УИД № 66RS0015-01-2022-002194-92 Гражданское дело № 2-89/2024
Мотивированное решение составлено 07.03.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Душкиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *Номер* по исковому заявлению Грачевой О. А. к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа об изменении условий договора купли-продажи недвижимого имущества,
Установил:
Истец Грачева О.А. обратилась в Асбестовский городской суд с иском к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа об изменении условий договора купли-продажи недвижимого имущества, указав, что с 01.05.2006 истец являлась арендатором муниципальных нежилых помещений, общей площадью 105 кв.м., расположенных в подвале девятиэтажного жилого дома по адресу: *Адрес*, номера на поэтажном плане 4,5,17. Помещения под номерами 4 и 5 были обособленными, а помещение №17 представляло собой часть вспомогательного помещения – коридора между обособленными помещениями всего подвала. 10.02.2011 между истцом и Асбестовским городским округом был заключен договор *Номер* купли-продажи нежилых помещений, в соответствии с которым истец приобрел в собственность нежилые помещения №*Номер*,5,25,26 на поэтажном плане, общей площадью 107,9 кв.м. Помещение *Номер* ранее обозначалось на поэтажном плане под *Номер*, а помещение *Номер* было образовано истцом в виде входной группы из ранее существовавшего загрузочного люка. Истец оплатил стоимость выкупаемых помещений.
По мнению истца, при заключении договора купли-продажи от 10.02.2011 ответчиком допущены нарушения, так как истцу передано помещение под *Номер*, которое носит вспомогательный характер по отношению к помещениям, переданным истцу (№№4 и 5), и к помещениям, оставшимся в собственности ответчика. Вспомогательное помещение, обслуживающее более одного помещения, не может находится в единоличной собственности, и должно иметь статус общего имущества. Это является существенным нарушением договора. Указанные обстоятельства не позволяют считать вспомогательные помещения №*Номер* и 26 полноценными помещениями.
Спорные помещения входили в состав помещений, переданных в хозяйственное ведение МУП «Аптека №183», распоряжением Главы Асбестовского городского округа они изъяты из хозяйственного ведения в казну Асбестовского городского округа.
С учетом уточнения исковых требований истец просит:
Изменить с даты заключения договора условия договора купли продажи *Номер* от 10 февраля 2011 года в части предмета договора, изложив пункт 1.1 договора в следующей редакции: «Продавец продает, а Покупатель приобретает в собственность на условиях, изложенных в настоящем договоре, нежилые помещения *Номер*,5,14,15,25,26 площадью 130 кв.м., расположенные в подвале жилого дома по адресу: Свердловская область, *Адрес*, инвентарные (или условные) номера объектов 2454/01/0074/5-00 и 2453/01/0073/5-00 согласно кадастровым паспортам помещения, выданным филиалом «Асбестовское бюро технической инвентаризации регистрации недвижимости» СОГУП «Областной центр недвижимости». Изменение условий о предмете договора произвести с соответствующим перерасчетом покупной цены, которую истец обязуется оплатить в течение 6 мес. с момента вступления решения в законную силу.
Истец Грачева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, доверила представлять свои интересы Муриной Е.Н.
Представитель истца Мурина Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в письменном дополнении к исковому заявлению.
Представитель ответчика отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа Линич Л.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась просила в их удовлетворении отказать, указала, что законных оснований для изменения условий договора купли-продажи от 10.02.2011 не имеется, так как нежилые помещения, о включении которых в условия договора ходатайствует истец, не были переданы истцу по договору аренды имущества. Поддержала заявление о пропуске срока исковой давности.
Представитель третьего лица администрации Асбестовского городского округа Ударцева О.А. в судебном заседании указала, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, подтвердила доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «ОАЗИС-СИТИ» Чернобокова Н.И. в судебном заседании исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, поскольку в отношении спорных помещений №14 и 15 договор аренды с истцом не заключался, в связи с чем они и не были включены впоследствии в договор купли-продажи. Кроме того, указанные помещения необходимы истцу для подключения в них коммуникаций, что связано с общедомовым имуществом и возможной реконструкцией помещений, для чего требуется иной способ защиты. Кроме того, считает, что срок исковой давности по требованию, заявленному истцом, пропущен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «УК Асбест» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменного мнения по иску не предоставили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 454 ГК РФ договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В пункте 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данных кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данными кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Главы Асбестовского городского округа *Номер*-РГ от 07.06.2008 из хозяйственного ведения МУП «Аптека №183» Асбестовского городского округа изъяты нежилые помещения – подвал, расположенные по адресу: *Адрес*, общей площадью 417,6 кв.м, в казну Асбестовского городского округа (л.д.20,21).
