ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2023 года <адрес>
Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., с участием государственного обвинителя- старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО4, подсудимого ФИО2, защитника ФИО8, представившего удостоверение № и ордер№ в интересах подсудимого ФИО1, представителя ГУ Отделения Пенсионного фонда России по <адрес> ФИО5, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестанской АССР, имеющего 8 классов образования,женатого, без определенного рода занятий, судимости не имеющего, проживающего в <адрес> РД, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Согласно обвинительному заключению ФИО1совершил хищение денежных средств при получении компенсаций и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат при следующих обстоятельствах :
В конце декабре 2014 года, более точное время не установлено, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, продолжая реализацию своего умысла, направленного на хищение денежных средств, принадлежащих Пенсионному фонду Российской Федерации, решил незаконно получить ежемесячные компенсационные выплаты.
В соответствии с частью 1 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Реализуя свой преступный умысел, ФИО1, заведомо зная о том, что
в постоянном уходе он не нуждается, осознавая, что законно получить указанную компенсационную выплату он не может, действуя умышленно, из корыстных побуждений, осознавая фактический характер и значение совершаемых действий, с целью улучшения своего материального положения путем незаконного получения права на компенсационную выплату, принадлежащих Пенсионному фонду Российской Федерации, заведомо зная, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, при неустановленных обстоятельствах приобрел решение врачебной комиссии за №, датированное ДД.ММ.ГГГГ, выданное ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», дающее право на назначение компенсационных выплат, содержащее заведомо ложные и недостоверные сведения, согласно которому ФИО1 якобы нуждается в постоянном постороннем уходе, хотя фактическион в лечебные учреждения не обращался,указанными в решении заболеваниями не страдал, врачебную комиссию не проходил.
Далее, ФИО1, во исполнение своего преступного умысла, направленного на хищение денежных средств при получении ежемесячных компенсационных выплат, принадлежащих Пенсионному фонду Российской Федерации, действуя умышленно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> Республики Дагестан, представил неустановленным сотрудникам УОПФР по РД в <адрес> паспорт серии 82 10 № от ДД.ММ.ГГГГ, с недостоверной датой рождения – ДД.ММ.ГГГГ, то есть с завышением биологического возраста на 10 лет, решение врачебной комиссии ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» за №, датированное ДД.ММ.ГГГГ, содержащее заведомо ложные и недостоверные сведения, согласно которому ФИО1, якобы, нуждается в постоянном постороннем уходе, дающие основание для назначения ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе.
Далее, в неустановленное следствием время, в УОПФР по РД в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, неустановленными должностными лицами УОПФР по РД в <адрес>, на основании подготовленного пакета документов с заведомо ложными и недостоверными сведениями, в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», вынесено решение о назначении ФИО7, который якобы осуществлял постоянный уход за ФИО1, ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, которую фактически получал ФИО1 и распоряжался по своему усмотрению. Указанными действиями Пенсионному фонду Российской Федерации причинен имущественный ущерб на сумму 68 400 рублей.
То есть, ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ – мошенничество, то есть хищение денежных средств при получении компенсаций и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
В ходе судебного заседания защитник ФИО1 адвокат ФИО8 заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с тем, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности ФИО1 за вышеназванное преступление истекли.
ФИО1 в суде указанное ходатайство поддержал.
Выслушав стороны, суд считает, что ходатайство о прекращении уголовного дела подлежит удовлетворению по следующим основания.
Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 рублей получал ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести, следовательно срок давности уголовного преследования за его совершение составляет два года, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению при истечении сроков давности уголовного преследования.
Согласно ч. 3 ст. 24 УПК РФ, прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ, прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным, в том числе в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
ФИО1 и защитник ФИО8 ходатайствует о прекращении уголовного дела в части обвинения ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, соответственно уголовное дело подлежит прекращению.
Согласно ст. 254 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании, в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 3 - 6 части первой, в части второй статьи 24 и пунктах 3 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Потерпевшим ГУ- ОПФР по РД заявлен гражданский иск о взыскании с ФИО1 материального ущерба, причиненного преступлением в размере 68 400 рублей.
По смыслу ч. 2 ст. 306 УПК РФ, в случае прекращения уголовного дела по основаниям, указанным п. 2 - 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, гражданский иск подлежит оставлению без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из положений данной статьи, суд приходит к выводу, что при прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, следует оставить гражданский иск без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24, 254 УПК РФ,
п о с т а н о в и л :
Уголовное дело по обвинению ФИО2 по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ и уголовное преследование по указанному преступлению, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Гражданский иск ГУ- ОПФР по РД о взыскании с ФИО1. материального ущерба, причиненного преступлением в размере 68 400 руб., оставить без рассмотрения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 15 суток со дня его вынесения.
Председательствующий А.М.Ибрагимов.