителей к администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Зуевского городского поселения в срок до 01.03.2025 обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию бора, железа, показателя качества мутности.

Обязать Администрацию Зуевского городского поселения в срок до 01.03.2024 обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующие установленным требованиям части 6 статьи 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а именно разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» - отказать.

Требование о признании действия Администрации Зуевского городского поселения по поставки питьевой воды жителям г.Зуевки ненадлежащего качества нарушающими права потребителей - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном форме путем подачи апелляционных жалоб через Зуевский районный суд Кировской области.

Судья

Н.В. Шмакова

Мотивированное решение суда изготовлено 18 октября 2023 года.

2-270/2023 ~ М-270/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Кирово-Чепецком районе
Ответчики
Администрация Зуевского городского поселения
Другие
ООО "Кристалл"
Суд
Зуевский районный суд Кировской области
Судья
Шмакова Н.В.
Дело на сайте суда
zuevsky--kir.sudrf.ru
23.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее