РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1013/2019 по административному исковому заявлению Батаевой О.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Батаева О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, площадью 191 448,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 647 743 рубля.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости. Завышенная кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога.
В обоснование заявления административный истец ссылается на Отчет об оценке от 26.02.2019 года № №, подготовленный ООО «РЕГИОН», которым по состоянию на 01.01.2013 года определена рыночная стоимость земельного участка в размере 3 647 743 рубля.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке. Просит требования удовлетворить, восстановив ей срок для подачи административного иска в суд.
Представитель административного истца по доверенности от 28.01.2019 года № № Росткова Л.А. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по вышеуказанным основаниям.
Представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области по доверенности от 18.12.2018 года № № Наместникова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворении заявленных требований.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации с.п.Бариновка муниципального района Нефтегорский самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал, что в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости объекта недвижимого имущества возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения по административному делу, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель сельского поселения Бариновка муниципального района Нефтегорский Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, площадью 191 448,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Батаевой О.А. на основании договора купли-продажи, заключенного в г.Самара от 15.10.2013 года № №, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 23.06.2014 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2013 года и составляет 70 140 803 рубля 76 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 15.01.2019 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельного участка от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик земельного участка, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
К данному заявлению административный истец представил отчет об оценке ООО «РЕГИОН» от 26.02.2019 года № №.
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, итоговая величина его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года составляет 3 647 734 рубля.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.
Из заключения эксперта АНО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы» от 07.06.2019 года № № следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года составляет 12 121 806 рублей.
Допрошенная в судебном заседании эксперт АНО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы» ФИО1 подтвердила выводы своего заключения и пояснила, что в целях проведения судебной экспертизы она подбирала объекты-аналоги, содержащиеся в других отчетах об оценке АНО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы», хранящиеся в архиве общества, скрин-шоты не прикладывала к заключению, считая, что в этом нет необходимости. Объявления из доступных открытых информационных источниках не использовала.
Согласно заключению специалиста ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» от 28.06.2019 года № №, заключение эксперта АНО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы» по административному делу № 3а-1013/2019 не соответствует формальным требованиям действующего законодательства РФ и принципам научной обоснованности. Заключение содержит ошибки. Замечания являются существенными и ставят под сомнение полученные им результаты исследования.
Их указанного заключения следует, что в экспертном заключении не приведена исчерпывающая информация об объектах-аналогах, использованных в расчете. Эксперт не привел в заключении скриншоты на источники использованных данных. Проверить их достоверность ввиду отсутствия копий, невозможно, соответственно результаты расчетов нельзя признать обоснованными. Экспертом использованы объекты-аналоги, часть которых нельзя было использовать, поскольку не допускается использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, чем нарушен п.19 ФСО № 1. категория земельного участка объекта экспертизы «земли населенных пунктов». Однако в рамках сравнительного подхода эксперт для расчета рыночной стоимости использует земельные участки с категорией «земли сельхозназначения». Эксперт не обосновывает свой выбор объектов-аналогов земельные участки, категория которых не сопоставима с объектом экспертизы.
По ходатайству представителя административного истца по делу проведена повторная судебная экспертиза по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно заключению ООО «Аспект», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года составляет 3 828 960 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд учитывает, что определенная в экспертном заключении ООО «Аспект» итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение ООО «Аспект» содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса, обоснование выбора используемых подходов к оценке, объекты-аналоги, наиболее сопоставимые с объектом оценки, произведено обоснованное согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения ООО «Аспект» у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, противоречий не содержат, сомнений в правильности не вызывают, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности повторной экспертизы и определенной ею величины рыночной стоимости спорного земельного участка, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов повторной судебной экспертизы не заявлено.
Суд не принимает во внимание заключение судебной экспертизы АНО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы» от 07.06.2019 года № №, поскольку в экспертном заключении не приведена исчерпывающая информация об объектах-аналогах, использованных в расчете. Эксперт не привел в заключении скриншоты на источники использованных данных, что не позволяет проверить их достоверность. В заключении эксперта использованы объекты-аналоги, часть которых нельзя было использовать, поскольку не допускается использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, чем нарушен п.19 ФСО № 1. В рамках сравнительного подхода эксперт для расчета рыночной стоимости необоснованно использует земельные участки с категорией «земли сельхозназначения». Указанные обстоятельства повлияли на выводы судебной экспертизы.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с отчетом об оценке ООО «РЕГИОН» не имеется, поскольку заключение по итогам повторной судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным.
При таких обстоятельствах, повторное заключение эксперта ООО «Аспект» признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, с достоверностью подтверждающим величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении частично требований административного истца, в соответствии с результатами повторной судебной экспертизы.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является – 22.03.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Батаевой О.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, площадью 191 448,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 828 960 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Дата подачи административного иска в суд 22 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 октября 2019 года.
Председательствующий М.А.Панкова