Производство № 2-3551/2022
УИД 28RS0004-01-2022-003885-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием истца НН, представителя ответчика АВ,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НН к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
НН обратилась в суд с указанным заявлением к ОПФР по Амурской области, в обоснование заявленных требований указав, что 23 августа 2021 года обратилась в УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии. Решением УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) в назначении пенсии было отказано, в специальный стаж работы истца не были включены периоды работы в должности библиотекаря на 0,5 ставки и в должности директора. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку в указанные периоды истец фактически работала учителем начальных классов, имела установленную учебную нагрузку, работа была непосредственно связана с обучением детей, в связи с чем полагала, что имеет право на назначение пенсии по льготным основаниям.
На основании изложенного, истец НН просила суд признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 03 сентября 2021 года № 176462/21 в части не включения в специальный стаж периодов работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года в должности библиотекаря на 0,5 ставки, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в должности директора; обязать ОПФР по Амурской области включить в льготный стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста периоды работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года в должности библиотекаря на 0,5 ставки, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в должности директора.
Истец в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, подробно изложила обстоятельства, указанные в иске. Указала, что всегда работала учителем начальных классов, с 2016 года получила квалификацию учителя русского языка. В оспариваемые периоды истец фактически работала учителем начальных классов и на 0,5 ставки выполняла обязанности библиотекаря, а также выполняла нагрузку директора. В связи с изложенным, просила требования иска удовлетворить.
Представитель ответчика требования искового заявления НН не признала, в обоснование своей позиции указала, что 23 августа 2021 года истец обратилась с заявлением о назначении пенсии. 03 сентября 2021 года решением УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) истцу отказано в назначении пенсии. На дату обращения специальный стаж истца составил 15 лет 01 месяц 08 дней. Оспариваемые истцом периоды не были включены при подсчете ее специального стажа, поскольку должность библиотекаря не предусмотрена списками должностей, работа в которых позволяет назначить пенсию по льготным основаниям; период работы истца в должности директора не был включен по причине того, что истцом не представлены доказательства выполнения педагогической работы. На основании изложенного, представитель ответчика просила в иске отказать.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами пенсионного дела, 23 августа 2021 года истец НН обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Согласно решению УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 03 сентября 2021 года № 176462/21 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ НН отказано, поскольку специальный стаж истца на день обращения за назначением пенсии составил 15 года 01 месяц 08 дней.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из решения УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 23 января 2020 года № 176462, при определении права, в числе прочего, рассмотрены и не включены в специальный стаж истца периоды работы в Новомихайловской средней общеобразовательной школе в должности библиотекаря на 0,5 ставки в период с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года по причине того, что данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждения для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781; в должности директора в период с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года, поскольку выписка ИЛС не содержит сведений о полной нагрузке.
Истец с решением ответчика об отказе в назначении пенсии в указанной части не согласилась, полагает, что данные периоды ее работы были незаконно не включены ответчиком в ее специальный стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Проверяя законность данного отказа, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пен-сии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06 декабря 2001 года № 310-0, согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует части 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно статьям 30, 31 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 3, 11, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ пенсия назначается лицам, имеющим определенный страховой стаж, в течение которого им уплачивались страховые взносы.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы в силу пункта 2 статьи 30 данного Федерального закона устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Данными Списками должность библиотекаря не поименована.
В соответствии с положением пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, в том числе из трудовой книжки истца серии АТ-VII № ***, заполненной 16 декабря 1994 года, что НН с 28 июня 1995 года принята на работу в Новомихайловскую среднюю школу на должность учителя начальных классов.
Из представленных в материалы дела архивной справкой Администрации Октябрьского района отдела образования от 16 декабря 2020 года № 09-15/К-58, а также приказов от 30 августа 2005 года № 37, от 28 августа 2009 года № 89п.1, от 29 августа 2007 года № 65, от 14 мая 2007 года № 32, от 14 марта 2007 года № 21, от 30 августа 2006 года № 55, от 29 августа 2008 года № 80.п.1, от 01 сентября 2012 года № 105, от 19 января 2012 года № 8, от 08 декабря 2010 года № 184, от 15 ноября 2010 года № 173, от 10 ноября 2010 года № 171, от 15 февраля 2010 года № 22, от 28 августа 2014 года № 80, от 19 октября 2010 года № 165, от 30 августа 2010 года № 104, от 15 марта 2010 года № 35, от 16 сентября 2013 года № 77, от 01 января 2013 года № 07, от 15 марта 2005 года № 9, от 26 сентября 2004 года № 69, от 15 января 2010 года № 5, от 14 декабря 2009 года № 140, от 15 октября 2009 года № 125 видно, что в период 16 декабря 1994 года по 10 апреля 2016 года НН исполняла трудовые обязанности как по основному месту работы – учитель начальных классов.
При этом из архивной справки и указанных выше приказов следует, что НН дополнительно устанавливалась учебная нагрузка, на основании приказа от 01 октября 2005 года № 47 НН – учитель начальных классов - также принята на должность библиотекаря на 0,5 ставки в порядке совмещения, а на основании приказа от 15 ноября 2014 года № 72 была освобождена от замещаемой по совместительству должности с 15 ноября 2014 года.
Из материалов дела следует, что в период с 01 января 2016 года по 10 апреля 2016 года НН разрешено совмещение учителя начальных классов и учителя русского языка с недельной нагрузкой 26 часов.
Из представленных в материалы дела карточек-справок, тарификационных списков за период с 2005 года по 2016 год усматривается, что НН действительно в период с 16 декабря 1994 года по 10 апреля 2016 года исполняла обязанности по основному месту работу учителя начальных классов, при этом в указанный период у истца имело место быть внутренне совмещение по должности библиотекаря на 0,5 ставки в период с 01 октября 2005 года по 15 ноября 2014 года и по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,75 ставки в период с 17 ноября 2014 года по 11 апреля 2016 года.
Оснований не доверять представленным стороной истца карточкам-справкам, тарификационным спискам у суда не имеется, поскольку сведения, содержащиеся в данных документах, объективно подтверждены архивной справкой Администрации Октябрьского района отдела образования. При этом, данные сведения стороной ответчика не оспорены.
При таких обстоятельствах, когда судом достоверно установлено, что в период с 16 декабря 1994 года по 10 апреля 2016 года НН выполняла трудовые обязанности в Новомихайловской средней общеобразовательной школе по должности учителя начальных классов как по основному месту работы на полную ставку, а в спорный период с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года выполняла работу по внутреннему совмещению по должности библиотекаря на 0,5 ставки, оснований для рассмотрения периода работы истца с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года как работы в должности библиотекаря не имелось.
Кроме того, ни архивная справка Администрации Октябрьского района отдела образования, ни трудовая книжка НН не содержат сведений об увольнении или переводе истца с должности учителя начальных классов на должность библиотекаря.
В соответствии с пунктами 4, 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Указанным Списком в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность учителя, а в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены все общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения закона в совокупности с установленным судом фактом работы истца в спорный период с 01.10.2005 года по 10.04.2016 года по должности учителя начальных классов и по совмещению на 0,5 ставки по должности библиотекаря, принимая во внимание, что должность учителя начальных классов прямо поименована в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, суд приходит к выводу, что невключение УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) данного периода работы истца в специальный стаж не обоснованно.
Рассматривая обоснованность исключения из специального стажа истца периодов ее работы с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года по должности директора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ранее исследованному решению УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 03 сентября 2021 года № 176462/21 период работы НН с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года по должности директора был исключен из специального стажа при причине отсутствия сведений о полной нагрузке.
Вместе с тем, из архивной справки Администрации октябрьского района Амурской области отдела образования от 16 декабря 2020 года № 09-15/К-58, приказа от 16 сентября 2016 года № 164-к, а также тарификационных списков и карточек-справок за спорный период следует, что с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года НН исполняя обязанности директора МБОУ СОШ с. Новомихайловка, в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительно выполняла работу по должности учителя математики, русского языка и литературы с нагрузкой 14 недельных часов за дополнительную плату.
Учитывая положения вышеприведенного пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, принимая во внимание то обстоятельство, что школа, в которой осуществляла трудовую деятельность истец, находится в сельской местности в с. Новомихайловка, невыполнение НН 1 ставки по должности учителя в спорный период работы не влияет на ее право на назначение досрочной пенсии по старости.
Таким образом, период работы с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года подлежит зачету в стаж работы истца, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях, поскольку в силу приведенного законодательства для учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, подтверждения выполнения педагогической работы в объеме полной ставки по занимаемой должности не требуется.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что оспариваемые истцом периоды работы были необоснованно не включены в специальный стаж НН, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 03 сентября 2021 года № 176462/21 в части не включения в стаж истца периодов работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года является незаконным, а требования НН в данной части подлежат удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что у ответчика ОПФР по Амурской области отсутствовали правовые основания для исключения спорных периодов работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года из специального стажа НН, дающего ей право на досрочное назначение пенсии со снижением возраста, указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца.
Таким образом, требования искового заявления НН к ОПФР по Амурской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования НН удовлетворить.
Признать незаконным решение УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) от 03 сентября 2021 года № 176462/21 в части невключения в специальный стаж работы НН периодов работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года по должности библиотекаря на 0,5 ставки, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года по должности директора.
Обязать ОПФР по Амурской области включить НН в специальный стаж работы периоды работы с 01 октября 2005 года по 10 апреля 2016 года по должности библиотекаря на 0,5 ставки, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года по должности директора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 года.