Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-40
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«20» июня 2023 года <адрес>
Избербашский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего-судьи Исаева И.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> Караевой С.А.,
представителя ответчика директора ГКУ РД «Детский <адрес>» <адрес> Рамазановой В.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам. прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданному в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГКУ РД «Детский <адрес>», Министерству образования и науки РД, третьим лицам ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес>, Межрайонному отделу вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД" о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности учреждения, устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и требований об антитеррористической защищенности,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее:
Прокуратурой города во исполнение пункта 2 плана работы прокуратуры <адрес> на 1 полугодие 2023 г. с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте с круглосуточным пребыванием людей в Государственном казенном учреждении Республики Дагестан «Детский <адрес>» (далее – Детский <адрес>), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объект защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (далее – Правила).
Вместе с тем согласно информации начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в Детском <адрес> нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты на первом и втором этажах на путях эвакуации для отделки пола применяется горючий материал высокой пожарной опасности (ламинат) (ч. 5 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ);
- имеющаяся автоматическая установка пожарной сигнализации не соответствует проектной документацией (ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ);
- на объекте защиты не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (п. 12 Правил);
- объект защиты не обеспечивается эвакуационным освещением в круглосуточном режиме работы либо включением автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (п. 37 Правил);
- на объекте защиты не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты (п. 56 Правил);
- на объекте защиты допускается использование подвального этажа для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16 Правил);
- объект защиты не оснащен двумя эвакуационными выходами из помещения, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек (столовая) (абз. 2 п. 4.2.7 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194);
- на кровле здания с уклоном кровли более 12 процентов, и при высоте здания свыше 7 метров, отсутствует ограждение (Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288);
- территория объекта защиты не обеспечена направлением движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил);
- при эксплуатации объекта защиты руководитель организации не обеспечил соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ (п. 13 Правил).
В целях устранения вышеуказанных нарушений отделом надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ директору Детского <адрес> было выдано предписание.
Вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены.
Таким образом, вследствие неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности объекта образования с круглосуточным пребыванием людей не обеспечивается безопасность для неопределенного круга лиц – несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения, имеется непосредственная угроза для их жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате невыполнения мероприятий по пожарной безопасности Детского <адрес>, являющегося образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием детей, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью воспитанников и работников, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, в случае возникновения пожара.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности учреждения.
2. Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, являющегося учредителем образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>».
3. Обязать Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты на первом и втором этажах на путях эвакуации для отделки пола не применять горючий материал высокой пожарной опасности (ламинат);
- имеющуюся автоматическую установку пожарной сигнализации привести в соответствие с проектной документацией;
- на объекте защиты обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;
- обеспечить объект защиты эвакуационным освещением в круглосуточном режиме работы или включение автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения;
- на объекте защиты обеспечить наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты;
- на объекте защиты не допускать использование подвального этажа для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- объект защиты оснастить двумя эвакуационными выходами из помещения, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек (столовая);
- на кровле здания установить ограждение;
- территорию объекта защиты обеспечить направлением движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- при эксплуатации объекта защиты руководителю организации обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществлять проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ;
4. Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты – Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>».
В последующем зам. прокурора Алибеков А.И., представил суду заявление о дополнении (изменении) предмета иска увеличении исковых требований (в порядке ст. 39 ГПК РФ) в котором указал следующее:
В производстве Избербашского городского суда РД находится исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Детский <адрес>» (далее - Детский <адрес>), Министерству образования и науки Республики Дагестан и третьему лицу - ОНД и ПР № и ПР ГУ ЧС России по РД по <адрес> и <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением специалистов ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес> и Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии» РФ по РД (далее - МОВО по <адрес>) в Детском <адрес> выявлены также нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП ДД.ММ.ГГГГ-20 (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, физическому развитию, оздоровлению, абилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства (п. 1.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 32 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (далее - СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (п.1.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно справке санитарно-эпидемиологического обследования установлено, что в Детском <адрес> соблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства не обеспечено, а именно:
территория требует благоустройства, местами на асфальтном покрытии дорожек имеются трещины, ямки (п.2.2.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
в туалетных для девочек туалетные кабины не оборудованы дверьми. Туалетные кабины не оснащены держателями для туалетной бумаги, не обеспечены электро- или бумажными полотенцами, (п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в спальных корпусах дополнительно не предусмотрено дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах) (п.2.8.7. СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в душевых установлено два смесителями с душевой насадкой, не отделены перегородкой (п.3.7.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в пищеблоке потолки нуждаются в проведении ремонта, в производственном цехе потолки местами побелка треснута, осыпается, из-за несоблюдения должного температурного режима, неэффективной работы вытяжной вентиляции, и покраски водостойкими красками (п.2.5.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
витаминизация блюд не проводится (п.8.1.6 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
не соблюдаются требования к среднесуточному набору пищевых продуктов, (по накопительной за январь 2023г.) - рыба-42,0 (при норме 80/1 Югр), молоко, кисломолочные продукты-247,0 мл (при норме 500мл), творог 25,0 гр ( при норме 60/70), овощи - 192,0 гр (при норме 400/475 гр), (таб.№ Приложение № СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20). Превышает значения: Мясо птицы-144,Огр. (при норме 40/50 гр), крупы, бобовые, макаронные изделия- 169,0 (при норме 60/75 гр) (Приложение № СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Федеральный закон № 35-ФЗ) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
С учетом Федерального закона № 35-ФЗ, под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно пп. «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из информации начальника МОВО по <адрес> следует, что система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не соответствует предъявляемым требованиям.
Таким образом, вследствие неисполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности Детского <адрес>, объекта с круглосуточным пребыванием людей не обеспечивается безопасность для неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения, имеется непосредственная угроза для их жизни и здоровья.
Увеличение размера исковых требований обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку Детский <адрес> является социальным учреждением и местом массового пребывания людей, а при наличии указанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности создается угроза жизни и здоровью людей и в случае совершения террористического акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ГПК, прошу дополнить иск следующими исковыми требованиями, просит суд:
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности учреждения.
Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, являющегося учредителем образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>».
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности, а именно:
благоустроить территорию социального учреждения;
в туалетных для девочек туалетные кабины оборудовать дверьми. Туалетные кабины оснастить держателями для туалетной бумаги, обеспечить электро или бумажными полотенцами.
в спальных корпусах дополнительно предусмотреть дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах);
душевые отделить перегородкой;
провести ремонт в пищеблоке (потолки нуждаются в проведении ремонта, в производственном цехе потолки местами побелка треснута, осыпается);
проводить витаминизацию блюд;
соблюдаются требования к среднесуточному набору пищевых продуктов, не превышать значения к определенному набору продуктов.
привести в соответствие систему оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>».
Помощник прокурора <адрес> Караева С.А., в судебном заседании исковые требования, дополнения (изменения) предмета иска, увеличение исковых требований поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, а так же пояснила о том, что вариантов окончания заключением мирового соглашения не имеется.
Представитель ответчика – директор ГКУ РД «Детский <адрес>» <адрес> Рамазанова В.А., в судебном заседании исковые требования дополнения (изменения) предмета иска, увеличение исковых требований не признала, пояснив, что она не согласна и не считает, что она как руководитель бездействует, так как без финансирования устранить выявленные нарушения в полном объеме невозможно. Так же пояснила, что учредитель обратился в Министерство финансов о выделении денежных средств. Просит учесть, что на момент рассмотрения дела устраненные нарушения и на основании этого вынести решение.
Представитель ответчика Министерства образования и науки РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не просил об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в его отсутствие, представитель по доверенности № от 2.11.2022г. ФИО5 направила 30.03.2023г. в адрес суда отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица - Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД», будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не просили об отложении дела на другой срок, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности № Д-1/15 от 01.01.2023г. ФИО6 просила рассмотреть дело без своего участия, в виду занятости по работе. Исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица - ОНД и ПР № УНДиПР ГУ МЧС России по РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не просил об отложении дела на другой срок, начальник ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> ФИО7 просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не просил об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства образования и науки РД по доверенности № от 2.11.2022г. ФИО5, направила 30.03.2023г. в адрес суда отзыв на исковое заявление в котором указала следующее:
В производстве Избербашского городского суда Республики Дагестан находится гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданного в отношении неопределенного круга лиц к Минобрнауки РД и ГКУ РД «Детский <адрес>» о несоблюдении требований законодательства о пожарной безопасности на объекте с круглосуточным пребыванием людей в ГКУ РД «Детский <адрес>».
Одним из требований, указанных в исковом заявлении, является требование о финансировании проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты.
Министерство образования и науки Республики Дагестан в пределах своей компетенции взаимодействует с Министерством финансов Республики Дагестан при осуществлении функции управления бюджетным процессом.
Минобрнауки РД в целях устранения нарушений, перечисленных в исковом заявлении, было направлено обращение в Минфин РД о выделении денежных средств из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2023 год в сумме 2 336 665 рублей. При поступлении финансирования все необходимые меры будут предприняты.
На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст.28 данного федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 федерального закона).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом ГКУ РД «Детский <адрес>» учредителем учреждения и собственником его имущества является <адрес>; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются Минобрнауки РД. Согласно подп.4.3. Устава, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения, в установленном порядке осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания; осуществляет контроль за деятельностью учреждения.
Согласно подпункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с частями 3, 3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 ФЗ №).
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила о противопожарном режиме, которое утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В силу положений ст.37, ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> во исполнение задания Прокуратуры РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в ГКУ РД «Детский <адрес>».
В ходе проведенной совместно с представителями МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД и ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проверки в зданиях и помещениях ГКУ РД «Детский <адрес>» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), в частности:
- на объекте защиты на первом и втором этажах на путях эвакуации для отделки пола применяется горючий материал высокой пожарной опасности (ламинат) (ч. 5 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ);
- имеющаяся автоматическая установка пожарной сигнализации не соответствует проектной документацией (ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ);
- на объекте защиты не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (п. 12 Правил);
- объект защиты не обеспечивается эвакуационным освещением в круглосуточном режиме работы либо включением автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (п. 37 Правил);
- на объекте защиты не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты (п. 56 Правил);
- на объекте защиты допускается использование подвального этажа для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16 Правил);
- объект защиты не оснащен двумя эвакуационными выходами из помещения, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек (столовая) (абз. 2 п. 4.2.7 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194);
- на кровле здания с уклоном кровли более 12 процентов, и при высоте здания свыше 7 метров, отсутствует ограждение (Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288);
- территория объекта защиты не обеспечена направлением движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил);
- при эксплуатации объекта защиты руководитель организации не обеспечил соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ (п. 13 Правил).
Согласно проведенной совместно с представителями МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД и ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, а также специалистов ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес> проверки в зданиях и помещениях ГКУ РД «Детский <адрес>», дополнению к исковому заявлению от 30.03.2023г., выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), а именно:
территория требует благоустройства, местами на асфальтном покрытии дорожек имеются трещины, ямки (п.2.2.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
в туалетных для девочек туалетные кабины не оборудованы дверьми. Туалетные кабины не оснащены держателями для туалетной бумаги, не обеспечены электро- или бумажными полотенцами, (п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в спальных корпусах дополнительно не предусмотрено дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах) (п.2.8.7. СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в душевых установлено два смесителями с душевой насадкой, не отделены перегородкой (п.3.7.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
в пищеблоке потолки нуждаются в проведении ремонта, в производственном цехе потолки местами побелка треснута, осыпается, из-за несоблюдения должного температурного режима, неэффективной работы вытяжной вентиляции, и покраски водостойкими красками (п.2.5.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
витаминизация блюд не проводится (п.8.1.6 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
не соблюдаются требования к среднесуточному набору пищевых продуктов, (по накопительной за январь 2023г.) - рыба-42,0 (при норме 80/1 Югр), молоко, кисломолочные продукты-247,0 мл (при норме 500мл), творог 25,0 гр ( при норме 60/70), овощи - 192,0 гр (при норме 400/475 гр), (таб.№ Приложение № СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20). Превышает значения: Мясо птицы-144,Огр. (при норме 40/50 гр), крупы, бобовые, макаронные изделия- 169,0 (при норме 60/75 гр) (Приложение № СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Из объяснений представителя ГКУ РД «Детский <адрес>» <адрес> Рамазановой В.А., предоставившей приказ №-К от 23.04.2023г. о ее назначении на должность директора указанного учреждения в судебном заседании следует, что часть выявленных нарушений указанных в исковом заявлении были устранены, о чем были представлены соответствующие документы, а именно:
– П.4 Копия накладной № от 16.02.2023г., распечатки фотографий по установленным эвакуационным лампам; договор поставки № от 23.03.2023г.; – устранено;
– П.5 Копии инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты № от 16.02.2023г.; распечатки фотографий документов о порядке действия администрации в случае возникновения пожара а также список персонала; – устранено;
– П.7 Копии договора на выполнение работ по расчету рисков и независимой оценки пожарного риска помещений (зданий, сооружений) №-У от 14.02.2023г.; заявка на кассовые расходы № от 29.03.2023г.; копии независимой оценки пожарного риска; – устранено;
– П.8 Копии технического паспорта на Детский <адрес>; копия письма в Министерство образования и науки РД о выделении денежных средств № от 02.03.2023г.; копия сметы на выполнение работ по монтажу ограждения кровли в ГКУ РД «Детский <адрес>» <адрес> – устранено;
– П.9 Копии договора поставки пожарного знака № от 27.10.2021г.; распечатки фотографий указателей со светоотражающей поверхностью; – устранено.
– П.10 Копии договора составления проектной документации и огнезащитной обработки чердачных покрытий № от 16.02.2023г.; копия акта об оплате услуг № от 22.02.2023г.; копия протокола испытаний на контроль качества огнезащитной обработки конструкций из древесины № от 15.07.2021г.; копия свидетельства об аккредитации (подтверждения компетентности) экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты №/ЭО/19 от 13.08.2019г.; копии паспорта и инструкции по эксплуатации; копия договора огнезащитной обработки деревянных и чердачных покрытий № от 01.07.2021г.; копии локального сметного расчета; копия справки о стоимости выполненных работ и затрат от 02.07.2021г.; копии удостоверения о повышении квалификации; копии проекта производства работ по огнезащите деревянных конструкций чердачного покрытия зданий №-ОК; копии проекта производства работ по огнезащите деревянных конструкций чердачного покрытия зданий №-ОК; копии сертификата соответствия серии RU; копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений №-Б/00051 от 15.08.2016г.; копия протокола испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины № от 07.03.2023г.; копия акта обработки огнезащитным составом деревянных конструкций № от 07.03.2023г.; заявка на кассовые расходы № от 27.03.2023г.; – устранено.
Суду так же были представлены и другие документы, однако данные нарушения не были устранены, а именно:
– П.1 Копия письма в Министерство образования и науки РД о выделении денежных средств № от 01.03.2023г.; копия акта выявленных дефектов № от 17.02.2023г.; – не устранено.
– П.2 Копия акта о приемке выполненных работ №О13-36 от 04.10.2013г.; Копия письма в Министерство образования и науки РД о выделении денежных средств № от 02.03.2023г. и № от 09.02.2021г.; копия сопроводительного письма о состоянии антитеррористической защищенности объекта в Министерство образования и науки РД № от 28.09.2020г.; копия объяснительной от ФИО8 от 23.03.2023г.; копии договора на опробование работоспособности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре №-У от 13.02.2023г.; копии акта-сдачи приемки выполненных работ (оказанных услуг) № от 20.02.2023г.; копии протокола опробования работоспособности пожарной сигнализации и связанных с ней систем противопожарной защиты, в том числе системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре № от 20.02.2023г.; копия акта проверки работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре № от 06.10.2022г.; копия акта испытаний ВПВ на работоспособность № от 06.10.2022г.; – не устранено.
– П.3 Распечатка фотографий о категорирование по взрывоопасной и пожарной опасности; – не устранено.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о полном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности учреждения после проведенных проверок по запросам суда, на день рассмотрения дела материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены.
Таким образом, поскольку как указано выше, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является обязанностью не только образовательных учреждений, но и учредителя и собственника имущества Учреждения, при этом действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности с наличием финансовых возможностей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Детский <адрес>» (далее – ГКУ РД «Детский <адрес>»), Министерству образования и науки РД (далее - Минобрнауки РД), третьему лицу ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности учреждения, обязании ответчиков устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности учреждения.
Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, являющегося учредителем образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>».
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты на первом и втором этажах на путях эвакуации для отделки пола не применять горючий материал высокой пожарной опасности (ламинат);
- имеющуюся автоматическую установку пожарной сигнализации привести в соответствие с проектной документацией;
- на объекте защиты обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;
- на объекте защиты не допускать использование подвального этажа для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты – Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>».
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Детский <адрес>» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности, а именно:
благоустроить территорию социального учреждения;
в туалетных для девочек туалетные кабины оборудовать дверьми. Туалетные кабины оснастить держателями для туалетной бумаги, обеспечить электро или бумажными полотенцами.
в спальных корпусах дополнительно предусмотреть дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах);
душевые отделить перегородкой;
провести ремонт в пищеблоке (потолки нуждаются в проведении ремонта, в производственном цехе потолки местами побелка треснута, осыпается);
проводить витаминизацию блюд;
соблюдаются требования к среднесуточному набору пищевых продуктов, не превышать значения к определенному набору продуктов.
привести в соответствие систему оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и об антитеррористической защищенности Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Детский <адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном суде РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья И.М. Исаев
мотивированное решение
составлено 22.06.2023