Мировой судья Черкасова М. А. Дело № 11-270/2023
УИД50VS0046-01-2022-003125-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2023 года г/о Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тяпкиной Н. Н.
при секретаре судебного заседания Петрнко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело № 2-102/2023 по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Меркушевой С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, по апелляционной жалобе Меркушевой С.В. на решение мирового судьи судебного участка № 21 Воскресенского судебного района Московской области от 01 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратилось в суд с иском к Меркушевой С.В., в котором просило взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, отпущенной по адресу: Московская область, г/о Воскресенск, д. Ивановка, ул. Лесная, д. 22, л/с 050007155660, за период с 01.01.2019 по 31.08.2022 в сумме 24512 руб. 85 коп., пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в сумме 3 982 руб. 45 коп. (за период моратория с 06.04.2020 года по 31.12.2020 года пени не начислены), расходы по оплате государственной пошлины в размере 1054 руб. 86 коп., всего в сумме 29550 рублей 16 копеек.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с 01.01.2019г. осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) на свей территории своей деятельности, включающей: городские округа – Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов в соответствии с установленными нормами и по установленным тарифам. Истец оказывает услуги по обращению с ТКО для собственника жилого дома по адресу: <адрес>. Ответчик является собственником вышеуказанного жилого дома, соответственно является потребителем коммунальной услуги и обязан вносить коммунальные платежи. Однако платежи ответчиком производились не полностью и несвоевременно, вследствие чего за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года образовалась задолженность в размере 5400 рублей, за период с 01.01.2020 года по 31.08.2022 года – в размере 19112,85 рублей. Итоговая сумма основной задолженности составляет 24512,85 рублей. Общая сумма начисленных пени за период с 11.02.2019 года по 31.03.2022 год составляет 3982,45 рублей.
Мировым судьей судебного участка № 21 Воскресенского судебного района Московской области 01.03.2023 вынесено решение, согласно которому исковые требования ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» удовлетворены в полном объеме, с Меркушевой С.В. в пользу ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, отпущенной по адресу: <адрес>, л/с №, за период с 01.01.2019 по 31.08.2022 в сумме 24512 руб. 85 коп., пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в сумме 3 982 руб. 45 коп. (за период моратория с 06.04.2020 года по 31.12.2020 года пени не начислены), расходы по оплате государственной пошлины в размере 1054 руб. 86 коп., всего в сумме 29550 рублей 16 копеек
На данное решение ответчиком Меркушевой С.В. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на то, что Меркушева С.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. В период с 21.02.2018 года по 19.03.2021 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанная квартира находилась в её собственности, и до 26.08.2022 года она фактически в ней проживала, несла бремя расходов по оплат коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с ТКО. Кроме того, ответчик указывает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО по л/с 050007155660 между ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и Меркушевой С.В. не является заключенным, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, места (площадки) для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от жилого дома ответчика отсутствуют, истец не вправе требовать оплаты стоимости услуг, поскольку фактически данные услуги им не оказывались.
В судебное заседание ответчик Меркушева С.В. не явилась, заблаговременно извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, обеспечила явку своего представителя Потаповой О.В., которая настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель истца ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» Мокроусова А. А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив, что в д. Ивановка существует две контейнерной площадки на ул. Слободки и на пл. Радуга. Удаленность контейнерных площадок от жилого дома не может являться основанием для невнесения оплаты. Кроме того, оборудованием контейнерных площадок и определением мест под них занимается орган местного самоуправления, истец не может отвечать за действие третьих лиц. Доводы ответчика, что она не проживала в спорный период, считаю необоснованными, поскольку коммунальные услуги по обращению с ТКО на территории МО рассчитываются исходя из площади жилого дома и не проживание в спорные период никак не влияет на оплату. Согласно ЖК РФ неиспользование собственником жилого помещения не освобождает его от ответственности и оплаты за коммунальные услуги.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в рамках доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив все доказательства и обстоятельства по делу в их совокупности, суд считает, что оснований к отмене, либо изменению решения не имеется, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании положений ч. 5. ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 210 ГК РФ, ст. 153 ЖК РФ следует обязанность собственника нести бремя содержания жилого помещения, в том числе, путем оплаты коммунальных услуг.
В силу положений ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператор.
Статьей 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 17.07.2018 к соглашению от 28.04.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне Регионального оператора», заключенным между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», данному юридическому лицу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории своей деятельности, включающей: городские округа – Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов.
16.10.2018 ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора, включающей: городские округа Бронницы, Егорьевк, Жуковский Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы Воскресенский и Раменский Московской области) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из вышеизложенного между Меркушевой С.В. и региональным оператором ООО «ЭкоЛайн Воскресенск» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, так как региональным оператором выполнены все необходимые действия, предусмотренные законом.
Пунктом 148 (16) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление.
Таким образом, обязанность по заключению договора на обращение с ТКО лежит не на истце, а на самом ответчике и эта обязанность ответчиком не исполнена, в связи с чем подлежат отклонению доводы истца о том, договор на оказание услуг по обращению с ТКО по л/с 050007155660 между ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и Меркушевой С.В. не является заключенным.
ООО «ЭкоЛайн Воскресенск» надлежащим образом исполняло свои обязанности в период с 01.01.2019 по 31.08.2022 года: принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебной коллегией к материалам дела в качестве дополнительных доказательств приобщены: постановление Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 03.11.2022 № 5767 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории городского округа Воскресенск Московской области» с Генеральной схемой санитарной очистки территории городского округа Воскресенск Московской области, постановление Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 03.04.2023 № 1708 «О внесении изменения в Реестр существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Воскресенск Московской области, утвержденный постановлением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 23.11.2022 № 6114» с Реестром существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Воскресенск Московской области.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз Меркушевой С.В. и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что в нарушении ч. 1 и ч. 9 ст. 155 ЖК РФ ответчик не исполнил обязанность перед истцом по оплате оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом следует отметить, что действующее законодательство не возлагает на регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО. Факт неоплаты услуги ответчиком не оспаривался.
Учитывая, что задолженность в размере 24512,85 рублей ответчиком не погашена и размер задолженности судом первой инстанции проверен, подтвержден материалами дела, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Расчет задолженности произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленным Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», и нормативами накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, установленных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
Доводы стороны истца о том, что контейнер для сбора ТКО расположен далеко от нежилого объекта, принадлежащего ответчику, не являются основанием для освобождения от уплаты за коммунальные услуги на основании следующего.
В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 части 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, обязанность по организации контейнерных площадок для сбора ТКО, а, следовательно, и по размещению информации о местах сбора ТКО, лежит не на региональном операторе, а на органах местного самоуправления как на собственнике контейнерных площадок.
В материалы дела представлены постановление Администрации г/о Воскресенск Московской области от 03.11.2022 № 5767 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории г/о Воскресенск Московской области», постановление Администрации г/о Воскресенск Московской области от 03.04.2023 № 1708 «О внесении изменения в Реестр существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории г/о Воскресенск Московской области, утвержденный постановлением Администрации г/о Воскресенск Московской области 23.11.2022 № 6114, подтверждающие организацию контейнерных площадок для сбора ТКО.
Разрешая спор, мировой судья руководствовался подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами права и пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и неисполнении последним данной обязанности надлежащим образом.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Принимая решение, мировой судья полно выяснил обстоятельства дела и дал надлежащую оценку всем доказательствам, предоставленным сторонами в соответствии с положениями процессуального закона, а в решении привел убедительные доводы в обоснование своих выводов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов мирового судьи не опровергают и не порождают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела и их неправильной оценке.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 21 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 21 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.08.2023 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░