Дело №2-183/2024 г.
УИД 27RS0022-01-2024-000196-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2024 года село Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.
при секретаре судебного заседания Сухар Н.А.
с участием прокурора
Ульчского района Хабаровского края Пронишева А.О.
представителя ответчика Марфан М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Семеновой Дарьи Паавловны к КГБУЗ Ульчская районная больница» о возложении обязанности выполнить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением в интересах Семеновой Дарьи Паавловны к КГБУЗ Ульчская районная больница о возложении обязанности выполнить определенные действия.
В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой Ульчского района по обращению гражданина проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения на территории Ульчского района, по результатам которого установлено следующее. На КГБУЗ «Ульчская районная больница» возложена обязанность обеспечить доступное бесплатное оказание первичной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной, на территории Ульчского района. Пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 5.1 Устава КГБУЗ «Ульчская районная больница» установлено, что предметом деятельности Учреждения является охрана здоровья граждан; Учреждение создано в целях оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья; осуществляет оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных и стационарных условиях, в условиях дневного стационара, в неотложной и плановой формах; Учреждение самостоятельно осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с законодательством. 02.08.2023 Семенова Д.П. в целях оказания медицинской помощи обратилась в КГБУЗ «Ульчская районная больница», по результатам чего последней выдано направление на консультацию к лор-врачу в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева. Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Ульчская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) данное направление к врачу-лору в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева выдано Семеновой Д.П. на условиях оплаты проезда в обе стороны авиатранспортом. ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше направлению Семенова Д.П. обратилась в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева к врачу-лору, в результате чего последней поставлен диагноз. Согласно информации КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева от ДД.ММ.ГГГГ оказанная Семеновой Д.П. медицинская помощь является первичной специализированной медико-санитарной помощью. КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева находится за пределами <адрес>), то есть вне зоны обслуживания Семеновой Д.П., определяемой по территориально-участковому принципу. Согласно кассовым чекам от ДД.ММ.ГГГГ (АО «Хабаровские авиалинии»), выданным Семеновой Д.П. стоимость перелета из <адрес> в <адрес> и из <адрес> в <адрес> соответственно составила в общем размере 9000 рублей: ДД.ММ.ГГГГ Семенова Д.П. обратилась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» с целью возмещения расходов на перелет к месту оказания медицинской помощи в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева. При этом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Семеновой Д.П. поступил ответ от КГБУЗ «Ульчская районная больница» о возврате документов об оплате перелета по причине того, что годовой лимит финансирования для компенсации расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации исчерпан. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес КГБУЗ «Ульчская районная больница» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. Необеспечение оказания доступной бесплатной первичной медицинской помощи, повлекло нарушение прав Семеновой Д.П. в сфере охраны здоровья, в том числе выразившееся в понесенных расходах, направленных на получение первичной медицинской помощи, оказание которой гарантируется на безвозмездной основе. На основании изложенного, просит взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница» в пользу Семеновой Д.П., 19.02.1995г.р. расходы на оплату перелета, затраченные в целях обеспечения оказания Семеновой Д.П. первичной медико-санитарной помощи в <адрес>, в размере 9000 рублей.
В судебном заседании прокурор Ульчского района Хабаровского края Пронишев А.О. исковые требования поддержал в полном объеме. Настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика КГБУЗ «Ульчская районная больница» Марфан М.Е. исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзыве, согласно которому, при решении вопроса об оплате проезда больным, направляемым в государственные краевые учреждения здравоохранения учреждение руководствуется приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.01.2015 №1 "О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" в котором говорится, что за счет средств краевого бюджета предусмотрено осуществление возмещения расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации по клиническим показаниям для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановом порядке. Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Положения Приказа № 1 не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации края. Семенова Д.П. обратилась к КГБУЗ «Ульчская районная больница» в целях оказания медицинской помощи. По результатам обследования пациенту выдано направление к лор - врачу в г. Хабаровск в КГБУЗ «Краевая клиническая больница №1» имени профессора С.И. Сергеева. ДД.ММ.ГГГГ от Семеновой Д.П.. поступило заявление с документами об оплате проезда в <адрес> в КГБУЗ «Краевая клиническая больница №» имени профессора С.И. Сергеева. Рассмотрев заявление КГБУЗ «Ульчская районная больница» возвратило документы заявителю без исполнения в связи с тем, что медицинская помощь являлась первичной специализированной медико-санитарной помощью и оказывалась не в условиях стационарного лечения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства здравоохранения Хабаровского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела судом извещен. Представили суду отзыв относительно заявленных требований, согласно которому ссылаются на положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(далее -Федеральный закон № 323-ФЗ), в частности на ч. 2 ст. 32, ст. 34, п.п. 6,7,9 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утв. Приказом минздрава России от 02.12.2014 №796н, п. 8 Порядка и условий предоставления медицинской помощи, включая, сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, являющегося Приложением № 2 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2023 № 595-пр в целях обеспечения доступности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в порядке, установленном министерством здравоохранения Хабаровского края, осуществляется направление больных с компенсацией расходов на оплату проезда в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края. Оплата проезда больным производится не чаще одного раза в течение календарного года, за исключением детей в возрасте до 1 года, беременных женщин, больных, страдающих хронической почечной недостаточностью, онкологическими заболеваниями, при нарушениях сердечного ритма с установленным электро кардиостимулятором, направляемых на лечение по основному заболеванию в соответствии с клиническими показаниями. Порядок компенсации расходов на оплату проезда в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края и за его пределами, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи утверждается нормативным правовым актом министерства здравоохранения Хабаровского края. Порядок направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края, и оплаты проезда больных и сопровождающих их лиц. утвержден приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.05.2015 № I (далее - Порядок от 30.01.2015 № 1). В соответствии с пунктом 1 Порядка от 30.01.2015 № 1 направление больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (далее - программа госгарантий) (за исключением направления на восстановительное лечение и реабилитацию), осуществляют краевые государственные учреждения здравоохранения, указанные в’ Перечне краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, осуществляющих направление больных и оплату проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках программы госгарантий и распределение средств краевого бюджета на осуществление расходов по оплате проезда больных и сопровождающих их лиц, утвержденном распоряжением министерством здравоохранения Хабаровского края, при невозможности ее оказания в направляющем краевом государственном учреждении здравоохранения (далее -направляющее учреждение здравоохранения), с осуществлением оплаты проезда больных и сопровождающих их лиц от места нахождения направляющего учреждения здравоохранения и обратно. Направляющее учреждение здравоохранения организует направление и оплату проезда больным, прикрепленным к нему на медицинское обслуживание, а также больным, прикрепленным к медицинским организациям неподведомственным министерству здравоохранения края, проживающим на территории обслуживания направляющего учреждения здравоохранения. Таким образом, Порядок от 30.01.2015 № 1 распространяется только на пациентов, направляемых на получение специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Нормы вышеуказанного Порядка не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи в краевых государственных учреждениях здравоохранения. 2. В соответствии с п. 1.2.1 ч. 1.2 Правил определения объема и условий предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Хабаровского края, на иные цели, утвержденным приказом министерства здравоохранения Хабаровского края ог 24.12.2020 № 8 целевые субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке министерству на соответствующий финансовый год и плановый период, в целях финансового обеспечения расходов учреждений, в том числе на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" государственной программы Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края". В целях получения субсидии учреждения представляют в министерство заявки на предоставление субсидий из краевого бюджета на иные цели в сроки, устанавливаемые распоряжением министерства об организации работы по подготовке проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также в процессе исполнения краевого бюджета в текущем финансовом году. На основании представленных заявок учреждениям выделяется вышеуказанная субсидия.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст.ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется
КГБУЗ «Ульчская районная больница, Семеновой Дарье Павловне выдано направление на консультацию в поликлинику и диагностичекий центр КГБУЗ ККБ № <адрес> (л.д. 13,16,17,22)
Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Ульчская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) данное направление к врачу-лору в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени профессора С.И. Сергеева выдано Семеновой Д.П. на условиях оплаты проезда в обе стороны авиатранспортом (л.д. 17).
На основании вышеуказанного направления, Семенова Д.П.. ДД.ММ.ГГГГ обращалась КГБУЗ ККБ № <адрес> имени профессора С.И. Сергеева на консультацию в подтверждение чего, представлено медицинское заключение врача. Пациентке Семеновой Д.П. оказана первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях (л.д. 14,18,19, 27).
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Ульчская районная больница» направлен ответ прокурору <адрес> на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому: Семенова Д.П. обращалась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» для получения направления на прохождение обследования в медицинских учреждениях <адрес>. Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр утвержден перечень медицинских организаций участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно которого на основании клинических показаний лечащими врачами Семенова Д.П. была направлена в КГБУЗ «Краевая клиническая больница №». ДД.ММ.ГГГГ от Семеновой Д.П. поступило заявление с документами об оплате проезда в <адрес> в КГБУЗ «Краевая клиническая больница №». Рассмотрев заявление КГБУЗ «Ульчская районная больница» возвратило документы без исполнения. Заявления возвращены без исполнения в связи с тем, что приказом министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории <адрес> в целях оказания специализированной, в том высокотехнологичной, медицинской помощи" (далее - Приказ № 1) счет средств краевого бюджета предусмотрено осуществление возмещения расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации по клиническим показаниям для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановом порядке. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и иных медицинских технологий. Положения Приказа № не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации края. Соответственно расходы на проезд в краевое медицинское учреждение не возмещены (л.д. 11,12,28-29).
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ульчского района Хабаровского края Пронишев А.О. внес представление и.о. главного врача КГБУЗ «Ульчская районная больница» Буториной Т.Г., согласно которому, требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства об основах охраны здоровья в данном лечебном учреждении, их причин условий, им способствующих, выразившиеся в том, что Семеновой Д.П. не возмещены расходы на проезд к месту проведения обследования в КГБУЗ «Краевая клиническая больница №» имени профессора С.И. Сергеева <адрес> (л.д. 30-33).
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее–Закон №323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Закона №323-ФЗ Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
Согласно ст. 10 Закона №323-ФЗ Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона №323-ФЗ Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона №323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 1,2,3 ст. 21 Закона №323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Частью 1 ст. 33 Закона №323-ФЗ определено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях (ч. 2).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.5).
Согласно ч. 1 ст. 80 Закона №323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
Постановлением Правительств РФ от 29.12.2022 №2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которой в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим, в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, субъекты Российской Федерации устанавливают коэффициенты дифференциации к подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом реальной потребности населения, обусловленной уровнем и структурой заболеваемости, особенностями половозрастного состава, в том числе численности населения в возрасте 65 лет и старше, плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, количества структурных подразделений,
На основании ч. 1 ст. 81 Закона №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022 №735-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно которой гражданам, проживающим на отдаленных территориях и в сельской местности, первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается выездными медицинскими бригадами по графику, устанавливаемому руководителем близлежащей медицинской организации, к которой прикреплены жители отдаленного (сельского) населенного пункта.
В соответствии с п. 4 Распоряжения министерства Здравоохранения Хабаровского края от 29.11.2014 №1398-р «Об организации выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению Хабаровского края» руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения, расположенных в муниципальных районах края указано: организовать оказание плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи прикрепленному населению муниципального района края в соответствии с установленным порядком. При формировании плановых заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи направлять предложения о потребности в объемах медицинской помощи в медицинские организации, обеспечивающие оказание выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов края в соответствии с территориальным прикреплением, согласно перечню. Срок - ежегодно до 1 июля текущего года. Обеспечить условия для работы специалистов мобильных медицинских бригад, прибывших для оказания плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципального района края. Обеспечить отбор, подготовку и направление пациентов для получения первичной специализированной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, к специалистам мобильной медицинской бригады иной медицинской организации в период ее пребывания в районе в соответствии с согласованным планом-графиком.