15.12.2009 между Асбестовским городским округом и индивидуальным предпринимателем Грачевой О.А. заключен договор аренды №99, в соответствии с п.1.1. которого Арендодатель (Асбестовский городской округ) предоставляет, а Арендатор (Грачева О.А.) принимает в пользование муиципальные нежилые помещения (общей площадью 105,0 кв.м.), расположенные в подвале девятиэтажного жилого дома по адресу: *Адрес*, согласно плана (Приложение №3).
Из плана следует, что истцу по договору аренды переданы 3 нежилые помещения №4,5,17.
Из предоставленных представителем истца Грачевой О.А. документов следует, что 21.12.2009 Грачева О.А. обратилась в администрацию Асбестовского городского округа с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений.
В связи с этим были разработаны и утверждены условия приватизации нежилых помещений *Номер*,5,25,26, расположенных в подвале жилого дома по адресу: *Адрес*.
Распоряжением Главы Асбестовского городского округа *Номер*-РГ от 09.02.2011 утверждены условия приватизации нежилых помещений *Номер*,5,25,26, расположенных в подвале жилого дома по адресу: *Адрес*. Разрешено отчуждение в порядке реализации преимущественного права арендатором – ИП Грачевой О.А. указанных нежилых помещений.
10.02.2011 между Асбестовским городским округом и индивидуальным предпринимателем Грачевой О.А. заключен договор купли продажи *Номер* нежилых помещений (далее – договор купли-продажи), в соответствии с п.1.1. которого Продавец (Асбестовский городской округ) продает, а Покупатель (Грачева О.А.) приобретает в собственность на условиях, изложенных в настоящем договоре, нежилые помещения №4,5,25,26, площадью 107.9 кв.м., расположенные в подвале жилого дома по адресу: *Адрес*, инвентарный (или условный номер) номер объекта 2454/01/0074/5-00, согласно кадастровому паспорту помещения от 29.06.2010 АГ *Номер*, выданному Филиалом «Асбестовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости».
В соответствии с п.1.2 договора купли-продажи отчуждаемый объект принадлежит Асбестовскому городскому округу на праве собственности.
Разделом 2 договора купли-продажи предусмотрено, что стоимость объекта составляет 558 475 рублей.
Согласно п.6.2. договора купли-продажи Покупатель обязан обеспечивать беспрепятственный доступ на Объект работникам (специалистам) ремонтно-строительных организаций, жилищных и эксплуатационных органов и служб для осмотра и выполнения ими работ, связанных с ремонтом и технической эксплуатацией инженерных коммуникаций (или строительных конструкций), расположенных на Объекте и предназначенных для их совместного использования иными собственниками здания (строения, сооружения), в состав которого входит объект.
Договор считается заключенным со дня подписания его сторонами и действует до даты полного исполнения Продавцом и Покупателем взаимных обязательств по настоящему договору (раздел 9).
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (пункт 10.1) (л.д.13-16)
Обязательства истца по оплате стоимости объекта выполнены, что не оспаривалось стороной ответчика.
На кадастровом паспорте помещения от 29.06.2010 АГ *Номер* указаны нежилые помещения, составляющие предмет договора купли-продажи - №4,5,25,26. При этом помещение *Номер* и часть помещения *Номер*, о включении в предмет договора которых ходатайствует истец, являются смежными с помещением *Номер*. Из помещения *Номер* имеется вход в помещение *Номер*, которое в свою очередь является смежным с двумя другими помещения, расположенными в подвале дома (л.д.18-19).
Помещения №№4 и 5 на кадастровом паспорте соответствуют помещениям №4 и 5 на плане (Приложение №3) к договору аренды; помещение *Номер* на кадастровом паспорте соответствует помещению *Номер* по договору аренды (с незначительным изменением площади).
21.03.2011 произведена государственная регистрация права собственности истца Грачевой О.А. на нежилое помещение площадью 107.9 кв.м., номера на поэтажном плане 4,5,25,26 по плану подвала по адресу: *Адрес* (л.д.17).
