Дело № 2-1666/2024 2 мая 2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,
при секретаре Сизинцевой А.А.,
с участием прокурора Мезрина С.А.,
представителя ответчика Перевозчикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о понуждении устранить выявленные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (далее – МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС») о понуждении устранить выявленные нарушения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений выявлены нарушения в деятельности МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС».
На праве оперативного управления за МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» закреплена водоограждающая дамба № 1 на р. Ола у с.Гадля.
МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» как эксплуатирующая организация обязана осуществлять использование имущества в соответствии с требованиями законодательства.
В результате обследования выявлены нарушения требований статей 8, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», выразившиеся в ненадлежащем обеспечении безопасности гидротехнического сооружения.
Ссылаясь приведенные обстоятельства, просит суд обязать ответчика в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу убрать древесно-кустарниковую растительность, в том числе большие деревья на водоограждающей дамбе № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), спланировать гребень верхнего участка (отсыпанный в 2014 г.) водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), произвести подсыпку гребня с уплотнением в местах проседания на водоограждающей дамбе № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), провести комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надёжности водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222).
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования признал, суду пояснил, что с целью устранения выявленных нарушений проводится работа, поступили коммерческие предложения, стоимость услуг составит более 4 000 000 руб., срок оказания услуг 200 дней, полагает реальным сроком исполнения решения суда до 1 декабря 2025 г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства в деле, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В статье 3 данного Федерального закона эксплуатирующая организация определена как государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
В силу положений статей 8 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 Устава МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» целями деятельности Учреждения являются, в том числе обеспечение безопасности и управление гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности Магаданской области и гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен.
МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» на праве оперативного управления владеет водоограждающей дамбой № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222).
В судебном заседании установлено, что в нарушение приведенных положений закона водоограждающая дамба № 1 на р. Ола у с.Гадля содержится ненадлежащим образом, выявленные нарушения не устранены, мероприятия, связанные с устранением нарушений - убрать древесно-кустарниковую растительность, в том числе большие деревья, спланировать гребень верхнего участка (отсыпанный в 2014 г.), произвести подсыпку гребня с уплотнением в местах проседания, провести комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надёжности водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222) – не проводились.
Представитель ответчика доказательства устранения нарушений не представил, иск прокурора признал, пояснив суду о том, что работа ведется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения решения, судом приняты во внимание характер и длительность допущенного нарушения, значимость поставленного вопроса, объем наступления возможных последствий, отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в заявленный прокурором 7- месячный срок с даты вступления решения в законную силу, равно как отсутствие доказательств исполнения решения суда в указанный ответчиком срок.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным установить заявленный прокурором срок исполнения решения суда, полагая его достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о понуждении устранить выявленные нарушения, удовлетворить.
Обязать Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (ОГРН 1194910001670) в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу убрать древесно-кустарниковую растительность, в том числе большие деревья на водоограждающей дамбе № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), спланировать гребень верхнего участка (отсыпанный в 2014 г.) водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), произвести подсыпку гребня с уплотнением в местах проседания на водоограждающей дамбе № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222), провести комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надёжности водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола у с.Гадля (кадастровый номер 49:01:000000:2222).
Взыскать с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (ОГРН 1194910001670) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату принятия решения суда в окончательной форме – 7 мая 2024 г.
Судья А.Н. Благодёрова