Дело № 2-1623/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.11.2023 г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № «Теремок» <адрес>, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо Администрация Сальского района Ростовской области об обязании реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № «Теремок» <адрес>, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо Администрация Сальского района Ростовской области об обязании реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, мотивировал свое обращение тем, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокуратуры области от 09.08.2021 № «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения МБДОУ № «Теремок» <адрес> законодательства в сфере охраны труда.
В нарушение требований ст. 212, 218 ТК РФ п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № « Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормальных правовых актов, содержащихся государственные нормативные требования охраны труда» п. 3 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 №н, работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятие по управлению профессиональными рисками, а именно: не оценил уровни профессиональных рисков, не обеспечил снижение уровней профессиональных рисков.
В связи с выявленными нарушениями Сальской городской прокуратурой 12.04.2023 в адрес МБДОУ № «Теремок» <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из ответа МБДОУ № «Теремок» <адрес>, выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2023 года не запланированы.
С учетом того, что требование об охране труда обязательны к исполнению в течении всего периода деятельности организации, круг лиц чьи права могут быть нарушены бездействием руководства Управления образования Сальского района и МБДОУ № «Теремок» <адрес> определить не представляется возможным.
Учредителем и собственником имущества МБДОУ № «Теремок» <адрес> является муниципальное образование «Сальский район». Функции учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Управление образование Сальский район.
Управление образование является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а так же средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.
Из вышеизложенного следует, что на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.
Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение требований трудового законодательства является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
На основании изложенного Сальский городской прокурор просит обязать МБДОУ № «Теремок» <адрес>, Управление образования Сальского района реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МБДОУ № «Теремок» <адрес> в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дело в их отсутствие (л.д.59), не возражает против удовлетворения требований, просит отсрочить исполнение решения до максимально возможного срока, в материалы дела приобщены письменные возражения (л.д. 61-63).
Представитель Управления образования Сальского района в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом, в материалы дела приобщены возражения согласно которых просит предоставить отсрочку для устранения нарушений, связанных с реализацией мероприятий по управлению профессиональными рисками до 01.07.2025 года (л.д.16-18).
Представитель третьего лица Администрации Сальского района в зал судебного заседания не явился, в материалы дела приобщены возражения о не согласии с предъявленными требованиями ( л.д. 46-49).
Суд считает возможным по имеющимся материалам дела, разрешить спор по существу в отсутствии не явившихся сторон с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ в Трудовой Кодекс РФ введена глава 35 «Управление охраной труда», объединяющая нормы, регулирующие отношения по созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ) на уровне работодателя. Указанные нормы направлены на осуществление перехода к риск-ориентированному управлению, предполагающему максимальную персонализацию политики в области охраны труда, учет всех рисков, которые возникают на конкретном рабочем месте, обеспечение охраны труда в отношении каждого работника. Применение концепции рамочного участия государства в построении системы охраны труда у конкретного работодателя предполагает увеличение самостоятельности работодателей в принятии управленческих решений и вовлечение работников в управление охраной труда.
Одним из основных элементов системы управления охраной труда (СУОТ) является управление профессиональными рисками.
Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ).
Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзац 4, 7 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац 4 части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца 14 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проинформировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Статья 218 ТК РФ устанавливает, что профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Методы, с помощью которых работодатель будет оценивать уровни профессиональных рисков, законодательно не регламентируются. Как сказано в п. 22 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №н, эти методы каждой организации предстоит определить самостоятельно - с учетом характера своей деятельности и выявленных опасностей.
В целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда у работодателя, Приказом Минтруда России от 28.12.2021 № утверждены Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.
Указанные Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в Российской Федерации и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
В Рекомендациях приведены методы оценки профессионального риска, сгруппированные по следующим основаниям: методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микробизнеса; наиболее распространенные методы оценки профессиональных рисков; методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем; методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов; иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков.
Выбор конкретных методов оценки уровней профессиональных рисков осуществляется работодателем самостоятельно исходя из их приемлемости и пригодности (п. 9 Рекомендаций). Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности (п. 4 Рекомендаций).
Для дошкольных и общеобразовательных учреждений существуют отдельные методические рекомендации, утвержденные Постановлением Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25.12.2020 №
Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года №н, Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными Рострудом 21 марта 2019 года №, а также Примерными положениями о системе управления по охране труда в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, утвержденными постановлением Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 года №.
Основная обязанность работодателя - обеспечение безопасности работников при осуществлении образовательного процесса, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Большое количество несчастных случаев происходит по различным причинам, начиная от отсутствия элементарного обучения по охране труда, несоблюдения требований безопасности и охраны труда на рабочем месте до неудовлетворительного состояния здания или используемого оборудования.
Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Судом установлено и как следует из материалов дела, Сальской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокуратуры области от 09.08.2021 № «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения МБДОУ № «Теремок» <адрес> законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой установлено, в нарушение требований ст. 212, 218 ТК РФ п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № « Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормальных правовых актов, содержащихся государственные нормативные требования охраны труда» п. 3 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 № н, работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятие по управлению профессиональными рисками, а именно: не оценил уровни профессиональных рисков, не обеспечил снижение уровней профессиональных рисков.
В связи с выявленными нарушениями Сальской городской прокуратурой 12.04.2023 в адрес МБДОУ № «Теремок» <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из ответа МБДОУ № «Теремок» <адрес>, выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2023 года не запланированы.
С учетом того, что требование об охране труда обязательны к исполнению в течении всего периода деятельности организации, круг лиц чьи права могут быть нарушены бездействием Управления образования Сальского района и МБДОУ № «Теремок» <адрес> определить не представляется возможным.
Согласно раздела 1 Устава МБДОУ № «Теремок» <адрес>, является муниципальным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБДОУ № «Теремок» <адрес> является муниципальное образование «Сальский район». Функции учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Управление образование Сальский район.
Управление образование является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а так же средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.
Из вышеизложенного следует, что на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.
Отсутствие денежных средств в бюджете для устранения нарушений не освобождает Управление образования Сальского района Ростовской области и МБДОУ № «Теремок» <адрес>, от обязанности исполнения требований законодательства по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца нашли полное и объективное подтверждение, неисполнение Управлением образования Сальского района, и МБДОУ № «Теремок» <адрес>, законодательства в сфере охраны труда, ответчиком доказательств обратного не представлено, в связи с чем, исковые требования, подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу об обязании МБДОУ № «Теремок» <адрес>, Управление образования Сальского района реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Сальским городским прокурором срок для исполнения ответчиков указанной обязанности заявлен три месяца с момента вступления в законную силу решения. Однако, исходя из характера требований и объема необходимых для осуществления работ, суд считает, что заявленный истцами срок является недостаточным, и реализуя требования положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым установить ответчикам срок для реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками до 01.09.2024 г. с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать МБДОУ № «Теремок» <адрес>, Управление образования Сальского района реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков в срок до 01.09.2024 г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.
Председательствующий - подпись