Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-662/2023 от 19.07.2023

Дело № 7-662/2023

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 02 августа 2023 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев жалобу защитника ГУП «Леноблводоканал» Оськиной Е.С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30 ноября 2022 года № , представление от 30 ноября 2022 года № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30 ноября 2022 года № ГУП «Леноблводоканал» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Также государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении ГУП «Леноблводоканал» вынесено представление от 30 ноября 2022 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № .

Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 июня 2023 года указанное постановление изменено, размер назначенного ГУП «Леноблводоканал» штрафа снижен до 50000 рублей, а представление оставлено без изменений.

В жалобе защитника ГУП «Водоканал Ленинградской области» Оськиной Е.С. содержится просьба об отмене актов по делу и прекращении производства по делу.

ГУП «Леноблводоканал» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просило, представителя не направило, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Пунктом 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее - Требования № 811), установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в период НМУ на объектах I, II и III категории определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктами 2 и 5 Требований № 811, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются и реализуются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Пунктом 6 Требований № 811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации: инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчет рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273.

Согласно пункту 19 Требований № 811, мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки установлено, что ГУП «Леноблводоканал» не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для источников негативного воздействия на окружающую среду, отнесенных к II, III-й категориям, для следующих объектов:

П (II-категория) - канализационные очистные сооружения города Лодейное Поле (расположенные по адресу: <адрес>), согласно данным реестра НВОС выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет - 10,093987500000 т/год;

П (III-категория) - водозаборные очистные сооружения города Лодейное Поле (расположенные по адресу: <адрес>), согласно данным реестра НВОС выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет - 27,499891120000 т/год;

П (III-категория) - водозаборные очистные сооружения поселка Рассвет (расположенные по адресу: <адрес>), согласно данным реестра НВОС выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет - 0,000060400000 т/год.

Правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ в 11:15 по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13.    

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В ходе проверки установлено, что ГУП «Леноблводоканал» не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на производственных площадках в Лодейнопольском районе.

Правонарушение совершено 20.04.2022 в 11:15 по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13.

Также в ходе надзорных мероприятий установлено, что в нарушение указанных требований закона ГУП «Леноблводоканал» при осуществлении деятельности, связанной с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не представлена отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2021 год в установленные законодательством сроки.

Правонарушение совершено 25.01.2022 в 00:01 по адресу Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13.

Помимо этого, согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков представления отчета об организации об организации и о результатах осуществления ПЭК установлены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74).

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 октября 2018 г. №522. Срок представления отчета до 25 марта года, следующего за отчетным.

Однако в нарушении указанных требований закона ГУП «Леноблводоканал» не разработана программа производственного экологического контроля (ПЭК) для объектов II, III категорий, расположенных в границах Лодейнопольского район, а также не представлены документы, подтверждающие представление отчетов ПЭК за 2021 год в установленные законом сроки (для объектов II, III категорий, расположенных в границах Лодейнопольского района).

Правонарушение совершено 26.03.2022 в 00:01 по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления и представления должностного лица, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения ГУП «Леноблводоканал» административного правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.

Представленных доказательств было достаточно для верного вывода судьи о виновности ГУП «Леноблводоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что при вынесении заместителем Лодейнопольского городского прокурора постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ГУП «Леноблводоканал» не присутствовал законный представитель организации, в связи с чем было нарушено право на защиту, подлежат отклонению, поскольку при вынесении постановления 09.06.2022 участвовала ФИО1, которая в рамках полномочий, предоставленных ей доверенностью от 08.02.2022 , была вправе представлять интересы ГУП «Леноблводоканал» во всех органах государственной власти, участвовать в рассмотрении дела в качестве защитника, пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ. Таким образом, право ГУП «Леноблводоканал» на защиту не было нарушено.

Все доводы жалобы заявителя направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, были предметом проверки суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, оснований не соглашаться с которой не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, совершенное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды, в связи с чем не может быть признано малозначительным.

Оснований для снижения размера штрафа не имеется.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу не установлено. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30 ноября 2022 года № , представление № от 30 ноября 2022 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ГУП «Леноблводоканал» Оськиной Е.С. - без удовлетворения.

Судья А.С. Смирнов

(Судья М.В. Прокопьева)

7-662/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Лодейнопольская городская прокуратура
Ответчики
ГУП "Леноблводоканал"
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--lo.sudrf.ru
19.07.2023Материалы переданы в производство судье
02.08.2023Судебное заседание
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее