Дело № 2-91/2022
22RS0032-01-2022-000040-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горняк 28 февраля 2022 года
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,
при секретаре Родичевой И.В.,
с участием помощника прокурора Локтевского района Баранова И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловые системы» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Локтевского района Алтайского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к ООО «Тепловые системы» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, чтопрокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве установлены существенные нарушения закона в деятельности сотрудников ООО «Тепловые системы» при проведении отопительного сезона 2021-2022 г.г.
Указывают, что в соответствии с п.п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
На территории г. Горняка теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения потребителям, является ООО «Тепловые системы». Для выработки тепловой энергии котельных ООО «Тепловые системы» используется твердое топливо (уголь).
Согласно положениям п.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурногографика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Требования об обеспечении запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами, своевременном обеспечении нормативных запасов топлива установлены пп.4.1.1., 11.9 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии установлен приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 (далее - Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
На основании п.19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
В соответствии с п.20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки и для твердого топлива составляет 7 суток при доставке автомобильным транспортом и 14 - железнодорожным.
Согласно положениям п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ твердого топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток (по твердому топливу - 45 суток) и для ООО «Тепловые системы» размер НЭЗТ твердого топлива составляет 5741 тонны.
По состоянию на 10.10.2021 у ООО «Тепловые системы» имелся запас угля в количестве 5610 тонн.
На 30.12.2021 у ООО «Тепловые системы» имелся уголь в количестве 1210 тонн, которых хватит на 10 дней, что не позволяет обеспечить бесперебойное предоставление услуг теплоснабжения в течение установленного п.21 Порядка срока.
06.12.2021 в ООО «Тепловые системы» внесено представление в связи с выявлением нарушений требований законодательства о создании норматива запаса топлива руководством ООО «Тепловые системы», однакоООО «Тепловые системы» не предприняло достаточных мер для формирования нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Вышеуказанные нарушения законодательства могут привести к нарушению прав потребителей на своевременное и качественное оказание услуги теплоснабжения в отопительный сезон 2021-2022 гг., что является недопустимым.
Согласно статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие ООО «Тепловые системы» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Обязать ООО «Тепловые системы» сформировать нормативный эксплуатационный запас топлива. Обратить настоящее решение в соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Локтевского района Алтайского края Баранов И.Д. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ООО «Тепловые системы» Карабанова Н.В., возражала относительно заявленных исковых требований, суду пояснила, что в связи с перебоями поставки угля и Республики Казахстан были сокращены запасы топлива на указанный прокурором отопительный период, но это не отразилось на качестве отопления населения. Между тем сообщила, что им известно, что необходимо сформировать нормативно эксплуатационный запаса топлива, однако это не представляется возможным из материальных соображений и отсутствия условия для хранения необходимого эксплуатационного запаса топлива.
Представитель ответчика - директор ООО «Тепловые системы» Виличко А.А., в судебном заседании не признавал исковые требовании, поддержал позицию представителя Карабановой Н.В., при этом сообщил, что на дату рассмотрения дела в ООО «Тепловые системы» отсутствует нормативно эксплуатационный запаса топлива.
Представитель третьего лица - администрации Локтевского района Алтайского края не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, в представленной информации указали, что в связи с осуществлением контроля за ООО «Тепловые системы» было установлено на начало отопительного сезона 2021-2022 наличие нормативного 45 дневного запаса угля в количестве 6,5 тысяч тон.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.
В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Закона о теплоснабжении, пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.
В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, п. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.
Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения ООО «Тепловые системы» законодательства о теплоснабжении выявлено, что на территории города Горняка Локтевского района теплоснабжающей организацией является ООО «Тепловые системы», основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), в том числе обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.
В соответствии с Уставом ООО «Тепловые системы», обеспечивает работоспособность котельных, обеспечивает работоспособность тепловых сетей, оказывает коммунальные услуги, производство и поставка тепловой энергии юридическим и физическим лицам, в том числе осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей.
27 ноября 2018 года между муниципальным образованием Локтевский район Алтайского края, ООО «Тепловые системы» и субъекта Российской Федерации - Алтайский край, в лице временно исполняющего обязанности Губернатора Алтайского края Томенко В.П. заключено концессионное соглашение на создание, реконструкцию, модернизацию и последующую эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, а именно объектов теплоснабжения, тепловых сетей, отдельных объектов таких систем, предназначенных для производства и передачи тепловой энергии и теплоносителя. В рамках указанного концессионного соглашения ответчику ООО «Тепловые системы» переданы в эксплуатацию котельные согласно приложению.
В эксплуатации ООО «Тепловые системы» согласно приложения к концессионному соглашению от 27.11.2018 находятся котельные N 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22 которые являются источниками теплоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, наличие и работоспособность которых подтвердил в судебном заседании представитель ООО «Тепловые системы».
Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения на территории города Горняка Локтевского района возложена на ООО «Тепловые системы».
ООО «Тепловые системы» является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии, работающих на твердом топливе угле.
Согласно порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377, экспертным заключением нормативных запасов топлива по котельным муниципального образования Локтевский район Алтайского края на 2019 год рассчитан нормативно эксплуатационный запаса топлива в объеме 5 741 тыс. тонн., действующий на отопительный сезон 2021-2022 года.
Проверкой установлено при эксплуатации и обслуживании котельных ООО «Тепловые системы» на 10.10.2021 имелся нормативно эксплуатационный запас твердого топлива в объеме 5610 тонн, что не отрицалось стороной ответчика, а должен составлять 5741 тонны угля.
06.12.2021 прокурором Локтевского района в адрес ООО «Тепловые системы» внесено представление в связи с выявлением нарушений требований законодательства о создании норматива запаса топлива руководством ООО «Тепловые системы».
По результатам рассмотрения представления ООО «Тепловые системы» 17.12.2021 сообщило, что на начало отопительного сезона 2021-2022 имелся запас угля в количестве 5064,5 тонны, но в последствии запасы сократились в связи с перебоями поставки угля из Республики Казахстан.
ОднакоООО «Тепловые системы» не предприняло достаточных мер для формирования нормативного эксплуатационного запаса топлива, так по представленной прокурору информации на 17.12.2021 объем угля составлял 412 тонн, на 28.12.2021 объем угля составлял 1010 тонн, на 30.12.2021 объем угля составлял 1210 тонн, что является недопустимым и недостаточным, запас топлива на 45 дней должен составлять 5741 тонны.
В процессе эксплуатации котельных в период отопительного сезона объем угля так и не достиг необходимого нормативно эксплуатационный запаса.
В судебном заседании представитель ООО «Тепловые системы» подтвердил, что на дату рассмотрения дела на предприятии отсутствует нормативно эксплуатационный запаса топлива в необходимом размере, при этом указал, что его отсутствие не отразилось на качестве отопления населения.
Между ООО «Тепловые системы» и ООО «Локтевская теплоснабжающая компания» 02.07.2021 заключен договор на поставку угля для ООО «Тепловые системы». По условиям договора оплата товара производится заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, из средств от приносящей доход деятельности, в порядке и в сроку, установленные договором. Аванс не предусмотрен. Оплата товара производится на основании подписанного Заказчиком документа о приемке в течении 6 месяцев с даты подписания документа. При этом оплата может производится частями (п.2.4).
Поставка товара осуществляется в течении 7 календарных дней на основании заявки заказчика, направляемой им в письменной форме, в форме электронного сообщения и/или посредствам телефонной связи, а адрес Поставщика (п.3.6).
Согласно информации ООО «Локтевская теплоснабжающая компания» от 16.02.2022, по условиям вышеуказанного договора, по состоянию на 14.02.2022 ООО «Тепловые системы» перед ООО «Локтевская теплоснабжающая компания» имеется задолженность по оплате в размере 11 454 924 рубля. Кроме того указано, что заявка от ООО «Тепловые системы» на количество 5741 тонны не поступала и складирование товара такого объема не предусмотрено договором.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что создание нормативных эксплуатационных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в количестве 5741тонны угля, а соответствующих доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Таким образом разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, о необходимости обеспечения ООО «Тепловые системы» нормативного эксплуатационного запаса на котельных в виде 45-суточного запаса угля, поскольку непринятие подобных мер может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Доводы стороны ответчика о том, что несмотря на отсутствие нормативного эксплуатационного запаса на котельных в виде 45-суточного запаса угля, не повлияло на качество оказанной услуги в период отопительного сезона, суд признает противоречащим критериям надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.
Исполнение теплоснабжающей организацией обязательств по теплоснабжению жителей города Горняка Локтевского района на момент принятия решения не является достаточным основанием для отказа в иске.
Доводы стороны ответчика об отсутствии возможности хранения нормативного эксплуатационного запаса топлива в нужном объеме, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку в силу своего правового положения, общество не ограничено в праве выбора способа обеспечения хранения необходимого объема топлива, посредством заключения, в порядке ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, договоров аренды необходимого объема топлива, об ответственном хранении запаса топлива требуемого объема, а также других договоров, направленных на качественное исполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению резервным топливом.
Таким образом, исходя из изложенного суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора Локтевского района, заявленные к ООО «Тепловые системы» по признанию незаконным бездействие ООО «Тепловые системы» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и обязать ООО «Тепловые системы» сформировать нормативный эксплуатационный запас топлива.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, мнения участников процесса, суд находит возможным установитьсрок для исполнения указанного решения суда в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловые системы» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Тепловые системы» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок».
Обязать ООО «Тепловые системы» сформировать нормативный эксплуатационного запаса топлива в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г.Марфутенко
Мотивированное решение изготовлено судом 05 марта 2022 года.