УИД: 57RS0019-01-2023-000459-88
Дело № 12-1-2/2024 (12-1-15/2023;)
РЕШЕНИЕ
11 января 2024 года пгт. Нарышкино
Судья Урицкого районного суда Орловской области Гнеушева Е.Н., рассмотрев в судебном заседании в помещении суда жалобу администрации Урицкого района Орловской области на постановление №12 от 15.08.2023, принятое начальником отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косаревым Д.Е., о привлечении администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косаревым Д.Е. вынесено постановление №12 от 15.08.2023 о привлечении администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация Урицкого района Орловской области обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указано, что Администрация Урицкого района Орловской области привлечена к административной ответственности и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования об обязании администрации Урицкого района Орловской области обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенным по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения и водопроводов питьевого назначения».
Администрация Урицкого района предпринимала попытки, в рамках действующего законодательства, для исполнение решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам исполнения решения суда в установленный судебным приставом срок невозможно, в связи с возникшими объективными причинами, такими как: отсутствие в бюджете Урицкого района денежных средств на исполнение решения суда одномоментно (Совет народных депутатов довел лимиты на поэтапное исполнение с 2022 года по 2025 год включительно), а также обстоятельств, которые затрудняют исполнение решения суда, связанных с отсутствием документации на объекты водоснабжения. 01.12.2022 администрацией Урицкого района Орловской области было направленно письмо в адрес Председателя Урицкого районного Совета народных депутатов ФИО2, в котором просили выделить денежные средства в общей сумме 2 080 000 рублей (52 000 х 40) для исполнения вышеуказанного решения Урицкого районного суда на подготовку проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и санитарно- эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны указанных источников централизованного водоснабжения по мероприятию «Формирование зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения» муниципальной программы «Улучшение водоснабжения в сельских населенных пунктах Урицкого района», утвержденной постановлением администрации Урицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе по годам: 156 000 рублей в 2022 году; 312 000 рублей в 2023 году; 416 000 рублей в 2024 году; 1196 000 рублей в 2025 году. 02.12.2022 было принято решение о выделении запрашиваемых средств, и 19.12.2022 был заключен договор №/ЗСО на разработку трёх проектов зон санитарной охраны. Однако, при исполнении данного договора у организации, которая взяла на себя обязанности по его исполнению возникли сложности, такие как: отсутствие документации на объекты, в отношении которых заключен договор. В связи с данными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с Акционерным обществом «Центральное производственно-геологическое объединение» с предметом договора по восстановлению документации 3-х паспортов скважин, расположенных в <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был исполнен, полученная документация была передана ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны. Во вновь установленный срок до 30.07.2023, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.07.2023 года, Администрация не могла исполнить требования исполнительного документа по причине того, что 03.07.2023 года необходимая документация была передана ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны. 14 июля 2023 года администрация Урицкого района направила в Урицкий районный суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в которой было отказано. 31 июля 2023 года ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны обратилось к главе администрации Урицкого района Орловкой области о предоставлении дополнительной информации в рамках исполнения взятых на себя договорных обязанностей. 02 августа 2023 года в адрес ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был направлен ответ с приложенными документами, согласно полученному запросу. Соответственно, администрация Урицкого района предприняла все необходимые действия, в рамках действующего законодательства, для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам решение суда до настоящего времени не исполнено. Следовательно, вина администрации Урицкого района Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует, так как Администрация как орган местного самоуправления действует в рамках доведенных лимитов, а также учитывая несовершенства имеющихся документов на источники водоснабжения для исполнения решения суда. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения. На основании изложенного, просит суд постановление начальника отделения - Старшего судебного пристава ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам Косарева Д.Е. №12 от 15 августа 2023 г., в отношении администрации Урицкого района Орловской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель администрации Урицкого района Орловской области Олейник А.С. поддержал жалобу по доводам указанным в ней, просил, постановление начальника отделения – старшего судебным пристава отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косарева Д.Е. №12 от 15.08.2023 о привлечении администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам Косарев Д.Е. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, против удовлетворения жалобы возражал, о чем представил письменное заявление.
Выслушав объяснения представителя администрации Урицкого района Орловской области, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом. ( часть 2 статьи 105 «Об исполнительном производстве»).
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Урицкого районного суда Орловской области от 26 февраля 2020 года на муниципальное образование Урицкий район в лице администрации Урицкого района Орловской области возложена обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а именно: обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 31 марта 2020 года. Таким образом, срок его исполнения истекал 31 декабря 2020 года.
10 ноября 2020 года на заседании Урицкого районного Совета народных депутатов обсуждался вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанного решения суда, в выделении денежных средств единым голосованием было отказано.
На основании исполнительного листа, выданного Урицким районным судом Орловской области 11 ноября 2021 года, судебным приставом-исполнителем Урицкого МОСП УФССП России по Орловской области ФИО5 17 ноября 2021 года возбуждено исполнительное производство №, администрации Урицкого района Орловской области установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. (Л.д. 39)
В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области ФИО6 19 октября 2022 года вынесено постановление о взыскании с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей. (Л.д. 40)
01.12.2022 администрацией Урицкого района Орловской области было направленно письмо в адрес Председателя Урицкого районного Совета народных депутатов ФИО2, в котором просили выделить денежные средства в общей сумме 2 080 000 рублей (52 000 х 40) для исполнения вышеуказанного решения Урицкого районного суда поэтапно, по годам, а именно: 156 000 рублей в 2022 году; 312 000 рублей в 2023 году; 416 000 рублей в 2024 году; 1196 000 рублей в 2025 году., по результатам рассмотрения которого 02.12.2022 было принято решение о выделении запрашиваемых средств
19 декабря 2022 года между администрацией Урицкого района Орловской области и ООО «Экопомощь» заключен договор на разработку трех проектов зон санитарной охраны. (Л.д. 18-20)
Однако в связи с отсутствием документации на объекты, в отношении которых был заключен договор, 9 июня 2023 года между администрацией Урицкого района Орловской области и АО «Центральное производственно-геологическое объединение» заключен договор по восстановлению документации трех паспортов скважин, расположенных в д. <адрес> (Л.д. 21-22)
3 июля 2023 года данный договор был исполнен, необходимая документация была передана ООО «Экопомощь» для дальнейшей разработки трех проектов зон санитарной охраны.
7 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области ФИО7 вынесено постановление об установлении администрации Урицкого района Орловской области нового срока для исполнения требований исполнительного документа - до 30 июля 2023 года.(Л.д. 42)
14 июля 2023 года администрация Урицкого района Орловской области обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением Урицкого районного суда Орловской области от 1 августа 2023 года в предоставлении отсрочки исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области от 26 февраля 2020 года отказано. (Л.д. 48 - 51).
15 августа 2023 года постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косаревым Д.Е. администрация Урицкого района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При вынесении вышеуказанного постановления должностное лицо, ссылается на то, что администрацией Урицкого района Орловской области без уважительных причин не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок до 30 июля 2023 года, вновь установленный судебным приставом- исполнителем постановлением от 7 июля 2023 года о назначении нового срока исполнения, после вынесения постановления от 21 октября 2022 года о взыскании с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 17 ноября 2021 года.
Установленные в ходе рассмотрения дела, обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация Урицкого района Орловской области, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительным листом серии ФС №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области ФИО6 от 19 октября 2022 года о взыскании с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Урицкому, Сосковскому и Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области ФИО7 от 07 июля 2023 года об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации Урицкого района Орловской области квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Администрация Урицкого района Орловской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 указанного Кодекса.
После взыскания с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора и установления судебным приставом-исполнителем нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 30 июля 2023 года, в который решение суда должником не исполнено, доказательств, свидетельствующих о наличии непреодолимых препятствий к исполнению решения суда, не представлено.
Факт заключения администрацией Урицкого района Орловской области договора с ООО «Экопомощь» на разработку трех проектов зон санитарной охраны, а так же обращения 01.12.2022 в Урицкий районный Совет народных депутатов с просьбой о выделении денежных средств для исполнения вышеуказанного решения Урицкого районного суда и ссылка на поэтапное, то есть определенными суммами в указанные сроки, выделение этих денежных средств, не свидетельствует о наличии непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению требования исполнительного документа в установленный срок. При этом, договоров на разработку проектов санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенных по остальным адресам, указанных в решении суда от 26 февраля 2020 года, помимо <адрес> не заключалось.
Недостаточное финансирование также не является основанием, исключающим административную ответственность администрации Урицкого района Орловской области.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации Урицкого района Орловской области исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, не представлено.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено Администрации Урицкого района Орловской области с учетом характера совершенного им административного правонарушения, ее имущественного и финансового положения.
Таким образом, постановление №12 от 15.08.2023, принятое начальником отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косаревым Д.Е., о привлечении администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законными и обоснованными, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы администрации Урицкого района Орловской области не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Урицкому, Сосковскому, Шаблыкинскому районам УФССП России по Орловской области Косарева Д.Е. о привлечении администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу администрации Урицкого района Орловской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Н. Гнеушева