Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 1 марта 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.,
с участием представителя истца Цороева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цурова М. Т. к администрации <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным односторонний отказ от договора,
установил:
Цуров М.Т. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации <адрес> Республики Ингушетия, выразившиеся в одностороннем расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с территорией ГОВД <адрес>; признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия, выразившиеся в аннулировании государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с территорией ГОВД <адрес>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия восстановить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с территорией ГОВД <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что между администрацией <адрес> и им заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м. по С. Чахкиева, рядом с территорией ГОВД <адрес>. Земельный участок предоставлен арендатору для строительства стоянки, хранения задержанных транспортных средств. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступила претензия, из которой следует, что в соответствии с п. 3.3 Договора арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев, а также в случае использования земельного участка не по назначению либо неиспользования по назначению более трех месяцев. На указанную претензию ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> направлен ответ с приложением необходимых документов. Администрация <адрес> ответила письмом, что в связи с его обращением по вопросу выдачи разрешения для организации стоянки задержанного транспорта на арендуемом земельном участке, она не рассматривает вопрос выдачи ему вышеуказанного разрешения, так как ведется работа по подготовке апелляционной жалобы в суд высшей инстанции для расторжения договора аренды и изъятия у него земельного участка. Также, администрация <адрес> указала, что не направлены платежные документы, подтверждающие оплату за аренду земельного участка арендатором за 2022 год, земельный участок не используется по назначению. В связи с вышеизложенным администрация <адрес> уведомила его о том, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п.2 ст.450.1 ГК РФ и п. 3.3.1 договора считается расторгнутым с момента получения им уведомления. На основании данного уведомления Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии без его мнения и согласия, без законных на то оснований, произвело аннулирование государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что одностороннее расторжение договора и аннулирование его регистрации является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель истца Цороев И.В. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения представителя истца Цороева И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьёй 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает возможность передачи гражданам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Размер арендной платы в таком случае определяется договором аренды.
В соответствии со статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
На основании п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
По правилам статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Согласно статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поручения Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения реализации Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в <адрес>» главам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия поручено создать и ввести в эксплуатацию по согласованию с УГИБДД МВД по <адрес> на территории соответствующих муниципальных образований специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств. Срок исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Цурова М.Т. от ДД.ММ.ГГГГ комиссией Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам принято решение (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), которым администрации <адрес> поручено выделить земельный участок площадью 0,25 га для строительства стоянки и хранения задержанных автотранспортных средств и парковки служебного автотранспорта отдела МВД РФ по <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> Республики Ингушетия «О выделении земельного участка площадью 25 га для организации специализированной стоянки хранения задержанных транспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев заявление Цурова М.Т. и во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Ингушетия, согласно протоколу земельной комиссии администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседании земельной комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам, постановлено выделить Цурову М.Т. земельный участок площадью 0,25 га в арендное пользование из земель населенного пункта Центрального административного округа <адрес> для организации специализированной стоянки хранения задержанных транспортных средств (согласно прилагаемой схеме). Отделу архитектуры и градостроительства администрации <адрес> совместно с администрацией Центрального административного округа <адрес> отвести земельный участок в натуре. Цурову М.Т. обратиться в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета земельного участка.
Между администрацией <адрес> и Цуровым М.Т. заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м по С. Чахкиева, рядом с территорией ГОВД <адрес>. Земельный участок предоставлен арендатору для строительства стоянки, хранения задержанных транспортных средств.
В соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и с его целевым назначением на указанном земельном участке построена штрафная автостоянка для хранения задержанных транспортных средств.
ДД.ММ.ГГГГ между Цуровым М.Т. и администрацией <адрес> заключено дополнительное соглашение № «О предоставлении отсрочки уплаты арендных платежей», по условиям которого, в связи с тем, что на сегодняшний день нет установленных тарифов и утвержденного прейскуранта цен на оказание услуг по содержанию арестованных транспортных средств, и на основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договорились о новых условиях уплаты арендных платежей с отсрочкой платежа, а именно:
1.1. Арендатор вносит арендную плату с отсрочкой платежа до определения стоимости услуг по содержанию арестованного транспорта.
1.2. Арендатор может в любое время перечислить всю оставшуюся Часть арендных платежей или внести денежные суммы в счет последующих периодов оплаты на счет Арендодателя.
2. На отсроченные до выполнения Арендатором своих обязанностей суммы проценты, штрафы и пени не начисляются.
3. В остальном условия Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № остаются неизменными.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия издан приказ № «Об утверждении тарифов на хранение и перемещение задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия».
Согласно представленным квитанциям Цуровым М.Т. были произведены оплаты арендной платы.
Между тем, администрация <адрес> направила в адрес Цурова М.Т. претензию, из которой следует, что в соответствии с п. 3.3 договора арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев, а также в случае использования земельного участка не по назначению либо неиспользования по назначению более трех месяцев. Также указано, что до ДД.ММ.ГГГГ Цурову М.Т. необходимо представить в администрацию <адрес> документы, подтверждающие проведение необходимых работ, а также оплату аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Цуровым М.Т. в адрес администрации <адрес> направлен ответ с приложением необходимых документов.
Согласно статьи 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств в <адрес>» специализированные стоянки должны отвечать следующим требованиям:
1) возможность размещения не менее 100 транспортных средств категории "В" на специализированных стоянках, расположенных в городских округах, и не менее 50 транспортных средств категорий "В" на специализированных стоянках, расположенных в муниципальных районах Республики Ингушетия; Российской Федерации об административных правонарушениях, а также транспортных средств, помещенных специализированную стоянку после дорожно-транспортных происшествий;
2) нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях, а также транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку после ДТП;
3) наличие специализированного транспортного средства, предназначенного для погрузки, разгрузки и перевозки транспортных средств;
4) наличие контрольно-пропускного пункта и ограждений, обеспечивающих ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;
5) круглосуточная охрана территории специализированной стоянки;
6) наличие освещения территории специализированной стоянки в ночное время;
7) наличие возможности погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специализированных транспортных средств для перемещения задержанного транспортного средства;
8) наличие на территории специализированной стоянки помещения для осуществления расчетов с владельцами задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку;
9) наличие противопожарного инвентаря;
10) наличие вывески с указанием наименования специализированной организации, уполномоченной на оказание услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату, ее юридического адреса.
Из части 5 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ следует, что перемещение задержанного транспортного средства по территории специализированной стоянки допускается только при помощи специализированных транспортных средств, обеспечивающих буксировку путем частичной или полной погрузки или на жесткой сцепке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ, охрана помещенных на стоянку транспортных средств осуществляется сотрудниками специализированной стоянки в порядке, определяемом специализированной организацией.
Статья 6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ устанавливает, что взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел со специализированной организацией осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Из статьи 7 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ следует порядок определения специализированной организации:
1. Определение специализированной организации, имеющей право заключить договор об оказании на территории городского округа, муниципального района Республики Ингушетия услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату, производится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.
2. Конкурс на право заключения договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, объявляется и проводится отдельно на территории городского округа, муниципального района Республики Ингушетия.
3. С победителем конкурса уполномоченный орган заключает договор, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Реестр специализированных организаций с указанием адресов их расположения и контактных телефонов размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ Правительство Республики Ингушетия своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 7 утвердило Порядок проведения конкурса по отбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия (далее - Порядок).
Из пункта 2 Порядка следует, что конкурс по отбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата транспортных средств объявляется и проводится отдельно на территории городского округа, муниципального района Республики Ингушетия.
Согласно пункту 3 Порядка, организатором конкурса является орган местного самоуправления городского округа, муниципального района Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, организатор конкурса создает конкурсную комиссию (далее - комиссия), утверждает положение и ее состав, назначает председателя конкурсной комиссии и утверждает конкурсную документацию, включающую:
1) форму заявки на участие в конкурсе;
2) форму договора с победителем конкурса;
3) форму справки о специализированной стоянке (спецстоянках) и специализированных транспортных средствах, при помощи которых осуществляется перемещение задержанных автотранспортных средств на специализированную стоянку (далее - эвакуатор), представляемых для участия в конкурсе;
4) форму описи документов, представляемых для участия в конкурсе;
5) форму акта прием а-передачи задержанного транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку;
6) форму акта передачи транспортного средства на специализированную стоянку;
7) форму акта возврата, помещенного на специализированную стоянку
транспортного средства;
8) форму журнала учета задержанных транспортных средств;
9) форму отчета организации, осуществляющей деятельность по перемещению, транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств.
Согласно пункту 5 Порядка, в состав комиссии, кроме представителей организатора конкурса, по согласованию включаются представители Министерства внутренних дел по <адрес>. В состав комиссии могут по согласованию включаться представители исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В пункте 20 Порядка перечислены требования, которым должны отвечать специализированные стоянки.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия» Министерство промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия определено уполномоченным органом по определению тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия. Администрациям муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республики Ингушетия рекомендовано совместно с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по <адрес> организовать на подведомственных территориях специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств.
В соответствии с приказом Министерства промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ 96 «Об утверждении тарифов на хранение и перемещение задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия» установлены тарифы на хранение и перемещение задержанных транспортных средств.
Таким образом, все необходимые требования предусмотренные статьей 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств в <адрес>» и Порядком проведения конкурса по отбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 7 в целях использования земельного участка, выделенного администрацией <адрес> в арендное пользование по договору аренды земельного участка №, с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м, по <адрес> рядом с территорией ГОВД <адрес> по его целевому назначению Цуровым М.Т. выполнены в полном объеме.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковое заявление администрации <адрес> к Цурову М.Т. о расторжении договора аренды земельного участка удовлетворено в полном объеме. В частности, решено: расторгнуть договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией <адрес> и Цуровым М.Т. на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м. по <адрес> рядом с территорией ГОВД <адрес>; взыскать с Цурова М.Т. в пользу администрации <адрес> задолженность по арендной плате в сумме 492 993 рублей 7 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отменено, в удовлетворении искового заявления администрации <адрес> к Цурову М.Т. о расторжении договора аренды земельного участка отказано.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Цуровым М.Т. в адрес администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение с изложением вышеперечисленных обстоятельств, а также с заявлением создать конкурсную комиссию по проведению отбора специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения, задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств; утвердить Положение о вышеуказанной конкурсной комиссии; утвердить проект договора об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках; провести конкурс по отбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения, задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила ответ, в котором указывается, что администрация не рассматривает вопрос выдачи Цурову М.Т. вышеуказанного разрешения, так как ведется работа по подготовке апелляционной жалобы в суд высшей инстанции для расторжения договора аренды и изъятия у меня земельного участка.
Действия администрации <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований предусмотренных КоАП РФ, Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ, Постановлением Правительства Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Республики Ингушетия N 7 от ДД.ММ.ГГГГ, привели к тому, что у Цурова М.Т. отсутствует возможность в целевом использований земельного участка, поскольку не проведен конкурс по отбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения, задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств.
В связи с отсутствием указанного права, МВД по Республики Ингушетия не может заключить договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами ответственными за хранение транспортных средств специализированной стоянке и их выдачу.
Специализированные стоянки должны отвечать требованиям предусмотренным статьей 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещение и хранения задержанных транспортных средств в <адрес>» и пунктов 20, 21 Порядка проведения конкурса по отбору Специализированных организаций, имеющих право на осуществление перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврата задержанных транспортных средств на территории Республики Ингушетия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 7.
Требования предусмотренные вышеуказанными законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Ингушетия выполнены истцом в полном объеме.
Вместе с тем, администрацией <адрес> направлено в адрес Цурова М.Т. уведомление о расторжении договора аренды, из которого следует, что в соответствии с п. 3.3.1 договора арендодатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в том числе, если арендатор нарушит, в частности, пп. 3.1.1 и 3.2.2 договора; в администрацию <адрес> не направлены платежные документы, подтверждающие оплату за аренду земельного участка арендатором за 2022 год, кроме того, земельный участок не используется по назначению.
На основании данного уведомления Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии произвело аннулирование государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии п. 2.1. и п. 2.2 вышеуказанного договора размер арендной платы составляет 65732,5 рублей, а сумма ежеквартальных платежей составляет 16433,12 рублей, арендная плата за земельный участок вноситься арендатором равными частями не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с вышеуказанными сроками, изложенными в договоре аренды, Цуровым М.Т. ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата арендных платежей за 1-ый квартал 2023 года, а также произведена-оплата авансовым платежом за 2-ой квартал 2023 года.
Кроме того, оплаты арендных платежей за 2021-2022 гг. произведены ДД.ММ.ГГГГ, копии платежных документов за указанный период были направлены в адрес ответчика письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 3.3.1. договора арендодатель имеет право расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке при невнесении арендатором арендной платы более чем за 6 месяцев, а также в случаи использования земельного участка не по назначению либо несоблюдения других условий договора.
Как выше указано, земельный участок используется по своему целевому назначению, арендная плата вносится в установленные договором сроки, нарушений каких-либо условий договора аренды не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, в совокупности с приведенными нормативными положениями, принимая во внимание надлежащее исполнение истцом своих обязательств, в рамках заключенного договора, наличие вступившего в законную силу решения суда, которым ранее требования администрации о расторжении договора аренды оставлены без удовлетворения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для одностороннего расторжения договора, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании незаконными действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия, выразившихся в аннулировании государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № суд находит подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества; с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества; в случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам либо помещения или машино-места в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Соответственно, с заявлением о прекращении аренды также может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Учитывая вышеуказанные положения, такая запись может быть погашена на основании заявления одной из сторон договора аренды недвижимости, представленного в орган регистрации прав. При этом, учитывая положения части 4 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению также должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, то есть подтверждающие фактическое прекращение арендных отношений (таким документом может, например, являться документ (акт), подтверждающий передачу (возврат) арендованного имущества арендодателю (статья 622 ГК) либо, например, уведомление о расторжении договора аренды недвижимости, направленное арендатором арендодателю в срок, установленный законом или договором для предупреждения о прекращении договора аренды недвижимости).
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия действовало в рамках возложенных на него законом обязанностей, каких-либо нарушений требований действующего законодательства при аннулировании государственной регистрации договора в ходе рассмотрения дела не установлено.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Цурова М. Т. к администрации <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным односторонний отказ от договора удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации <адрес> Республики Ингушетия, выразившиеся в одностороннем расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с территорией ГОВД <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия восстановить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 06:05:0100001:916 из земель Центрального административного округа <адрес>, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с территорией ГОВД <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