Дело № 2-19/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2014 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А.,
с участием: истицы Ташкиновой Е.Е.,
представителя ответчика – главного специалиста отдела опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Караваевой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Ташкиновой Екатерины Егоровны к отделу по Юрлинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края,
у с т а н о в и л:
Ташкинова Е.Е. обратилась в суд с данным иском, указав в его обоснование, что она, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилья по договору социального найма из специализированного жилищного фонда, поскольку своего жилья не имеет, проживает на съёмной квартире. Ранее, 7 апреля 2005 года постановлением Юрлинского муниципального района за ней было закреплено жилое помещение, принадлежащее родителям. В настоящее время в нём проживать невозможно, что подтверждается актом и заключением от 12.07.2013 года. Однако отделом по Юрлинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу ей было отказано во включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Просит суд признать данное решение незаконным и включить её в указанный список как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица настаивает на иске по изложенным в нём основаниям. Дополнительно пояснила, что в возрасте 17 лет она осталась без попечения родителей. До достижения 18-летнего возраста её попечителем была сестра ФИО1. В этот период времени ни ей, ни попечителю органы опеки и попечительства не разъяснили необходимость постановки на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления в дальнейшем жилого помещения. О том, что детям, оставшимся без попечения родителей, государством предоставляется такая мера социальной поддержки, как получение жилого помещения, она узнала уже после достижения возраста 23 лет. Собрав пакет всех необходимых документов, истица обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства Юрлинского района о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но получила отказ. Считает, что в создавшейся ситуации виноваты органы опеки и попечительства Юрлинского района, т.к. не разъяснили ей её права и не предприняли никаких мер для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Сама она с данным заявлением в Юрлинское сельское поселение не обращалась. По её мнению, достигнув возраста 23 лет, она не утратила права на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Представитель ответчика Караваева Н.Д. иск не признала, суду пояснила, что постановлением администрации Юрлинского муниципального района от 07 апреля 2005 года истица была признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Этим же постановлением за ней было закреплено жилое помещение в <адрес>, где она проживала с родителями. Жильё было пригодным для проживания. После достижения 18 лет Ташкинова Е.Е. могла самостоятельно определить судьбу этого жилого помещения. Органы опеки контролируют несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста. Учитывая, что Ташкинова Е.Е. обратилась с заявлением о постановке на учёт в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края уже после достижения ею возраста 23 лет, поставить её на такой учёт не представляется возможным.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно свидетельству о рождении Ташкиновой Е.Е., ее родителями являются ФИО2 и ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ мать истицы ФИО3 умерла, что подтверждено свидетельством о смерти №.
ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2 был заключён под стражу, а ДД.ММ.ГГГГ осуждён по ч.4 ст.111 УК Российской Федерации к наказанию в виде девяти лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Данные обстоятельства подтверждены приговором Юрлинского районного суда Коми-Пермяцкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу.
Таким образом, неопровержимым является факт того, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
07 апреля 2005 года администрацией Юрлинского района Коми-Пермяцкого автономного округа принято постановление №, которым попечителем несовершеннолетней Ташкиновой Е.Е. назначена ФИО1, за несовершеннолетней Ташкиновой Е.Е. закреплена жилая площадь – дом в <адрес>, где она проживала с родителями.
Как следует из справки, выданной администрацией Юрлинского сельского поселения, выписки из похозяйственной книги, истица до настоящего времени зарегистрирована в указанном жилом помещении.
Согласно акту обследования жилого дома от 12.07.2013 года и заключению межведомственной комиссии от 12.07.2013 года дом, где зарегистрирована истица, признан непригодным для постоянного проживания.
В связи с данным обстоятельством Ташкинова Е.Е. 27.11.2013 года обратилась в отдел опеки и попечительства по Юрлинскому району с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. 17.12.2013 года ей было отказано в этом в связи с тем, что она утратила статус лица, относившегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её возраст превысил 23 года.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 9 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, встали (поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В данном же случае истица до достижения ею возраста 23 лет с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, она обратилась в отдел опеки и попечительства по Юрлинскому району с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения только 27.11.2013 года, т.е. в возрасте 26 лет. Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Истицей Ташкиновой Е.Е. не представлено доказательств того, что причины, по которым она не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в данном случае могут быть признаны судом уважительными.
Не имеется оснований считать, что истица не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния её здоровья, которое объективно не позволяло ей в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет истица предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не была поставлена на учет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
Судом бесспорно установлено, что истица не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан. До достижения 23-летнего возраста она не обращалась в администрацию Юрлинского сельского поселения о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
В судебном заседании установлено, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицы в компетентный орган по вопросу постановки её на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период её возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
Таким образом, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Ташкиновой Екатерине Егоровне в удовлетворении искового заявления к отделу по Юрлинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова