Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-23/2021 от 24.02.2021

          25RS0028-01-2021-000041-81

     Дело № 12-23/2021

РЕШЕНИЕ

            п.Терней Тернейского района Приморского края                   18 марта 2021г.

            Судья Тернейского районного суда Приморского края, расположенного по адресу: 692150 п.Терней, Тернейского района, Приморского края, ул.Партизанская, д.69, Бенерович О.В., рассмотрев жалобу представителя закрытого акционерного общества «Лес Экспорт» ФИО1 на постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» от 17 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ о привлечении ЗАО «Лес Экспорт» к административной ответственности по ст.8.28 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» № 637-07/2020 от 17 декабря 2020 года ЗАО «Лес Экспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения,    предусмотренного ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель - представитель ЗАО «Лес Экспорт» Номоконова А.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что при привлечении юридического лица к административной ответственности допущены нарушения материальных и процессуальных норм права, и не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Между ЗАО «Лес Экспорт» и ООО «Арда» заключен договор подряда об оказании услуг на выполнение лесозаготовительных и лесовосстановительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение правил заготовки леса и другие нормативно-правовые акты. Договор аренды лесного участка, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ЗАО «Лес Экспорт», не содержит обязанности арендатора по охране арендованного лесного участка, в том числе от незаконных рубок. ЗАО «Лес Экспорт» самостоятельно лесозаготовительную деятельность на указанном лесном участке не вело, к выявленным незаконным рубкам отношения не имеет. По фактам незаконных рубок, СО МО МВД РФ «Дальнегорский» возбуждено уголовное дело.

Частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.

Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В почтовые и электронные адреса ЗАО «Лес Экспорт» и его представителя Номоконовой А.В., указанные в материалах дела, направлены судебные извещения о рассмотрении жалобы представителя ЗАО «Лес Экспорт» в судебном заседании, назначенном на 18 марта 2021 года. В связи с неполучением ЗАО «Лес Экспорт» судебного извещения, истечением срока его хранения оно было возвращено в суд. Почтовое отправление после неудачной попытки вручения представителю Номоконовой А.В. хранилось в отделении почтовой связи, и было возвращено в суд.

В судебное заседание ЗАО «Лес Экспорт», надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Представитель Номоконова А.В., будучи осведомленной о том, что в производстве Тернейского районного суда находится поданная ею жалоба на постановление должностного лица, при должной степени контроля, поступающей в её адрес корреспонденции, имела возможность своевременно получить направленное ей извещение, однако этого не сделала.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие заявителя.

Представитель КГКУ «Приморское лесничество» в судебное заседание не явился, направив в суд письменный отзыв на жалобу ЗАО «Лес Экспорт» в котором просили об оставлении постановления административного органа без изменения, жалобы юридического лица – без удовлетворения. Считая, что материалами дела об административном правонарушении полностью доказана вина ЗАО «Лес Экспорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.28 ч.1 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья находит постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» подлежащему оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Согласно статье 26 ЛК РФ на лиц, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность ежегодной подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации (заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов).

В силу пункта 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (действовавших до 31.12.2020), граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта). Запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки.

Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность, а также обязаны устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.

Незаконной признается рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").

Судом установлено, что ЗАО «Лес Экспорт» на основании договора аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012 года осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 90425 га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, лесные участки, в том числе в составе квартала 283 Малокемского участкового лесничества, переданы ЗАО «Лес Экспорт» для заготовки древесины.

В период с 16 июня 2020 года по 03 июля 2020 года на основании приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10.06.2020 № 730 «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» («ЛЕС ЭКСПОРТ»)» проведена выездная внеплановая проверка, о чем составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №1/2020 от 03.07.2020, из которого следует, что при проведении выездной внеплановой проверки в выделе 1,2,3 квартала 283 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества, должностными лицами – государственными лесными инспекторами министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и КГКУ «Приморское лесничество», являющимися членами комиссии, в присутствии представителей ЗАО «Лес Экспорт» было выявлено нарушение в виде незаконной рубки, а именно, незаконное устройство лесного склада. Объем незаконной рубки составил 1867,62 куб.м. из них по породам: лиственница – 1262,34 куб. м, береза белая – 247,12 куб.м., дуб – 33,03 куб.м., кедр – 0.16 куб.м., ель – 27,52 куб.м., пихта – 127,69 куб.м., ильм -1,1 куб.м., клен – 4,42 куб.м., липа 31,91 куб.м., осина – 132,36 куб.м.

Из указанного акта следует, что в Малокемском участковом лесничестве Тернейского филиала КГКУ «Примлес» на лесном участке, находящимся в аренде ЗАО «Лес Экспорт» по договору аренды участка лесного фонда № 18/29 от 29.02.2012г. в квартале 283, выдел 1,2,3 была обнаружена незаконная порубка деревьев на площади 21 га.

В Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края лесная декларация на заготовку древесины в квартале 283 выдел 1,2,3 Малокемского участкового лесничества арендатором участка лесного фонда ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» не предоставлена.

Размер ущерба, причиненный лесному фонду Российской Федерации вследствие незаконной рубки, составил 15 770 567 рублей.

Выявленная незаконная рубка в квартале 283, выдел 1,2,3 Малокемского участкового лесничества является нарушением договора аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012 (в редакции соглашения от 6 сентября 2019 г. о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 29 февраля 2012 года № 18/29), которым на арендатора возложены обязанности: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и настоящим договором; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подавать лесную декларацию.

Постановлением № 5637-07/ 2020 от 17 декабря 2020г. заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена ст.8.28 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», изложены в постановлении должностного лица административного органа о назначении административного наказания.

Фактические обстоятельства дела, вина ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 57 от 20.10.2020 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №1/2020 от 03.07.2020; сводной ведомостью перечета пней от 28.06.2020 года; ведомостями перечета пней № 61, № 60 от 28.06.2020г. и № 55, № 54, № 56 от 27.06.2020г.; ведомостями перевода диаметра пней и определения объема срубленной древесины по породам деревьев; расчетом ущерба в квартале 283 Малокемского участкового лесничества; договором аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012 года; планом-схемой местоположения незаконной порубки.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые были оценены заместителем директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Принятые административным органом во внимание доказательства сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).

В силу ст.26.7 ч.1 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Оснований не доверять сведениям, указанным в документах, приложенных к материалам дела, не имеется.

Рассматривая представленные материалы дела об административном правонарушении, административный орган признал доказанным факт совершения правонарушения, поскольку событие и состав правонарушения документально подтверждены представленными материалами административного дела.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В представленных материалах дела нет доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований правил заготовки древесины в силу каких-либо чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований лесного законодательства. Обязанности по подаче лесной декларации и по осуществлению разработки лесов в соответствии с лесной декларацией возложены Лесным кодексом РФ и Правилами заготовки древесины, на лицо, которому лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, таким образом ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» обязано было обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при разработке предоставленной лесосеки и должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий в результате своих действий, однако не приняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего лесного законодательства.

Доводы жалобы о том, что ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" необоснованно привлечено к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, так как заготовку древесины осуществляло другое лицо по договору подряда, не могут быть признаны состоятельными.

В силу пункта 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ.

Согласно договора аренды от 29.02.2012 №18/29 ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" (в редакции соглашения от 06 сентября 2019 г.) является арендатором лесного участка, следовательно, обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке.

Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом РФ. ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ", как арендатор лесного участка, было обязано обеспечить соблюдение требований действующего лесного законодательства в отношении объектов лесного фонда, находящегося в его пользовании, тогда как именно несоблюдение данной обязанности, в силу положений ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, явилось основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности поч.1 ст. 8.28 КоАП РФ.

Заключение договора подряда не освобождает ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.

Доказательств того, что арендатором лесного участка предприняты все возможные меры по соблюдению своих договорных обязательств, материалы дела об административном правонарушении не содержат.

По доводу жалобы о том, что по фактам незаконных рубок следственным отделом МО МВД России «Дальнегорский» возбуждено уголовное дело, по которому проводится предварительное расследование, необходимо отметить следующее.

В материалах дела имеется письмо старшего следователя СО МО МВД России «Дальнегорский» Тищенко Д.А. от 13.09.2020 г. № 19/3820 о том, что в производстве следственного отдела МО МВД России «Дальнегорский» находится уголовное дело № 12001050058000078, возбужденное по факту незаконной рубки в квартале 283 выдел 1,2,3 Малокемского участкового лесничества Тернейского филиала КГКУ «Примлес» в Тернейском районе Приморского края.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Между тем в соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Лес Экспорт» на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

Действия ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Срок давности привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности начинает течь со дня обнаружения правонарушения, поскольку данное правонарушение является длящимся.

Из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения, либо обнаружения административного правонарушения.

Учитывая, что правонарушение выявлено 27.06.2020 и является длящимся, то с указанного времени исчисляется годичный срок давности привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности.

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», рассмотрено должностным лицом КГКУ «Приморское лесничество» всесторонне, полно и объективно.

Административное наказание назначено ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» с учетом характера совершенного административного правонарушения, всех обстоятельств, имеющих юридическое значение, в пределах, установленных санкцией статьи 8.28 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, назначение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к обществу указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Оснований для освобождения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» от административной ответственности, а также исключительных обстоятельств, которые бы послужили основанием для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ с учетом степени потенциальной общественной опасности совершенного деяния, характера нарушения, отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» № 637-07/2020 ░░ 17 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.28 ░.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

           ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

            ░░░░░                                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-23/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ"
Другие
Номоконова Анна Витальевна
Суд
Тернейский районный суд Приморского края
Судья
Бенерович Ольга Валериевна
Дело на сайте суда
terneysky--prm.sudrf.ru
26.02.2021Материалы переданы в производство судье
18.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее