Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-189/2023 ~ М-72/2023 от 06.02.2023

Дело

Поступило в суд <.....>

УИД 54RS0-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<.....>                                                             <...>

                                       <...>

Купинский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Дроздовой А.С.,

при секретаре судебного заседания Лымарь Е.С.,

с участием:

истца - помощника прокурора <...> Жучковой Ж.А.,

ответчика - представителя администрации <...> Ульяновой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах Маренич Е. В. к администрации <...> об обязании восстановить Маренич Е. В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

                                        Установил:

<...>, действующий в интересах Маренич Е. В., обратился в Купинский районный суд <...> с иском к администрации <...> об обязании восстановить Маренич Е. В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой <...> по обращению Маренич Е.В. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой в администрации <...> выявлены нарушения жилищных прав Маренич Е.В.

В ходе проверки установлено следующее.

На основании постановления администрации рабочего посёлка <...> от <.....> В. (в настоящее время Маренич) Е.В. поставлена на учёт внеочередного получения жилья как лицо, относящееся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи со вступлением в силу закона <...> от <.....> -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией <...> принято постановление от <.....> о включении Маренич (В.) Е.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

На основании заявления от <.....> Маренич Е.В. об исключении её из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Маренич (В.) Е.В. была исключена из указанного списка администрацией <...> и включена в Список администрации <...> <.....> под .

На основании постановления администрации <...> от <.....> Маренич Е.В. была исключена из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ею было приобретено жилое помещение по адресу: <...>.

На момент включения Маренич Е.В. в вышеуказанный список за ней не было закреплено жильё, а также она не являлась собственником какого - либо жилого помещения.

Жилое помещение по адресу: <...>, приобретено Маренич Е.В. <.....> за счёт средств материнского капитала в связи с рождением второго ребёнка. Правообладателем 1/4 доли указанного жилого дома Маренич Е.В. является с <.....>.

До настоящего времени своё право на получение жилого помещения как лицо, относящееся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Маренич Е.В. не использовала.

По указанным основаниям прокурором <...> <.....> главе <...> внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения требования прокурора не были удовлетворены, нарушения не устранены, до настоящего времени Маренич Е.В. не восстановлена в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Маренич Е.В. обратилась к прокурору <...> с просьбой о защите её нарушенных жилищных прав, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в её интересах.

Просит суд обязать администрацию <...> восстановить Маренич Е. В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

<.....> определением суда, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социального развития <...>.

<.....> определением суда, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечён Маренич А.Н.

В судебном заседании истец - помощник прокурора <...> Жучкова Ж.А. пояснила аналогично изложенному в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Маренич Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом. Согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования прокурора <...> поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации <...> Ульянова Н.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что Маренич Е.В. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет. В рамках проводимой отделом опеки и попечительства администрации <...> инвентаризации списка была осуществлена проверка наличия в собственности жилых помещений у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших 23 лет. В ходе инвентаризации были получены сведения о приобретении <.....> Маренич Е.В. в собственность жилого дома площадью 24,2 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в котором Маренич Е.В. является правообладателем ? доли. На момент приобретения указанного жилого дома Маренич Е.В. достигла возраста 23 лет. Приобретение в собственность вышеуказанного жилого дома прослужило основанием для исключения Маренич Е.В. из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на основании пп.2 п.3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ. При таких обстоятельствах, Маренич Е.В. не может быть включена в вышеуказанный список и не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по договору специализированного найма. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - представитель Министерства труда и социального развития <...>, своевременно и надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно возражениям от <.....> просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Маренич Е.В. является собственником жилого помещения (обеспечена жилым помещением). Кроме того, учитывая положения ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ Маренич Е.В. может быть восстановлена в списке (при наличии в собственности жилого помещения) только в случае, если проживание Маренич Е.В. в указанном жилом помещении признано невозможным. При этом, документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, истцом не представлено. В настоящее время Маренич Е.В. не относится к категории граждан, на которых распространяется Порядок установления факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утверждённый Постановлением <...> от <.....> -п, в связи с достижением возраста более 23 лет. Таким образом, невозможность проживания в указанном жилом помещении может быть обусловлена только непригодностью в связи с его аварийностью. Документов, подтверждающих данные обстоятельства, истцом не представлено. Основания приобретения права собственности на жилое помещение (договор купли - продажи, дарение, наследование) в данном случае правового значении не имеют.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Маренич А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащем образом. Согласно заявлению и телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение заявленных исковых требований прокурора <...> оставил на усмотрение суда.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, о чём не возражали участвующие в деле лица.

Выслушав доводы истца - помощника прокурора <...> Жучковой Ж.А., представителя ответчика администрации <...> Ульяновой Н.Ю., изучив представленные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

            Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

            Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

            Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

            Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильём закреплены Федеральным законом от <.....> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

            Абзац четвёртый статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

            Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

            Статьёй 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

            В соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

            Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

            Согласно п.3.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

            1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

            2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьёй, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

            3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

            4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

            5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Пунктом 4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

            1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

            лишённых родительских прав в отношении этих детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

            страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

            2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

            3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

            4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

            Согласно п.5 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок установления факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

            В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

            В силу п.1.1 ст.<...> от <.....> -ОЗ (ред. от <.....>) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Постановлением Законодательного <...> от <.....> -ЗС) формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), на территории <...> осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (вместе с «Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства») утверждены Правила формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

            Так, согласно п.20 вышеуказанного Порядка дети - сироты, лица из числа детей - сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных п.3.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

            В судебном заседании установлено, что на основании решения федерального суда общей юрисдикции <...> от <.....> В.В.Г. и В.И.Г. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: В.А.В., <.....> года рождения, и Водиной Е. В., <.....> года рождения.

            На основании постановления администрации рабочего посёлка <...> от <.....> Маренич (В.) Е.В. была поставлена на учёт внеочередного получения жилья как лицо, относящееся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            В связи со вступлением в силу закона <...> от <.....> -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией <...> принято постановление от <.....> о включении В. (Маренич) Е.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

            На основании заявления Маренич Е.В. об исключении её из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Маренич Е.В. была исключена из указанного списка администрацией <...> и включена в список администрации <...> <.....> под .

            На момент включения Маренич Е.В. в вышеуказанный список за ней не было закреплено жильё, а также она не являлась собственником какого - либо жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2023-126154190 от <.....> правообладателями жилого помещения общей площадью 24,2 кв. м, с кадастровым номером 54:15:011325:86, расположенного по адресу: <...>, являются: М.М.А., <.....> года рождения, С.Я.В., <.....> года рождения, - по ? доле каждому; Маренич А.Н. и Маренич Е.В. - общая долевая собственность, ? доля в совместной собственности.

Из договора купли - продажи от <.....> следует, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, приобретены за счёт средств материнского (семейного) капитала: М.М.А., <.....> года рождения, С.Я.В., <.....> года рождения, - по ? доле каждому; 2/4 доли в праве общей долевой собственности в общую совместную собственность супругов Маренич А.Н. и Маренич Е.В.

На основании постановления администрации <...> от <.....> Маренич Е.В. исключена из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ею было приобретено жилое помещение по адресу: <...>.

<.....> и.о. прокурора <...> главе администрации <...> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жильём детей - сирот, согласно которому следовало в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений законодательства, а именно включить Маренич Е.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и обеспечить жилым помещением в соответствии с требованиями и нормами федерального законодательства.

Однако, по результатам рассмотрения требования и.о. прокурора не были удовлетворены, нарушения не устранены, до настоящего времени Маренич Е.В. не восстановлена в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Маренич Е.В. обратилась к прокурору <...> с просьбой о защите её нарушенных жилищных прав, в связи с чем, прокурор обратился в суд в её интересах.

Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты прав путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании вышеизложенного судом установлено, что Маренич Е.В. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно договору купли - продажи от <.....> жилой дом общей площадью 24,2 кв. м, расположенный по адресу: <...>, приобретён в общую долевую собственность за счёт средств материнского (семейного) капитала: М.М.А., <.....> года рождения, С.Я.В., <.....> года рождения, - по ? доле каждому; 2/4 доли в праве общей долевой собственности в общую совместную собственность супругов Маренич А.Н. и Маренич Е.В.

По общему правилу, установленному статьёй 39 Семейного кодекса Российской Федерации, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

            Согласно решению шестого созыва Совета депутатов <...> от <.....> «Об утверждении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения на территории <...>» утверждена учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, на основании вышеизложенного каждому собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <...>, принадлежит по 6,05 кв. м общей площади жилого помещения. Следовательно, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения. И поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на Маренич Е.В. менее учётной нормы площади жилого помещения, то она (Маренич Е.В.) имеет право состоять на учёте в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

С учётом установленных по делу и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <...> следует удовлетворить.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

По настоящему гражданскому делу прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Маренич Е.В. Ответчиком по делу является администрация <...>.

Согласно пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), также освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

     Решил:

Удовлетворить исковые требования прокурора <...> в интересах Маренич Е. В. к администрации <...> об обязании восстановить Маренич Е. В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать администрацию <...> восстановить Маренич Е. В., <.....> года рождения, уроженку р. <...>, в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через Купинский районный суд <...>, принявший настоящее решение.

Председательствующий:                                                   Дроздова А.С.

2-189/2023 ~ М-72/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Купинского района
Ответчики
Администрация Купинского района
Другие
Маренич АН
Маренич Елена Владимировна
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Суд
Купинский районный суд Новосибирской области
Судья
Дроздова Алла Сергеевна
Дело на странице суда
kupinsky--nsk.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Подготовка дела (собеседование)
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Дело оформлено
25.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее