Судья Рожкова И.П.
Дело № 7-445/2022 / 21-247/2022
УИД 59RS0004-01-2021-008023-31
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 21 марта 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника З. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.01.2022, постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 19.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,
у с т а н о в и л а:
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 19.10.2021 (исполнительное производство **-ИП), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.01.2022, Администрация города Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Администрации города Перми по доверенности З. просит принятые по делу акты отменить с прекращением производства по делу, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, учитывая принимаемые Администрацией города Перми меры для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения К., порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, а также ссылаясь на отсутствие надлежащего описания в протоколе об административном правонарушении, постановлении события вмененного правонарушения.
В рассмотрении жалобы законный представитель Администрации города Перми, защитник З., извещенные должным образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, исполнительное производство **-ИП, проверив дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Администрации города Перми к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ послужило неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном Ленинским районным судом г. Перми 09.02.2021 на основании вступившего в законную силу 10.12.2020 решения от 03.11.2020 по делу №2-5196/2020, требования о предоставлении К. на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонд, пригодного для постоянного проживания, в виде жилого дома или квартиры, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в срок до 26.07.2021, установленный постановлением от 25.06.2021 о взыскании исполнительского сбора.
Оставляя постановление без изменения, жалобу защитника З. – без удовлетворения, судья районного суда исходил из доказанности вины Администрации города Перми в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1 ст.25.15 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, Администрация города Перми в установленном порядке извещена о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ 14.10.2021 в 15 часов 00 минут. При составлении протокола об административном правонарушении участвовала защитник юридического лица З., которой было сообщено, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 15 часов 00 минут 19.10.2021 по адресу: ****, вручена копия протокола.
Сведения о том, что копия протокола об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела направлялась в Администрацию города Перми, отсутствуют. Из материалов дела, исполнительного производства не следует, что в адрес Администрации города Перми (ее законного представителя) в порядке, установленном ст.25.15 КоАП РФ, направлялось уведомление о времени и месте рассмотрения дела. Сведения о том, что в рассмотрении дела 19.10.2021 участвовал защитник Администрации города Перми, отсутствуют – в постановлении соответствующая информация не содержится.
При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (п.2 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ).
Несмотря на это 19.10.2021 без извещения законного представителя Администрации города Перми должностное лицо Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю в нарушение названных норм рассмотрело дело и вынесло оспариваемое постановление, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим нарушение права юридического лица на защиту.
При том, что, исходя из содержания протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела извещался исключительно защитник, такое извещение не свидетельствует о соблюдении порядка рассмотрения дела должностным лицом, поскольку в соответствии с положениями главы 25 КоАП РФ защитник является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, согласно ст.25.5 КоАП РФ допускается к участию в деле с момента возбуждения производства по делу, наделен комплексом самостоятельных прав, предусмотренных ч.5 данной нормы, в том числе, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать постановления по делу.
На момент рассмотрения дела 19.10.2021 сведений об извещении законного представителя Администрации города Перми у должностного лица административного органа не имелось.
Изложенное выше не позволяет сделать вывод, о соблюдении порядка извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 19.10.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.01.2022 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, правомочному рассмотреть дело. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для названной категории дел, не истек.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы по существу вмененного деяния сторона защиты вправе приводить при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 19.10.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.01.2022 отменить; дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Перми - возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, правомочному рассмотреть дело.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись