№ 12-49/2023
РЕШЕНИЕ
г. Зеленогорск 11 сентября 2023 года
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Петухова М.В., при секретаре Клитенкович М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Искра» - Дражнюк Ю. Ю.ча на постановление начальника отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Искра» к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Искра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Основанием для назначения ООО «Искра» административного наказания по статье 9.11 КоАП РФ послужило выявленное в результате проведения плановой выездной проверки на основании решения Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №-рш в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики; оборудования и (или) устройств, применяемых при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики; зданий и сооружений объектов электроэнергетики (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий №), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необеспечение выполнения ООО «Искра», находящимся по адресу: Красноярский край, г. <адрес> <адрес>, являющимся действующим объектом электроэнергетики, обязательных требований действующего законодательства, выразившемся в нарушении требований пунктов 7, 8, 10, 23, 24, 25, 27, 38, 42 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811.
Не согласившись с принятым постановлением, защитник ООО «Искра» Дражнюк Ю.Ю. обратился с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении начальника отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что плановая проверка проведена в отсутствие основания для её проведения, - проверка не включена в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год. ООО «Искра» в нарушение ФЗ № 248-ФЗ не уведомлялось о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Допущены нарушения при составлении протокола по делу. Допущены нарушения в части состава проверяющей группы. Недопустимо указание в протоколе по делу нарушений, не отраженных в акте проверки. Рассмотрение дела по ст. 9.11 КоАП РФ неподведомственно Управлению Ростехнадзора. При рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены грубые нарушения права на защиту. При рассмотрении дела должностным лицом не были соблюдены требования ст. 29.7 КоАП РФ, были допущены многочисленные грубые нарушения процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, зафиксированные защитником посредством аудиозаписи, осуществляемой с начала и до конца рассмотрения. Аудиозаписью рассмотрения дела подтверждается, что должностным лицом не объявлялось кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению права и обязанности защитнику не разъяснялись, протокол по делу и иные доказательства не оглашались и не исследовались должностным лицом принято решение о назначении административного штрафа до начала рассмотрения дела, что прямо было указано должностным лицом (5:30 - 5:56), постановление по делу было изготовлено до начала рассмотрения дела, о чем прямо указало должностное лицо (40:23 - 40:38), должностным лицом предпринята попытка разъяснения прав после вынесения постановления по делу (49:40 - 50:20), уведомление ООО «Искра» о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ на которое ссылается должностное лицо в деле отсутствует, о чем прямо заявляет должностное лицо (19:30 - 20:33), план проведения проверки, подписанный и согласованный органами прокуратуры, отсутствует (11:40 - 12:40), постановление в нарушение ст. 29.11 КоАП РФ не оглашалось.
Должностное лицо, начальник отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, законный представитель ООО «Искра» и защитник общества Дражнюк Ю.Ю., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
В судебном заседании главный государственный инспектор Отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ФИО5 возражал против удовлетворения жалобы по указанным в письменном отзыве основаниям, просил оставить обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Выслушав главного государственного инспектора Отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе приложенную к жалобе аудиозапись рассмотрения дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, который является обязательным для органов, должностных лиц, судей, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило лицо или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В обоснование доводов о нарушении должностным лицом Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрения дела об административном правонарушении заявителем представлена аудиозапись, которая велась при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Право лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении зафиксировано частью 3 статьи 24.3 КоАП РФ. Представителями Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отзыве на жалобу заявителя и при рассмотрении жалобы в суде не оспаривали, что на приложенной к жалобе аудиозаписи зафиксировано рассмотрение должностным лицом начальником отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ настоящего дела об административном правонарушении. При таких обстоятельствах основания не принимать представленную аудиозапись во внимание отсутствуют.
При рассмотрении дела об административном правонарушении: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение; в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из исследованной аудиозаписи хода рассмотрения дела об административном правонарушении, в нарушение указанных требований закона должностным лицом не было объявлено кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, не проверялся факт надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, а также участнику процесса не были разъяснены права и обязанности, в том числе право отводов.
Также должностное лицо в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении пояснило, что решение о назначении административного штрафа уже принято, постановление по делу изготовлено до начала рассмотрения дела, чем были нарушены положения статьи 1.5 КоАП РФ, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Как следует из аудиозаписи хода рассмотрения дела об административном правонарушении, принятое постановление или его резолютивная часть объявлены не были.
С учетом изложенного следует признать, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и при вынесении постановления об административном правонарушении были допущены грубые процессуальные нарушения установленного порядка, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нарушения КоАП РФ являются самостоятельным и безусловным основанием к отмене, вследствие чего иные доводы жалобы по существу нарушения могут быть приведены при новом рассмотрении дела об административном правонарушении и подлежат проверке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, вынесенное постановление начальника отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ не истек, дело следует возвратить на новое рассмотрение в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномоченному должностному лицу.
При новом рассмотрении должностному лицу Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует учесть изложенное, рассмотреть дело в соответствии с требованиями КоАП РФ, обеспечив соблюдение процессуальных прав участников производства по настоящему делу, установить все имеющиеся доказательства в их совокупности, при необходимости истребовать иные доказательства, принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица - начальника отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Искра» к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ отменить, дело возвратить в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномоченному должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Петухова