Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.,
при секретаре Бабкиной С.А.,
с участием представителя истца Крашковец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2024 (УИД38RS0003-01-2023-004893-40) по иску Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Базис» о возложении обязанности выполнить требования законодательства об охране атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Базис», в котором просит обязать его в срок до 01.06.2024 разработать в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые направить в соответствии с пунктом 19 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 « Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» на согласование в Службу государственного экологического надзора Иркутской области в отношении объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду, включенного в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: Производственная база (нижний склад),код ***, адрес местонахождения: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что <адрес> по результатам надзорных мероприятий за исполнением природоохранного законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Базис» ИНН 3804009908, ОГРН 1093804002907, установлены нарушения требований природоохранного законодательства, выразившиеся в несоблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Ресурслестранес» и ООО «Базис», последнему переданы во временное пользование временные здания и сооружения (вахтовый поселок и склад хранения готовой продукции), расположенные на земельном участке общей площадью *** га с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>), находящейся на ближайшем расстоянии от жилой застройки <адрес>. Право пользования лесным участком предоставлено ООО «Ресурслестранс» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ***, заключенному с агентством лесного хозяйства Иркутской области (государственная регистрация договора от ДД.ММ.ГГГГ, номер ***). Согласно п.1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ *** в состав основных построек и сооружений вахтового поселка включены: гараж; стоянка для автомобильного транспорта и трактовой техники; вагон-домики для временного проживания рабочего персонала; общежитие ***; общежитие ***; котельная; офис; мастерская; дизельная электростанция; участок для разделки древесины; склад готовой продукции (нижний склад). Вахтовый поселок, включающий в себя совокупность неразрывно связанных между собой объектов, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными ч. 1 ст.69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на Окружающую среду, включен в региональный реестр с кодом *** под обозначением «Производственная база (нижний склад)». Согласно сведениям программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду -публичного федерального и регионального реестров объектов негативного воздействия, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ООО «Базис», осуществляя деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на объекте ***, использует 22 источника выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе анализа соблюдения ООО «Базис» экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства установлено следующее. Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 Требований). Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 Требований). В соответствии с п. 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с п.п. 2, 6 Постановления Правительства Иркутской области от 15.04.2009 № 110-пп «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Иркутской области» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляют разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий обязаны незамедлительно начать проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований п.п. 1 и 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 1, 2 Требований, п.п. 2, 6 Постановления Правительства Иркутской области от 15.04.2009 № 110-пп ООО «Базис» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для объектов негативного воздействия не разработаны и не согласованы с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора. Факты нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха подтверждаются выводами, изложенными в представлении прокуратуры, внесенным 18.04.2023 в адрес генерального директора ООО «Базис», информациями, представленными в прокуратуру ООО «Базис» (исх. *** от ДД.ММ.ГГГГ, исх. *** от ДД.ММ.ГГГГ, в которых содержатся сведения о том, что до настоящего времени мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для объектов негативного воздействия не разработаны и не согласованы со Службой государственного экологического надзора Иркутской области.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Братского района Крашковец О.А. поддержала заявленные исковые требования. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик представитель ООО «Базис» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Третье лицо представитель ООО «РесурсЛесТранс» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Третье лицо представитель Службы государственного экологического надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по доводам иска.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 34 указанного Федерального закона закреплено, что при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно пункту 3 Требований при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 5 Требований определено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Закона об охране окружающей среды.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми, допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что ООО «Базис» является юридическим лицом, созданным 31.12.2009, занимающимся лесозаготовками.
В ходе проведенных Прокуратурой Братского района надзорных мероприятий за исполнением природоохранного законодательства в деятельности ООО «Базис» установлено, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ ***, заключенным между ООО «Ресурслестранес» и ООО «Базис», последнему переданы во временное пользование временные здания и сооружения (вахтовый поселок и склад хранения готовой продукции), расположенные на земельном участке общей площадью *** га с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>), находящейся на ближайшем расстоянии от жилой застройки <адрес>. Право пользования лесным участком предоставлено ООО «Ресурслестранс» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ***, заключенному с агентством лесного хозяйства Иркутской области (государственная регистрация договора от ДД.ММ.ГГГГ, номер ***). Согласно п.1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ *** в состав основных построек и сооружений вахтового поселка включены: гараж; стоянка для автомобильного транспорта и трактовой техники; вагон-домики для временного проживания рабочего персонала; общежитие ***; общежитие ***; котельная; офис; мастерская; дизельная электростанция; участок для разделки древесины; склад готовой продукции (нижний склад).
Вахтовый поселок, включающий в себя совокупность неразрывно связанных между собой объектов, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными ч. 1 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на Окружающую среду, включен в региональный реестр с кодом *** под обозначением «Производственная база (нижний склад)». Согласно сведениям программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - публичного федерального и регионального реестров объектов негативного воздействия, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ООО «Базис», осуществляя деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на объекте ***, использует 22 источника выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что в нарушение требований пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктов 1, 2 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 28.11.2019 № 811, п.п. 2, 6 Постановления Правительства Иркутской области от 15.04.2009 № 110-пп у ООО «Базис» отсутствует разработанный и согласованный с органом исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Выявленные нарушения отражены в справке о результатах надзора от 31.10.2023.
В связи с установленными в деятельности ООО «Базис» нарушениями требований, предусмотренных Федеральным Законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», 18.04.2023 в адрес генерального директора ООО «Базис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха в течение 30 дней.
Из ответов ООО «Базис», представленных в прокуратуру от 18.05.2023, от 17.10.2023 следует, что по производственной базе (нижний склад), код ОНВОС *** ведутся работы по актуализации сведений по объекту ОНВОС. Следовательно, до настоящего времени мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для объектов негативного воздействия не разработаны и не согласованы со Службой государственного экологического надзора Иркутской области, требования об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха до настоящего времени ООО «Базис» не устранены.
На основании изложенного выше суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора Братского района, направленных в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга, обязать ООО «Базис» в срок до 01.06.2024 разработать в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые направить в соответствии с пунктом 19 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 « Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» на согласование в Службу государственного экологического надзора Иркутской области в отношении объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду, включенного в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: Производственная база (нижний склад), код ***, адрес местонахождения: <адрес>.
С ООО «Базис» подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования города Братска в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Базис» ИНН 3804009908 ОГРН1093804002907, в срок до 01.06.2024, разработать в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые направить в соответствии с пунктом 19 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 « Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» на согласование в Службу государственного экологического надзора Иркутской области в отношении объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду, включенного в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: Производственная база (нижний склад), код ***, адрес местонахождения: <адрес>.
Взыскать с ООО «Базис» ИНН 3804009908 ОГРН1093804002907 госпошлину в бюджет муниципального образования города Братска в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.П. Синицына
Текст мотивированного решения изготовлен 05.02.2024 года
Судья: М.П.Синицына