Указанные помещения находятся в собственности истца и в настоящее время (л.д.38-39).
23.09.2020 истец Грачева О.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.31-32).
19.07.2023 истец Грачева О.А. обратилась в администрацию Асбестовского городского округа с досудебной претензией, в которой просила внести изменения в договор купли-продажи, включить помещения №14 и 15 по плану подвала (л.д.25).
10.08.2023 Главой Асбестовского городского округа в ответ на претензию дан ответ, в соответствии с которым договор купли-продажи заключен на нежилые помещения №4,5,25,26, площадью 107,9 кв.м., в соответствии с договором аренды. Нежилые помещения №14, 15 площадью 22,2 кв.м. находятся в казне Асбествского городского округа, и являются техническими помещениями, по договору аренды не передавались.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменного отзыва администрации Асбестовского городского округа, спорные нежилые помещения №14 и 15 находятся в казне Асбестовского городского округа. Представитель ответчика в суде подтвердила, что указанные помещения на учете не стоят, фактически находятся в казне Асбестовского городского округа.
Требования Грачевой О.А. об изменении договора купли-продажи основаны на положениях ст.450 ГК РФ в связи с существенным нарушением договора стороной Продавца, то есть Асбестовским городским округом в лице отдела по управлению муниципальным имуществом Асбестовского городского округа, что выразилось в включении в договор купли-продажи помещения, являющегося вспомогательным по отношению к помещениям, оставшимся в муниципальной собственности.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности. В обоснование заявления представителем ответчика указано, что истец мог и должен был узнать о площади объекта и включенных в договор купли-продажи помещениях в момент заключения этого договора, то есть в 2011 году. Представители третьих лиц администрации Асбестовского городского округа и ООО «Оазис-Сити» также поддержали указанное заявление о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с требованием ст.ст.195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абз.2 п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности).
Как установлено в судебном заседании, договор купли-продажи подписан истцом 10.02.2011. В соответствии со ст. 432 ГК РФ указанный договор считается заключенным, так как между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе, по предмету договора. Так, предмет договора индивидуально определен: указаны, какие нежилые помещения включены в договор, их площадь, расположение согласно кадастровому паспорту. Помещения фактически переданы истцу, произведена государственная регистрация права собственности Грачевой О.А. на эти помещения. Договор сторонами исполнен. В связи с этим суд соглашается с мнением стороны ответчика о том, что истцу при заключении договора купли-продажи было известно о том, какие нежилые помещения являются его предметом, в том числе, тот факт, что помещение №25 является смежным с помещениями №14 и 15.
В связи с этим, суд полагает, что срок исковой давности по требованию об изменении договора подлежит исчислению с 10.02.2011. Таким образом, трехгодичный срок исковой давности по заявленным истцом требованиям истек 10.02.2014.
Как следует из материалов дела исковое заявление Грачевой О.А. направлено истцом в суд почтой России 06.09.2023 (л.д. 30).
Таким образом, на момент обращения истца с исковым заявлением об изменении договора срок исковой давности истек.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока истцом заявлено не было, доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропущенного срока, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы представителя истца о том, что со дня заключения договора купли-продажи изменилась конфигурация помещения №14, доступ в которое появился из помещений другого собственника, о чем истцу стало известно в ходе осмотра 10-11 января 2024 года, правового значения для определения начала исчисления срока исковой давности не имеют. При этом суд принимает во внимание доводы представителя истца о том, что истец после заключения договора купли-продажи фактически пользовалась помещениями №14 и 15, что также подтверждается досудебной претензией (л.д.25). В связи с чем, истцу достоверно были известны технические характеристики спорных помещений.
Поскольку истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Грачевой О. А. к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа об изменении условий договора купли-продажи недвижимого имущества отказать.
При этом суд принимает во внимание, что и без учета указанного обстоятельства основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Так, договор купли-продажи заключен в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с тем, что спорные нежилые помещения №14 и 15 не были включены в договор аренды №99 от 15.12.2009, заключенный между Асбестовским городским округом и индивидуальным предпринимателем Грачевой О.А., в связи с этим они и не являются предметом договора купли-продажи. Правовых оснований для внесения изменений в договор купли-продажи и включения в него указанных нежилых помещений №14 и 15 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Грачевой О. А. к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа об изменении условий договора купли-продажи недвижимого имущества, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов