Судья Манько А.В.
Дело № 72-912/2022
УИД 59RS0004-01-2022-003940-74
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 сентября 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Перми З. на решение судьи Ленинского района г. Перми от 24 августа 2022 г., постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 07 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Перми,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 07 июня 2022 г. № 590046/22/775767 администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского района г. Перми от 24 августа 2022 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ЗадорожнойМ.В., указанные постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник З. просит отменить решение судьи районного суда, постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения должным образом не описано, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение требования, содержащегося в исполнительном документе, обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, не отражены; время совершения административного правонарушения не устанавливалось, при описании события правонарушения не указано. Указанные нарушения допущены и при вынесении постановления. Кроме этого, ссылается на Закон Пермского края от 07 декабря 2020 г. № 582-ПК «О бюджете Пермского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в соответствии с которым на 2021 год муниципальному образованию город Пермь выделены субвенции в размере *** рублей на приобретение 139 жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот помещениями. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд». Указывает на предпринимаемые меры для исполнения решения суда.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица, защитник З., потерпевшая Н., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении **-АП, настоящее дело по жалобе, исполнительное производство **-ИП, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается ответственности, в том числе административной.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 01 апреля 2022 г. в отношении администрации г. Перми возбуждено исполнительное производство **-ИП на основании исполнительного документа - исполнительного листа выданного 16 февраля 2022 г. Ленинским районным судом г. Перми на основании вступившего в законную силу 15 сентября 2021 г. решения от 01 июня 2021 г. по делу № 2-2421/2021, которым на администрацию г. Перми возложена обязанность по предоставлению Н. на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28, жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 15 апреля 2022 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора ** и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 25 мая 2022 г. Указанное постановление получено администрацией г. Перми 15 апреля 2022 г.
Во вновь установленный срок до 25 мая 2022 г. требования исполнительного документа неимущественного характера должником не исполнены.
Неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном Ленинским районным судом г. Перми 16 февраля 2022 г. по делу № 2-2421/2021, требования в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для привлечения администрации г. Перми к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом, поступившим в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю 30 марта 2022 г., постановлением о возбуждении исполнительного производства от 01 апреля 2022 г., постановлением о взыскании исполнительского сбора от 15 апреля 2022 г., которым установлен срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 25 мая 2022г., другими собранными по делу доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или субъекта Российской Федерации.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает в случае неисполнения должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора. При этом существенными условиями для привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа является нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также отсутствие уважительных причин неисполнения. Административная ответственность по указанной норме не ставится в зависимость от характера неимущественных обязательств по исполнительному документу.
Исходя из существа правонарушения, днем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является день, следующий за днем, установленным судебным приставом для исполнения требований исполнительного документа.
Относительно доводов о том, что в протоколе об административном правонарушении вопреки требованиям статьи 28.2 КоАП РФ не установлено время совершения правонарушения, то данное правонарушение совершается в форме бездействия, выражается в неисполнении обязанности к сроку, в связи с чем не является существенным нарушением закона то обстоятельство, что в протоколе и постановлении не указано время совершения бездействия. В данном случае обязанность должна была быть исполнена до 25 мая 2022 г.
Изложенная в протоколе об административном правонарушении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние администрации г. Перми, признанное административным органом как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Событие в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы, с учетом факта вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и требования, содержащего срок его исполнения.
Постановление должностного лица вопреки доводам жалобы также содержит все необходимые сведения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как должник по исполнительному производству администрация г. Перми не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Указанные заявителем жалобы доводы не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения в установленный в требовании срок. В жалобе заявитель указывает лишь на общие меры, направленные на предоставление жилья детям-сиротам, но не приводит доводы, какие действия были предприняты администрацией г. Перми непосредственно в целях исполнения решения суда от 01 июня 2021 г., в том числе, в срок, установленный после взыскания с должника исполнительского сбора. В исполнительном производстве имеется сообщение Управления жилищных отношений администрации города Перми от 08 апреля 2022 г. о том, что на 2021 год выделены субвенции в размере *** рублей на приобретение 139 жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. По результатам рассмотрения размещенных 542 извещений о проведении аукционов в 2021 г. было заключено 56 контрактов на приобретение жилых помещений. В декабре 2021 года заключено 19 контрактов, срок исполнения – четвертый квартал 2022 года. В 2021 году детям-сиротам и лицам из их числа во исполнение решений судов предоставлена 31 квартира. В январе 2022 года выделены денежные средства в размере *** руб. На сегодняшний день состоялось 53 электронных аукциона на приобретение жилья. После приобретения жилого помещения в муниципальную собственность взыскателю будет предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями решения суда. Указанное не подтверждает принятие мер по исполнению судебного акта от 01 июня 2021 г., в том числе в пределах срока, указанного в требовании до 25 мая 2022 г.
Доводы настоящей жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела, оснований для которой судьей краевого суда не усматривается.
Административное наказание в данном случае назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ для юридических лиц, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Ленинского района г. Перми от 24 августа 2022 г., постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 07 июня 2022 г. № 590046/22/775767 оставить без изменения, жалобу защитника З. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)