Согласно Перечню медицинских организаций, обеспечивающих оказание выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов Хабаровского края, утвержденному Распоряжением от 29.11.2017 №1398-пр, первичная специализированная медико-санитарная помощь взрослому и детскому населению в выездной форме на территории Ульчского района оказывается КГБУЗ Территориальный консультативно-диагностический центр» министерства здравоохранения Хабаровского края, первичная специализированная медико-санитарная помощь детскому населению – ООО «Афина» - детская поликлиника «Астрокид».
В силу п. 5 Положения об организации выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов Хабаровского края, утв. Распоряжением от 29.11.2014 №1398-р выездные формы ПСМСП осуществляются для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах, имеющих низкую транспортную доступность, необходимой, в том числе профилактической, медицинской помощью.
В случае отсутствия в краевых государственных учреждениях здравоохранения муниципальных районов края врачей-специалистов определенного профиля, отдельных видов лабораторных и инструментальных диагностических исследований руководитель данного учреждения направляет предложения о потребности в объемах медицинской помощи в медицинские организации, обеспечивающие оказание выездных форм ПСМСП населению муниципальных районов края (п. 6).
В случае возникновения внеплановой потребности населения района в оказании медицинской помощи определенного профиля, отдельных видов лабораторных и инструментальных диагностических исследований руководитель краевого государственного учреждения здравоохранения муниципального района края заключает договор с медицинской организацией, обеспечивающей оказание выездных форм ПСМСП по действующим тарифам в системе обязательного медицинского страхования Хабаровского края.
Ответственность за обеспечение населения муниципального района края плановой первичной специализированной медико-санитарной помощью в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края возлагается на руководителя краевого государственного учреждения здравоохранения муниципального района края (п. 12)
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено ст. 41 Конституции Российской Федерации. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема медицинской и лекарственной помощи.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании установлено, что согласно заключению врача Семеновой Д.П. рекомендована консультация ЛОР-врача ККБ №, МСКТ ППН, поскольку она нуждалась в необходимом обследовании врачом-отоларингологом, который в КГБУЗ "Ульчская районная больница" отсутствует, что подтверждено штатным расписанием Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ульчская районная больница» на ДД.ММ.ГГГГ, на основании чего Семеновой Д.П. выдано направление на консультацию в Поликлинику и Диагностичекий центр КГБУЗ ККБ № имени профессора С.И. Сергеева <адрес>. Данное медицинское учреждение находится за пределами <адрес>), то есть вне зоны обслуживания Семеновой Д.П., определяемой по территориально-участковому принципу.
Проезд Семеновой Д.П. к месту получения медицинской помощи является неотъемлемой частью оказываемой медицинской помощи, поскольку в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения Семеновой Д.П. необходимого обследования и получения лечения по месту жительства. Представленными документами подтверждены расходы истца в размере 9000,00р., а именно, билетами КГУП «Хабаровские авиалинии» по маршруту <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) и обратно <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.34). вследствие чего основания для оплаты проезда Семеновой Д.П. к месту проведения обследования и обратно имеются в силу прямого указания закона.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 333.36.Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены полностью, основания для освобождения ответчика КГБУЗ «Ульчская районная больница» от уплаты государственной пошлины отсутствуют, то с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Семеновой Дарьи Павловны к КГБУЗ Ульчская районная больница» о возложении обязанности выполнить определенные действия, удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница в пользу Семеновой Дарьи Павловны расходы на оплату перелета, затраченные в целях обеспечения оказания Семеновой Д.П. первичной медико-санитарной помощи в <адрес>, в размере 9000 (девяти тысяч) рублей 00 копеек.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница» в бюджет Ульчского муниципального района Хабаровского края сумму государственной пошлины 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: А.В. Дрюпин