7п-150/7п-151
Р Е Ш Е Н И Е
14 апреля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобы Тутане Т.Г. на постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 17 марта 2022 года и на постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 23 марта 2022 года,
установил:
постановлением судьи Онежского городского суда Архангельской области от 17 марта 2022 года Тутане Т.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Постановлением судьи Онежского городского суда Архангельской области от 23 марта 2022 года Тутане Т.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобах Тутане Т.Г. просит вышеуказанные постановления отменить, считая их незаконными.
Тутане Т.Г. о времени и месте рассмотрения жалоб извещена надлежащим образом, что подтверждается расписками, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность по части 2 названной статьи.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 1 апреля 2020 года).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В целях реализации приведенных положений закона в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у на территории Архангельской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Данный указ принят в целях защиты населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Пунктом 4 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у предусмотрен запрет на период действия режима повышенной готовности проведения на территории Архангельской области досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведения таких мероприятий.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 5 марта 2022 года около 11 часов 00 минут Тутане Т.Г. напротив дома № 182 по проспекту Ленина в городе Онега Архангельской области провела публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования с использованием средства наглядной агитации в виде плаката следующего содержания: «*****».
Ранее, постановлением судьи Онежского городского суда Архангельской области от 8 октября 2021 года, вступившим в законную силу 26 октября 2021 года, Тутане Т.Г. была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не оспариваются и подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе протоколами об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции С., объяснениями Тутане Т.Г., фотографией.
Тутане Т.Г. в жалобах также не оспаривает, что 5 марта 2022 года около 11 часов 00 минут напротив дома № 182 по проспекту Ленина в городе Онега Архангельской области провела публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования с использованием средств наглядной агитации в виде плаката следующего содержания: «*****».
Своими публичными действиями Тутане Т.Г. дискредитировала использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации, поддержания международного мира и безопасности, которое осуществляется с согласия Совета Федерации РФ, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года № 35-СФ, путем проведения специальной военной операции по защите граждан ДНР и ЛНР, объявленной решением Президента РФ от 24 февраля 2022 года.
Таким образом, совершенные Тутане Т.Г. деяния послужили основанием для привлечения ее к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данных дел об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений.
Правильность выводов судьи городского суда о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Вопреки утверждению подателя жалобы, в рассматриваемый период (5 марта 2022 года – день совершения административного правонарушения) на территории Архангельской области положения пункта 4 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, предусматривающие запрет проведения на территории Архангельской области, в том числе публичных и иных подобных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведения таких мероприятий, действовали, поэтому проведение Тутане Т.Г. одиночного пикетирования, являющегося формой публичного мероприятия в силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», было запрещено.
Указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у является действующим, а, следовательно, подлежит применению.
Данный указ принят в целях защиты населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а введение ограничительных и иных мероприятий, в частности, запрет на проведение на территории Архангельской области, в том числе публичных и иных подобных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведения таких мероприятий, направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение положений указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, совершенное Тутане Т.Г., создало угрозу здоровью людей ввиду продолжающегося распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в городе Архангельске.
С учетом изложенного ссылка в жалобе на то, что расстояние до граждан составляло 5 метров и, при этом был соблюден масочный режим, правового значения не имеет.
Довод жалобы о нарушении указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у общественной баней, расположенной в городе Онега Архангельской области, не подлежит обсуждению в рамках данного дела, поскольку по смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим, постановление или решение по делу об административном правонарушении не может содержать выводы о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, при этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Нарушения привлечением Тутане Т.Г. к административной ответственности каких-либо ее конституционных прав, а также прав человека и основных свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, не усматривается, поскольку осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д., как указано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (часть 2 статьи 10), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановления о привлечении Тутане Т.Г. к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ вынесены судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Постановления вынесены судьей в пределах установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения Тутане Т.Г. к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
Вместе с тем при назначении Тутане Т.Г. административного наказания судьей городского суда оставлены без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Допущенные Тутане Т.Г. правонарушения имели место при совершении ею одного деяния 5 марта 2022 года в 11 часов 00 минут напротив дома № 182 по проспекту Ленина в городе Онега Архангельской области в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по факту выявленных нарушений, подведомственно одному и тому же судье.
Следовательно, Тутане Т.Г., совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В связи с изложенным постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 17 марта 2022 года и постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 23 марта 2022 года подлежат изменению путем назначения Тутане Т.Г. административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановления судьи Онежского городского суда Архангельской области от 17 марта 2022 года и от 23 марта 2022 года по делам № 5-38/2022 и 5-36/2022 соответственно, вынесенные в отношении Тутане Т.Г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения ей за совершение указанных административных правонарушений административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности от 17 июля 2017 года № 25-АД17-4 и № 25-АД17-3, от 7 декабря 2017 года № 5-АД17-75 и № 5-АД17-81 и других.
При этом при назначении административного наказания учитываю характер совершенных правонарушений, личность Тутане Т.Г., ее семейное и имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полагаю, что избранный вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения Тутане Т.Г. новых правонарушений.
В случае невозможности уплаты административного штрафа Тутане Т.Г. с учетом ее имущественного положения не лишена возможности обратиться в суд, вынесший постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 17 марта 2022 года, вынесенное в отношении Тутане Т.Г. по делу № 5-38/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и постановление судьи Онежского городского суда Архангельской области от 23 марта 2022 года, вынесенное в отношении Тутане Т.Г. по делу № 5-36/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, изменить.
Назначить Тутане Т.Г. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья А.С. Харлов